Статья:

Вишнёвый сад А. П. Чехова – отражение символизма русского театра

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Аббасхилми А.Я. Вишнёвый сад А. П. Чехова – отражение символизма русского театра // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 84-90.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Вишнёвый сад А. П. Чехова – отражение символизма русского театра

Аббасхилми Абдулазиз Яссин
д-р филол. наук, Дияльский университет, Ирак, г. Дияла

 

Аннотация. В данной статье изучена пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Основной акцент в статье делается на том, как А.П. Чехову в пьесе удалось объединить вместе героев прошлого, настоящего и будущего. Рассматриваются события, происходившие в начале XX века в России, которые смогли оказать влияние на твор­чество А.П. Чехова. Было рассмотрено, каким образом Чехову удалось в вишневом саде и поместье олицетворить всю Россию.

 

Ключевые слова: сад; хронотоп; драматургия; культура; поколения; символизм; русский театр; отечественная литература.

 

Русский писатель, драматург, прозаик, классик русской и мировой художественной литературы А.П. Чехов является автором более трехсот литературных произведений, которые принадлежат разным жанрам. Произведения, написанные Чеховым, не только продолжают, но и развивают лучшие традиции отечественной классической литературы.

До А.П. Чехова русский театр переживал период кризиса. Именно Чехову удалось внести неоценимый вклад в развитие театральной деятельности, вдохнуть в театр новую жизнь [4].

В период XIX века русская драматургия и театр отличались характерной традицией серьезной или высокой комедии. А.С. Пушкиным были посвящены этому следующие строки, что такая комедия «не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, — и что нередко близко подходит к трагедии». Сложившаяся ситуация способствовала тому, что такой сложный жанр был назван «трагикомедией» [6].

Писателю удавалось выхватывать небольшие сюжеты из быта персонажей, приближая тем самым драматургию к реальности. В пьесах Чехова отсутствуют интриги, в них нет открытых конфликтов.

Но и без этого пьесы А.П. Чехова заставляют зрителя задуматься, так как сюжетная линия отражает в себе тревогу того переломного исторического периода [2].

В тот момент времени общество будто застыло, предчувствуя скорые перемены.

Это способствовало тому, что персонажами чеховских произ­ведений были представители всех социальных слоев. В рамках простого сюжета Чехов знакомил зрителей с историями героев до описываемых событий, давая возможность домыслить их дальнейшую судьбу [10].

Такой художественный прием позволил драматургу удивительным способом смешать прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад». Для этого Чехов соединил в своем произведении не только людей разных поколений, но и разных эпох. Чехов не идеализирует ни одно из них: каждая эпоха имеет свои достоинства и недостатки.

За такой подход читатели и ценят творчество А.П. Чехова. Драматург исключительно объективно относится к событиям действительности. Писатель не предпринимает попытки убедить читателя, что будущее беззаботно или прошлое достойно поклонения. Одновременно с этим к событиям настоящего Чехов относится наиболее критично [5].

Для пьес А.П. Чехова является характерным размышления о судьбе России, а теме будущего было предопределено центральное место в пьесе «Вишневый сад».

Чехову удалось довольно ярко разделить героев этой пьесы на три категории: прошлое, настоящее и будущее [9].

Представителями прошлого в пьесе «Вишневый сад» являются самые старые персонажи всего действия: Раневская, Гаев и Фирс. Именно этим героям принадлежат высказывания о том, чем для них было прошлое. Прошлое они характеризуют как время, в котором все было легко и прекрасно. В то время было деление на господ и слуг, для каждого было определено свое место и предназначение. У этих героев никак не получалось приспособиться к современным реалиям жизни. Их сложившееся положение местами кажется читателям смешным, ведь их поступки абсурдны [7].

Фирс расценивал отмену крепостного права в качестве величайшего горя для себя, он отказался от воли и остался в имении. Он испытывал искреннюю любовь к семье Раневской и Гаева и хранил им преданность до самого конца.

Аристократка Любовь Андреевна и её брат видели в прошлом время, когда им не приходилось думать о таких низменных вещах как деньги. В прошлом они могли наслаждаться жизнью и заниматься тем, что доставляет им удовольствие. Они ценили красоту нематериальных вещей. По этой причине им было нелегко принять новые порядки, когда высокоморальные ценности были заменены вещественными ценностями. Разговоры о деньгах и способах их заработка они расценивали в качестве унижения. По этой причине предложение Лопахина о сдаче в аренду земли, которая, по сути, была занята никчемным садом, было воспринято как пошлость. Раневская и Гаев не были способны принять решения о судьбе вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему.

Для спасения имения, владельцам всего лишь было необходимо на выгодных условиях сдать его. Но их щепетильность и заносчивость не позволяет им сделать это. Они видят непристойность в том, что дачники осквернят их вишневые сады. Вместо этого они довели дело до того, что имение было продано Лопахину, который и вовсе подверг вырубке райские кущи. Этим примером Чехов хотел показать то, что дворяне не в силах позаботиться даже о самих себе, не то, что о России. Поведение представителей прошлого нерационально, у них капризный характер. Их жизнь складывалась таким образом, что они привыкли беззаботно жить за счет чужого труда. Можно сделать вывод, что они не смогли оправдать привилегии своего сословия, по этой причине суровая реаль­ность оставила их в прошлом. Они не смогли угнаться за событиями настоящего времени, так как были уверены, что реальность сама под них подстроится. Любовь Андреевна получив деньги, которые тетка прислала для Ани, перебирается в Париж, а Гаев идет служить в банк.

Смерть Фирса в конце пьесы в пустом доме под звуки вырубаемого сада весьма символична. Она символизирует тот факт, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Следует отметить, что у Чехова не было задачи очернить предста­вителей прошлого. Можно увидеть, как драматург наделил этих людей душевной тонкостью, чувством такта и другими подлинными доброде­телями. Они воспитаны, образованы и добры. Так, преданность старого слуги Фирса вызывает у читателя сочувствие. Его поведение показывает нравственное превосходство старшего поколения над современными людьми такими, как Лопахин [1].

Настоящее в пьесе «Вишневый сад» представляет Лопахин. Сам Лопахин характеризует себя, как «мужик мужиком» [11]. Ему удается подстроиться под время, мыслить по-новому, зарабатывать, используя для этого свой ум и чутье. Писатель представляет его, как целеустремленного и трудолюбивого, практичного и экономного. Этот герой может восхитить читателя своей деловой хваткой и готовностью поделиться опытом с бывшими господами, хотя имел полное право ненавидеть их. Одновременно с этим у Лопахина отсутствуют духовные запросы, он заботится лишь только о своем материальном благополучии и игнорирует при этом нравственные аспекты бытия. Его предками были крепостные, во владении отца была лавка, а сам Лопахин стал «бело­жилеточником», которому удалось сколотить значительное состояние. Чехов особое внимание уделял персонажу Лопахина, так как он представлял из себя типичного купца, к которому в связи с этим многие не скрывали пренебрежение. Он сам себя сделал, благодаря своему труду и желанию быть лучше, чем его предки не только в финансовом плане, но и в уровне образованности. Лопахин непрерывно следует к своему личному обогащению.

Петя Трофимов даже находит у Лопахина сходство с хищником, указывая одновременно на то, что для него характерна тонкая артистичная натура. Это доставляет Лопахину немалое количество душевных пере­живаний. Он прекрасно осознавал, какую красоту несет в себе старый вишневый сад, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может.

Настоящее Чехов сравнивает с хищным лесом, который подчиняется законам жестокости и силы, а не доброты, ума и милосердия. Лопахин представляет собой другую крайность, которая противоположна Раневской и Гаеву. Он сумел приспособиться к реальности. Но он ничем не лучше представителей прошлого, так как не собирается изменять обстоятельства настоящего к лучшему.

Представителями будущего являются Аня и Петя Трофимов, молодое поколение. Это молодые люди, которых переполняет сила и энергия. Но кроме этого, они желают изменить свои жизни. Эти молодые люди мечтатели и максималисты, которые оторваны от реального времени. Они романтичные и возвышенные, но одновременно с этим самостоя­тельные и умные. Они находятся в таком состоянии, когда готовы найти ошибки прошлого и настоящего, чтобы предпринять попытку исправить их.

Но при этом, Петя любит говорить и рассуждать о том, каким прекрасным и справедливым будет будущее, но не воплощает свои слова в жизнь. Именно это затрудняет ему окончание университета и не дает возможности хоть каким-то образом устроить свою жизнь. Петя не признает привязанность в любом её проявлении – направлена ли она на место или на другого человека. Петя Трофимов утверждал: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку» [11]. Из этих слов можно сделать вывод, что молодой человек непредвзято смотрит на происходящие события. Но одновременно с этим Петя проявляет равнодушие по отно­шению к вишневому саду: «Мы выше любви», — заявляет он. Этими словами Трофимов как бы снял с себя всякую ответственность за судьбу сада, а вместе с этим и всей России. Пете удалось увлечь своими идеями наивную Аню. Но, несмотря на это, она уже приготовила план по устройству своей жизни. Этот план воодушевляет её, и она готова «посадить новый сад, ещё краше прежнего». Петя и Аня без сомнения переполнены желанием изменить что-либо, но теряют корни. Именно этим и обеспокоен Чехов [3].

Одновременно с этим будущее в пьесе «Вишневый сад» предстает очень неопределенным и смутным. Кроме образованных Ани и Пети, в качестве представителей будущего следует рассматривать Яшу и Дуняшу. Следует обратить внимание, что Дуняша олицетворяет простую кресть­янскую девушка. Дуняшу зритель видит как молодую ветреную девушку, которая живет одним днем и мечтает только о любви, в то время как Яша предстает перед читателями беспринципным, пустым и жестоким человеком, который не привязан ни к кому и ничему. Чувство уважения к хозяевам у него отсутствует. Молодого лакея Яшу, после того, как он побывал заграницей, уже перестала прельщать Родина. Даже мать, которая пыталась встретиться с Яшей, была ему не нужна.

В пьесе «Вишневый сад» Гаева и Раневскую сменил Лопахин. Но ведь поколения Лопахина тоже предстоит кому-то сменить. А.П. Чехов написал эту пьесу в 1903 году. А если вернуться к истории, то можно увидеть, что через 13 лет, после написания этой пьесы, у власти оказались именно такие люди, которых олицетворял персонаж Яши.

В пьесе «Вишневый сад» драматург объединил вместе героев прошлого, настоящего и будущего. Только не внутреннее желание быть вместе и делиться своими мечтами и опытом связывало их. Персонажей держал старый вишневый сад и дом. Как только это все исчезает, разрываются и связи между героями и временем, которое они оли­цетворяют [8].

Пьеса Чехова «Вишневый сад» смогла таким образом отразить действительность, что описанные события не утратили своей актуальности даже по прошествии многих лет. Описанную историю следует характе­ризовать как цикличную. Она развивается в результате изменения общества, моральных и этических норм, которые так же переосмысляются со временем. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездей­ствии в настоящем, и без веры в будущее. Одно поколение сменяется другим, одни созидают, другие разрушают. Так происходило во времена А.П. Чехова и именно так развивается общество сегодня.

Прав был писатель, утверждая, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень. Так он указывает на важность того, что необходимо до­рожить красотой человеческой культуры, оберегать судьбу нашей планеты.

Светлые мысли драматурга были связаны с тем, что люди будут отвечать за свои поступки, совершенные в прошлом, настоящем и будущем.

Писатель надеялся, что люди, принимая свои решения, будут нести ответственность за культуру, за свои жизни, за белые березы, цветущие вишневые сады. Чехов, затрагивая эту тему в своем произведении, повлиял на то, что все эти вопросы предопределили одну из самых важнейших традиций отечественной литературы.

А.П. Чехов был культурным и чутким представителем той лучшей части интеллигенции его эпохи, которая сознавала, что жить так, как жила Россия в конце XIX века, нельзя. Писатель настаивал на том, что нельзя терять веру в существование какой-то иной жизни, светлой и красивой.

 

Список литературы:
1. Виноградова Е. Ю. Гибель символа (вишневый сад: реальность и символика) [Электронный ресурс] // Журнал «Новый филологический вестник». — 2018. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/gibel-simvola-vishnevyy-sad-realnost-i-simvolika (Дата обращения: 02.03.2019).
2. Горовая И. Г. К вопросу о языковом новаторстве А.П. Чехова [Электронный ресурс] // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». — 2014. — №11 (36). — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=1166044 (Дата обращения: 02.03.2019).
3. Кондратьева В. В. Мифопоэтическое пространство дома в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» [Электронный ресурс] // Журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета». —  2017. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/mifopoeticheskoe-prostranstvo-doma-v-piese-a-p-chehova-vishnevyy-sad (Дата обращения: 02.03.2019).
4. Крупчанов Л. М. Введение в литературоведение: учебник / Л.М. Крупчанов. — М.: Оникс, 2018. — 479 с.
5. Ларионова М. Ч. Народная культура в творчестве А. П. Чехова [Электронный ресурс] // Журнал «Научная мысль Кавказа». — 2016. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/narodnaya-kultura-v-tvorchestve-a-p-chehova (Дата обращения: 02.03.2019).
6. Мухин М. Ю. Проза, драматургия, публицистика и переписка А. П. Чехова в сопоставительно-статистическом ракурсе [Электронный ресурс] // Журнал «Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения». — 2016. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proza-dramaturgiya-publitsistika-i-perepiska-a-p-chehova-v-sopostavitelno-statisticheskom-rakurse (Дата обращения: 02.03.2019).
7. Одиноков В. Г. Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад»: «Человеческая комедия» [Электронный ресурс] // Журнал «Сибирский филологический журнал». — 2015. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/piesa-a-p-chehova-vishnevyy-sad-chelovecheskaya-komediya (Дата обращения: 02.03.2019).
8. Петракова Л. Г. Дом и сад как важнейшие хронотопы в творчестве А. П. Чехова [Электронный ресурс] // Журнал «Территория науки». — 2013. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dom-i-sad-kak-vazhneyshie-hronotopy-v-tvorchestve-a-p-chehova (Дата обращения: 02.03.2019).
9. Химич В. В. Специфика конфликта и жанр пьесы А. Чехова «Вишневый сад» [Электронный ресурс] // Журнал «Филологический класс». — 2014. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/spetsifika-konflikta-i-zhanr-piesy-a-chehova-vishnevyy-sad (Дата обращения: 02.03.2019).
10. Ходжаева М. Д. Мир чеховских рассказов [Электронный ресурс] //  Журнал «Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук». — 2015. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/mir-chehovskih-rasskazov (Дата обращения: 02.03.2019).
11. Чехов А. П. Полное собрание сочинений: сочинения / А. П. Чехов. — М.: «Наука», 1984. — 560 с.