Статья:

Концепт «воли» для русского крестьянина через призму литераторов XX века на примере произведения В.М. Шукшина «Калина красная»

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Хадель И.Х. Концепт «воли» для русского крестьянина через призму литераторов XX века на примере произведения В.М. Шукшина «Калина красная» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 80-91.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концепт «воли» для русского крестьянина через призму литераторов XX века на примере произведения В.М. Шукшина «Калина красная»

Хадель Исмайл Халил
доцент кафедры русского языка Багдадского университета, Ирак, г. Багдад

 

THE CONCEPT OF “WILL” FOR THE RUSSIAN PEASANT THROUGH THE PRISM OF LITERATORS OF THE XX CENTURY ON THE EXAMPLE OF WORK V.M. SHUKSHINA “KALINA RED”

 

Hadel Ismail Khalil

Associate Professor, Russian Language Department, Baghdad University, Iraq, Baghdad

 

Аннотация. Концепт «воли» для русского крестьянина через призму литераторов XX века – это возвращение к тому, что никак нельзя отобрать у русского человека, это его малая Родина. Такие события ХХ века в России, как революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, послевоенные годы, коллективизация – все это наложило особый отпечаток на образ мысли как простого крестьянина в глухой сибирской деревне, так и жителя большого советского города.

Проанализировав произведение Василия Шукшина «Калина красная», мы приходим к выводу о том, что воля – занимает особое место в творчестве выдающегося автора ХХ столетия. Именно Шукшин смог точно и во всей красе передать дух русской деревни, смог детально описать характер обычного человека, который, как и любой другой заслуживает волю.

Abstract. The concept of  "will" for the Russian peasant from the perspective of 20th century is a model work of  Vasily Shukshin "The Red Guelder-rose". The concept of  "will" for the Russian  peasant from the perspective of  20th century figures is the return to what is indispensable to the Russian person that is, his little home.  The events, which took place in Russia during the 20th century such as the revolution, civil war, and the postwar years, left a special effect on the mentality of the simple peasant in the remote village of Siberia and on the citizen in any Soviet city. After analyzing the works of Vasily Shukshin, the research paper explores that "will" has a special place in the works of the modern well-known authors. Shukshin, in particular, conveys the spirit of the beautiful Russian countryside, and he was able to describe in detail the character of the ordinary man like anyone else who deserves to have the "will".

 

Ключевые слова: Василий Шукшин; Калина красная; ХХ век; воля; Родина.

Keywords: Vasily Shukshin; The red Kaleen; 20th century; will; home.

 

Что такое воля? Где она начинается и где она заканчивается? Можно ли её измерить, оградить, дополнить? Существует ли воля в своём абсолютном значении? Возможно, воля определяется принципами общества, которые принято считать аксиомами и которые формировались на протяжении многих десятилетий, столетий, тысячелетий.

Возможно, воля существует в каждом из нас и мы вольны делать все, что нам заблагорассудится, только у себя в головах, не нарушая при этом границы свободы других. Возможно, воля по своему семантическому наполнению отличается от континента к континенту, от страны к стране, от города к городу, от деревни к деревни.

К примеру, для рыжеволосого ирландца с очаровательными веснушками на все лицо, воля – это возможность говорить на своём диалекте в шумном ночном заведении под покровом туманной английской ночи; а в это же время в бедуинской деревушке, затерянной в Сахаре, маленькая девочка с густой, черной косой под платком и изумрудными глазами смотрит на пески и ощущает волю именно в них, в этих неугомонных барханах. 

Одна русская пословица гласит: «Лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе». Однако воля не при каких условиях не сможет оставаться в наших руках, да же если мы выпустим из них синицу.

Порой люди делают все возможное и не возможное, чтобы стать свободными: они идут против течения, гася своё пламя брызгами потревоженной воды; они бросаются в омут с головой, чтобы там, в пучине, отыскать свою свободу и навек повязнуть в ней.

От поколения к поколению концепт и понятие воли видоизменяется до неузнаваемости. Для современного ребёнка воля – это в обнимку со своими любыми электронными  приборами от зари до зари провести день в одиночестве, сражаясь в виртуальном мире с выдуманными пришельцами, галактиками.

Однако, для ребёнка семидесятых XX века свобода – это получить разрешение у мамы одеться потеплее, вооружиться варежками и санками, и сломя голову отправится на ближайший хуторок, где Петров и Сидоров уже вовсю наяривают километры вниз и вверх на своих железных конях.

Время идёт... То, что для нас сейчас воля и свобода, для русского крестьянина ХХ века – вздор, не так ли? Однако что же для русского крестьянина прошлого столетия означало слово «воля» и на что он был готов ради неё?

Кто как ни настоящий сын Сибири смог бы сохранить в своих произведениях дух простого русского крестьянина и то, как он воспринимает свободу, сохранить то, как на Руси волю ценят и оценивают.

Один из самых выдающихся писателей ХХ века Василий Шукшин родился 25 июня 1929 года в селе Сростки, на Алтае. Его юность выпала на годы самого кровопролитного сражения в истории человечества, на годы Великой Отечественной войны. Ему пришлось оставить учебу в автомобильном техникуме в Бийске и отправиться работать в колхоз, чтобы обеспечивать семью. Послевоенные годы Шукшин работает на разных предприятиях вдали от Родины. Так, начиная с 1947 года, Шукшин работал в качестве слесаря на нескольких предприятиях «Союзпроммеханизации», работал на стройке турбинного завода в Калуге, а затем на тракторном заводе во Владимире. Затем, был призван в армию и, попав на военно-морской флот, писатель берет в руки перо и чернила. Так, он начинает создавать свои первые рассказы. Однако не суждено было Василию Макаровичу стать великим советским мореплавателем, которого бы товарищи по каюте просили бы прочесть что-нибудь из новенького. В 1953 году по причине здоровья отправляется на гражданку и возвращается на Алтай в своё родное село, где он преподает в местной школе русский язык, сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости в местной сростинской средней школе № 32. [8]

Однако говоря о выдающемся советском литераторе Василие Шукшине, мы не можем не отметить, что его литературная деятельность шла бок о бок с творческой деятельностью в кино. Так, в 1954 году Василий Шукшин поступает в знаменитый ВГИК на режиссерское отделение и начинает свою кинокарьеру, сыграв в 1956 году в фильме С. Герасимова «Тихий Дон». Позднее, в 1963 году он становится режиссером ЦКДЮФ и в свет выходят такие рассказы Шукшина, как «Красный водитель», «Гринька Малюгин», а также выходит первая книга писателя под названием «Сельские жители». Следует отметить, что произведение Шукшина «Калина красная» было экранизировано и кинолента получила главную премию на Всесоюзном фестивале. Более того, именно Василий Шукшин сыграл в этой картине главного героя, бывшего заключенного, человека с добрейшим сердцем Егора Прокудина. Возможно, именно поэтому что рассказ, что его экранизация так понравились простому зрителю, ведь Василий Шукшин смог передать этот незабываемый характер простого русского крестьянина. [там же]

Несмотря на безграничность и неординарность творческой натуры Шукшина, он предпочитает излагать свои мысли в небольших рассказах, большинство из которых остается с открытым концом, что даёт нам, читателям, домыслить конец каждого из них. Так, Шукшин сочетает в своих рассказах традиции литературного и устного сказа. В каждом из произведений автора отображено миропонимание русского народа: нелегкая история, душевное состояние жителя глухой деревни и жителя советского города, психология жизни на Руси в целом.

Произведения Василия Шукшина, начиная с 70-х годов прошлого века, анализируются, изучаются, интерпретируются и рассматриваются под разными углами. Многие исследователи творчества Шукшина в целом пришли к выводу о том, что для автора одним из самых важных моментов является сохранение народнопоэтической традиции в реалиях литературы ХХ века в СССР [5].  Следует отметить, что многие события, происходившие в ХХ веке, нашли отражение в творчестве писателя: коллективизация, Великая Отечественная война и послевоенные годы, окутанные голодом и разрухой. Следует отметить, что все вышеперечисленные события, которые произошли в России в ХХ веке, коренным образом изменили привычный быт деревни, а также повлияли на судьбы многих людей, в частности повлияли на судьбу Василия Шукшина. Особенным образом Шукшин подчеркивает большую и важнейшую роль войны в своей жизни: так, в ранних произведениях, по словам автора, выражается «бесконечная благодарность человеку из народа» [там же].

Стремясь к «жизненной правде», Шукшин при написании своих произведений полагался на свой жизненный опыт. К примеру, герои Василия Шукшина − это «сельские жители», люди, родившиеся в деревне, даже если они проживают в городских джунглях. Более того, несмотря на специфический отбор главных героев произведений, между строк прозы Шукшина мы находим всеобщие философские вопросы и попытки ответа на них: что такое смысл жизни, что такое ответственность за свои поступки, ход истории и какова роль человека в ней, границы воли и её определение, понимание предназначение каждого из нас в этом мире. Творчество В. Шукшина нельзя назвать устаревшим, оно актуально и сегодня.

Живя в Москве, Шукшин анализировал свое представление о понимании сущности человека и окружающего его мира. Отметим, что духовная опора Василия Шукшина, закаленная в крестьянской среде, выручала и поддерживала писателя в нелегкое время в столице, где другой устой и ритм жизни.

Шукшину дороги традиционный «образ жизни русского крестьянства» и его «нравственный уклад». Писатель видит в них важные качества человека: честность, доброту и милосердие, сочувствие к другим людям, бескорыстие, чувство независимости и сострадания, способность самостоятельно определить свой жизненный путь. Жизнь русского крестьянина тесно связана с природой Руси, с бескрайными просторами и таким тяжелым физическим трудом, как земледелие. Более того, быт крестьянина – это определенные жизненные циклы, такие как работа и отдых, труд и праздник, рождение и смерть, посев и сбор урожая; а взрослые с малых лет приучают своих детей к упорному труду. Сам Василий Шукшин не раз признавался, что огромную роль в формировании его личности и его писательской натуры сыграл дом его деда, ведь именно этот дом стал для писателя крепостью, символом гармонии, спокойствия и умиротворенности. Писатель добавлял, что в доме его деда всегда царила уникальная непринужденность, которая повлияла на Василия Шукшина в раннем возрасте. Дом деда Шукшина и то, как писатель позднее его вспоминал и описывал, очень важен для понимания внутреннего мира Василия Шукшина [9].

Читая Шукшина, каждый из нас отмечает, насколько герои просты, насколько из судьбы уникальны, но в то же время до боли знакомы. Отметим, что стиль повествования писателя и язык, которым описывается обычная русская деревня, − отражение особой любви автора к неповторимому и самобытному деревенскому говору, который обитает на просторах русских хуторов и сел.

Глубокое понимание писателем русских народноэтических традиций пришло к Василию Шукшину после преодоления сложного пути, пути изучения и использования нескольких литературных жанров рассказа и повести в своих произведениях. Так, мы можем назвать Василия Шукшина наследником и хранителем уникального русского фольклора, который автор кропотливо собирает в своих произведениях, предает ему характерные черты и использует его в каждой строчке своих рассказов и повестей [5].

Как было отмечено, самобытный стиль Шукшина отличается использованием русских, фольклорных, сказовых традиций: живой и доступный язык героев, использование афоризмов, метафор и сравнений, особый лаконизм и уникальная диалогичность. Василий Шукшин особенно ценит народное творчество, в частности он видел огромную значимость в устном сказе, в мастерстве рассказчиков, ведь это как отдельный вид искусства, который, с одной стороны, не изменяется на протяжении веков, однако, с другой стороны, вбирает в себя по немногу от каждого поколения.

Шестидесятые годы прошлого века – эпоха формирования новых общекультурных процессов, так как именно в это время социум определил новое направление, которое заняло центральное место в искусстве того времени. Это направление получило название – «от тоталитарного человека к постмодернисткому». Так, Шукшин жил и писал свои произведения в эту эпоху, которая тоже повлияла определенным образом на его творчество. В последствии писатель заслужил звание «художник переломной эпохи». Шукшин стал не только свидетелем, но и участником огромного количества важнейших событий ХХ-века. В качестве специалиста по "межукладному слою", Василий Шукшин смог отразить творческие и общественные проблемы, которые были присущи для поворотного периода в развитии советского общества [3].

Что касается других произведений Шукшина, в которых, как одна нить, прослеживается русский дух простой деревни с деревянными домишками и массивными печками, то, к примеру, такие рассказы В. Шукшина, как «Мастер», «Крепкий мужик», передают дух деревни в важный исторический период отрицания Бога, т. е. безбожия.

В таких произведениях Шукшина, как «Земляки», «Заревой дождь», «Как помирал старик», сказывается смиренное отношение «сельских жителей» к несчастью [2].

Фольклорные традиции на разных уровнях отражаются во многих киноповестях Василия Шукшина. Так, в киноповести «Живет такой парень» большое внимание уделяется образу широкой и глубокой реки, символу долгой и длинной дороги, которые занимают одно из центральных мест в русском народном творчестве. А в повести «Печки-лавочки», благодаря  описанию характеров главных героев, душа которых не может жить без дороги и путешествий, создается удивительная картина необъятной Руси, с зелеными холмами, уходящими за горизонт, и с белыми вершинами, утыкающимися в небесную гладь [3].

Между киноповестями «Живет такой парень» и «Печки-лавочки» отмечается схожесть творческих направлений и принципов. К примеру, в двух произведениях улавливаются нотки доброго и простого юмора, а герои уделяют особое внимание нравственным вопросам. 

Шукшин использует в своих рассказах и повестях принципы и закономерности русской народной сказки. Отметим, что в таких рассказах, как «Мастер», «Верую» содержание обогащено традициями волшебства и бытовой сказки. Или же в рассказе «Как зайка летал на воздушных шариках», автор создал образ своего современника, героя-сказочника, который рассказывает сказку, который следует традициям русской народной сказки о животных [5].

Однако в цикле повестей Шукшина для театра мы можем отметить приверженность автора к образности и к стилю сказки. В таких произведениях «Энергичные люди» и «А поутру они проснулись» принципы русской бытовой сказки влияют на композицию, на образ и систему героев. Также в этих двух произведениях мы можем увидеть нотки доброго юмора и безобидной сатиры. Конфликт между супругами и принцип сказки – троекратность, нашли своё отражение в повести Шукшина «Энергичные люди».

Именно это произведение мы можем рассматривать с точки зрения типичных мотивов и принципов русской бытовой сказки. Всегда как на Руси, так и во всем мире во многих народных произведениях высмеивается несправедливость и комичность судебного процесса. Так, в повести «А поутру они проснулись» Шукшин развивает традиции бытовой сказки и насмехается над несправедливостью суда.

В сказках «Точка зрения» и «До третьих петухов» Шукшин уделяет большое внимание волшебству и его месту в русском народном творчестве. Однако высмеивание суда, волшебство в быту, типичные конфликты в семье и между супругами, − все это детали, которые и составляют русскую действительность [6].

Определяющую роль приобретают традиции волшебной сказки в произведении Шукшина «До третьих петухов». Более того, в ней сочетаются два мира: сказочный герой Иван-дурак уезжает ради «важного» задания, путешествует, встречается с недругами − бабой Ягой, Змеем Горынычем − образы которых были созданы народом и жили в устном народном творчестве долгие столетия.

«До третьих петухов» − довольно сложное творение Шукшина, не допускает толкования, так сказать, под одним углом. В этой сказке Василий Шукшин пересматривает образ черта, который восходит к древнерусской культуре. Отметим, в повестях Шукшина, созданных им для театра, ощущается сила богатого внутреннего мира и богатой фантазии Шукшина. Именно произведения Шукшина для театра отрывают нам новую грань его личности – талант сказочника и неповторимое искусство драматурга [7].

Киноповесть «Калина красная» − одно из самых главных произведений Шукшина. Особое внимание в «Калине красной» Василий Шукшин уделяет народной символике, а именно яркой и аппетитной ягоде, символе Руси – калине.  Егор Прокудин – пример неугасимого доброго начала в каждом человеке, несмотря на его состояние, образ жизни и совершенные поступки. Егор Прокудин – это воплощение драматической и нелегкое судьбы русского крестьянина. «Калина красная» − это исторически значимая повесть о судьбе русского народа, о судьбе простого человека.

Как Шукшин изображает волю в произведении «Калина красная»? Воля как в рассказе Шукшина, так и в общем не может существовать обособлено: воля – это любовь и доверие, созерцание и созидание, грусть и потерянность, ценности и традиции. В самом начале Шукшин пишет: «Так закончился последний срок Егора Прокудина. Впереди – воля» [10]. Воля для Егора после пяти лет заключения под стражей – это начало новой жизни на четвёртом десятке с простой, русской, деревенской Любой и своим хозяйством.

Егор, переступив порог тюрьмы, обретя волю, оказывается на очередном жизненном распутье: куда? в деревню Ясное к Любе или в «малину», к прежним, так называемым, коллегам и друзьям? В сущности, Егор Прокудин – это олицетворение выбора человека и выбора своего жизненного пути: прямой, ведущей к перерождению человека, или прежний, блудный путь, с тупиками и обрывами.

Василий Шукшин говорил: «Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл» [8]. Герой повести «Калины красной» находится на краю обрыва, на критическом, сорокалетнем рубеже жизни. Используя  данное деление,  мы можем прийти к выводу, что у Егора после освобождения появляется последний и желанный шанс – шанс «выиграть раунд». Осознание определенного рубежа в своей жизни, за которым, как хотелось бы герою, наступила абсолютно другая, новая жизнь, проявляется в словах, сказанных им таксисту.

Дело в том, что эту «новую жизнь» Егор прожил бы «как хочет». В художественной смысле Шукшина прожить новую жизнь – это прожить жизнь так, как ты сам хочешь, следуя своим желаниям и дорожа своей волей.

Очень многие детали, дополняющие концерт «воля» в призме ХХ века, выражаются через песни и цитаты. Так, Егор Прокудин первые минуты на свободе в разговоре со старушкой цитирует строки из произведения Сергея Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» (1922): «Май мой синий! Июнь голубой!»

Очевидно, что Егор Прокудин цитирует именно это стихотворение, потому что в стихотворении Есенина лирический герой размышляет о судьбе своей страны, которая стоит у порога новой истории: недавняя социалистическая революция и состояние Гражданской войны в обществе. Сколько сходных черт можно проследить в судьбе России 1922 года и в судьбе Егора: неопределенность, неясность будущего, от которого веет свободой и возможностью выбора, выбора, свободного от социальных оков.

Более того, в какой-то мере схожее чувство тоски у героя Есенина и Егора Прокудина; первый грустит по прошлой, дореволюционной Руси, Егор скучает по своей Родине, где до боли в груди все знакомо, привычно и стабильно. Воля для обоих героев – это неопределенность, которая как манит, так и устрашает. Следует отметить, что символика слова «весна» у Шукшина вполне традиционна: для Шукшина весна – это новое и светлое  начало всего.

Калина красная – песня, которая в рассказе Шукшина открывает глаза читателя на идейное содержание картин. Калина – это символ красоты, любви и свободы, только с ноткой грусти. Так, в произведении красная калина выступает ознаменованием конца, к примеру, выход на волю Егора Прокудина, его встреча с девушкой, возможностью начать все с чистого листа. Однако с другой стороны, большая часть жизни Егора уже позади и проведена она не лучшим образом и не в лучших условиях, не способность остановиться на одном месте, осесть, обрести покой, оставить разбойнический образ жизни в прошлом. Калина в произведении Шукшина как символ воли, которая влечёт к себе каждого из нас своим насыщенным красным цветом, который означает обилие, красоту, любовь; как символ воли, которая так и ждёт, чтобы улизнуть при первой же ошибке.

Василий Шукшин очень хорошо разбирается как в психологическом анализе, так и в социологии. Зло, заключенное в государственном системе, по мнению автора, абсолютно несовместимо с жизнью.

Однако в чем она проявляется? В отсутствии воли.

У Егора Прокудина нет выбора. Проблема выбора является центральной в сюжете, так Егор выбирает не между «малиной» и тем, что его ждет в селе Ясное, а между тюрьмой и волей. Егор ищет и жаждет воли, более того, он всегда искал и желал только ее. Однако читатель думает, что Егор обретает желанное, приехав в село Ясное.

Это иллюзия – никакой воли он не находит и вне тюрьмы, ведь довольно часто волю человек должен ощущать не только физически, но и подсознательно, что крайне сложно, когда ты находился в заключении несколько лет. Однако Егор физически старался выстроить свою новую жизнь, осуществить затаенную мечту, старался проложить «первую борозду в своей жизни», у него не было внутри веры в свое возрождение.

«Калина красная» – эксперимент-исследование по поводу возможности поиска «истинного пути» и воскресения в более чем благоприятных обстоятельствах: жена-красавица, дом, мирное небо над головой.

Эксперимент Шукшина с отрицательным результатом – возрождения не происходит даже в самых идеальных условиях. Гибель Егора Прокудина удивительна тем, что в конечном варианте Шукшин не ставит конфликт с уголовниками как причину гибели главного героя.

Творчество В. М. Шукшина традиционно воспринималось в контексте «деревенской» прозы, ставшей одним из наиболее значительных литературных явлений XX века. По сути «деревенская» проза явилась фактом не только литературной, но и общественной жизни. Ее возникновение обусловлено как субъективными, так и объективными причинами, важнейшей из которых стала Beликая Отечественная война, которая обнажила связи человечества, обнаружила общность судеб людей и народов и заставила писателей размышлять о характере эпохи.

Концепт воли ярко выражен во многих произведениях литераторов ХХ века, так как этот период является одним из самых важных в истории России.  Что же такое воля для человека ХХ века?

Воля – это возможность выбора, начиная от ассортимента на прилавке, заканчивая выбором судьбы и жизненного пути. Воля для простого русского крестьянина ХХ века представляется чем-то устрашающим и таким желанным. Герой произведения «Калина красная» Егор Прокудин – человек с нелёгкой судьбой, однако с настоящей русской душой. Заметим, что житель столицы Советского Союза или любой Егор Прокудин мечтал о воле, причём каждый о своей.

Концепт «воля» в произведениях Шукшина конкретизирован в характерных чертах натур персонажей. Реализация той или иной его грани обусловлена, обстоятельствами. В реалистических рассказах и повестях для Шукшина подчеркнуто стесненное проявление вольнолюбивой души. «Практики» и «теоретики» писателя середины XX века в равной мере ощущают власть гнетущих обстоятельств. Почему? Потому что ХХ век – советский период в истории России, когда существовало безбожие в следствие государственной политики, когда свобода слова была немыслима.

Более того, можно сказать, что ХХ век в СССР был одним из самых тяжелых периодов для творческих людей, так как они мыслили и творили вне границ, что не всегда нравилось правящей верхушке. Различные программы Советского Союза, к примеру, планы-пятилетки, наладили свой отпечаток не только на Шукшина, но и на многих литераторов ХХ века.

Светлые герои вынуждены уходить во внутренний мир для свободной душевной жизни. Общие знания России Шукшиным конкретизированы, прочно привязаны к социально-пространственной конкретике в его произведениях.

Концепт «воли» для русского крестьянина через призму литераторов XX века – это возвращение к тому, что никак нельзя отобрать у русского человека, это его малая Родина. Такие события ХХ века в России, как революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, послевоенные годы, коллективизация – все это наложило особый отпечаток на образ мысли как простого крестьянина в глухой сибирской деревне, так и жителя большого советского города.

Проанализировав произведение Василия Шукшина «Калина красная», мы приходим к выводу о том, что воля – занимает особое место в творчестве выдающегося автора ХХ столетия. Именно Шукшин смог точно и во всей красе передать дух русской деревни, смог детально описать характер обычного человека, который как и любой другой заслуживает волю.

 

Список литературы:
1. Аверинцев С.С. "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. М., 1972. − с. 113− 143.
2. Аннинский JI. В плоскости экрана // Литературное обозрение. − 1978. − №9.
3. Базанова А.Е. Традиции русской классической литературы (Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, А. Чехов) в прозе В. Шукшина: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1986.
4. Бианки В. В., Шукшин В. М.: проблема исследования творческого наследия. Бийск, 1996.
5. Куляпин А. И. Модернистские принципы в позднем творчестве В. М. Шукшина (на материале рассказа "Чередниченко и цирк") // Образование, язык, культура на рубеже XX-XXI вв. Уфа, 1998. − С. 21-23.
6. Панкин Борис. Василий Шукшин и его «чудики» // Юность. − 1976. − № 6. − С. 74−80.
7. Толчёнова Н. П. Слово о Шукшине. − М.: Современник, 1982. − 160 с.
8. Черненко Р. Д. Вспоминая Шукшина…. − М., 1985. −  64с.
9. Шукшин В. М. Слово о «малой родине» / Сост. и автор вступ. ст. М. Волоцкий. − М., 1991.
10. Шукшин В. Калина Красная. – Litres, 2019.