Статья:

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОК С ПТСР

Конференция: LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Медицинская психология

Выходные данные
Тимофеева Т.В., Крикуненко Л.Ю. МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОК С ПТСР // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(72). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОК С ПТСР

Тимофеева Татьяна Владимировна
медицинский психолог женской консультации, БУЗ ВО Воронежская городская поликлиника № 10, РФ, г. Воронеж
Крикуненко Людмила Юрьевна
медицинский психолог женской консультации, БУЗ ВО Воронежская городская клиническая поликлиника №7, РФ, г. Воронеж

 

Аннотация. Анализ литературных источников и опыт работы в женских консультациях «ВГП№10» и «ВГКП№7» позволил нам сделать вывод о том, что данная статья может представлять интерес, как для практических психологов, психотерапевтов, социальных работников, так и для широкого круга общественности. Она актуальна потому, что эффективность функционирования системы реабилитации гинекологических пациенток с ПТСР, а также прегравидарная подготовка женщин планирующих беременность остается низкой. Объектами исследования являлись планирующие беременность гинекологические пациентки, двух районных женских консультаций, имеющие выраженные симптомы ПТСР.

 

Ключевые слова: ПТСР; депрессия; тревожность; личностные особенности.

 

Предполагается, что психологическое сопровождение гинекологическим пациенткам с ПТСР будет эффективным и оправданным, если психологическая помощь женщинам, планирующим беременность, будет оказываться на начальном этапе прегравидарной подготовки и их реабилитации - до наступления беременности; и в работе будут использованы комплексные адаптированные технологии и методы оказания психотерапевтической помощи.

Выделенная нами проблема наиболее полно нашла свое отражение в фундаментальных трудах [1, 2, 3, 4, 5]

В исследовании участвовало 60 женщин в возрасте от 23 до 45 лет, с высшим и средним специальным образованием, с различным уровнем депрессии и тревожности. Вначале всем испытуемым была предложена диагностика уровня депрессии и тревожности для чего были использованы методики [5,7]: структурированное клиническое диагностическое интервью – СКИД и клиническая диагностическая шкала; шкала для клинической диагностики ПТСР; методика Спилберга-Ханина; методика БЕКА.

Исследования проводились на базе двух женских консультаций: Ленинского и Советского районов для исключения случайных результатов исследования.

Проверка достоверности различий между эмпирическими данными осуществлялась при помощи критерий φ* Фишера (угловое преобразование Фишера) [8,10].

Анонимность проведения диагностических и реабилитационных мероприятий (пациентки могли называться вымышленными именами) позволило получить более достоверные результаты диагностики.

Выборка исследования составила 60 пациенток с различным уровнем депрессии и тревожности. Критерием отнесения пациенток к определенным группам исследования являлась доля женщин с устойчивым улучшением показателей депрессии и тревожности, т.е. снижение уровня депрессии ниже 20 баллов по шкале Бэка и снижение показателя тревожности ниже 31 балла по опроснику Спилберга-Ханина.

Пациентки 1 группы состояли в основном из женщин с высшим (70%) и средним специальным образованием (30%). Давность утраты на момент участия испытуемых в исследовании составляла от 1,5 месяцев до 17 лет (в среднем 17 лет). Наличие психологических травм в анамнезе до потери ребенка обнаружилось у 14 испытуемых (50%). Очевидно, что по заданным параметрам выборка была неоднородной, однако и на этом материале удалось получить важные данные.

Выборка пациенток для исследования во 2 контрольной группе состояла из женщин с высшим (54%) и средним специальным образованием (46%). Наличие психологических травм в анамнезе на момент обследования у испытуемых женщин не обнаружилось. Но, признаки, характеризующие состояние эмоциональной подавленности, волевой угнетенности и личностного дискомфорта были выявлены.

Интерпретируя данные пациенток из 1 группы, полученные в ходе беседы и формализованной диагностики, мы учитывали, что никто из испытуемых до момента обращения в женскую консультацию не получал систематической психологической помощи в связи с пережитой потерей ребенка. Характерно, что все обследованные испытывали явную потребность делиться своими переживаниями и активно описывали их как в процессе беседы, так и при заполнении бланковых методик, однако почти никто не выражал желания получить консультативную или психотерапевтическую помощь («это ничего не изменит, с этим придется учиться жить»). Учитывая это и стремясь сделать процесс исследования наиболее экологичным, мы предоставляли каждой женщине неограниченную возможность рефлексии и обсуждения своего состояния во время и по окончании диагностического процесса. Диагностические исследования в обеих группах проводились дважды – до начала работы психотерапевтическими методиками и после них.

В классических исследованиях психических расстройств у людей, потерявших ребенка, обнаружено, что у данной категории горюющих депрессивная симптоматика выступает на первый план [7,8,9].

Расчет эффективности применения терапии (батарея методик № 1) в группе из 30 пациенток с ПТСР

где лямбда - уровень тревожности

Полученное эмпирическое значение φ* соответствует φ*эмп=2,0524, р=0,05 и находится в зоне значимости, то есть со статистической достоверностью можно утверждать, что применение батареи методик №1 в группе из 30 пациенток с ПТСР эффективно и составляет 26,1% улучшений.

Расчет эффективности применения терапии (батарея методик № 2) в группе из 30 пациенток с ПТСР

где лямбда - уровень тревожности

Полученное эмпирическое значение φ* соответствует φ*эмп=2,6872, р=0,01 и находится в зоне значимости, то есть со статистической достоверностью можно утверждать, что применение батареи методик № 2 в группе из 30 пациенток с ПТСР наиболее эффективно по сравнению с другими батареями методик и составляет 34% улучшений.

Расшифровка батарей методик:

  • Батарея методик № 1: когнитивная терапия Бека, эмпатийное слушание, групповая терапия, методы релаксации, МАК.
  • Батарея методик № 2: метод ДПДГ, когнитивная терапия Бека, групповая терапия, методы релаксации, МАК.

Итак, не имея статистических оснований для убедительного описания динамического аспекта переживания потери ребенка, мы можем говорить о структурных закономерностях, связывающих определенные составляющие ПТСР с биографическими характеристиками испытуемых женщин. В целом же, сопоставляя феноменологию течения ПТСР наших испытуемых с литературными данными, можно отметить ее сходство с ПТСР тревожного типа - 20%, с ПТСР астенического типа – 28%, с ПТСР соматофорного типа - 60% по В.М. Волошину [5]. Основываясь на полученных эмпирических значениях φ*эмп, которые соответствуют разному уровню значения р, статистически достоверно можно утверждать об эффективности применения только комбинированных психотерапевтических методик по отношению к пациенткам с ПТСР. Таким образом можно утверждать, что гипотеза полностью подтвердилась, в двух женских консультациях, а именно- психологическое сопровождение гинекологических пациенток с ПТСР будет эффективным и оправданным, если психологическая помощь будет оказываться на начальном этапе прегравидарной подготовки и в работе будут использованы комплексные адаптированные технологии и методы оказания психотерапевтической помощи.

 

Список литературы:
1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. С. 20-25.
2. Андрющенко А.В. К построению модели ПТСР при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Съезд психиатров России, 13-й: Матер. М., 2000. С. 45-51.
3. Бочанова Е.В. и др. Психосоматические заболевания: полный справочник// под ред. Ю.Ю. Елисеева. М.: Эксмо, 2003. С. 486.
4. Бройтигам В. Психосоматическая медицина. М.: Геотар медицина, 1999. С. 113.
5. Волошин В.М. Типология хронического посттравматического стрессового расстройства // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2004. № 1. С. 17–23.
6. Есауленко И.Э., Куташов В.А., Куташова Л.А. Преодоление психологического стресса у студентов-медиков первого года обучения. Монография. Воронеж, 2013. 121с.
7. Калмыкова Е.С., Миско Е.А. и др. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал Т. 22. № 4. С. 70-80.
8. Калмыкова Е.С., Падун М.А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме (сообщение 1) // Психологический журнал 2002. №. 5. С. 88-105.
9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб: Питер, 2000. С. 289-298.
10. Кулаков В.И. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. Выпуск 2. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. С. 494.