Статья:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Савельева И.С. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Савельева Ирина Сергеевна
студент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Россия, г. Великий Новгород

 

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN THROUGH THEATRICAL ACTIVITIES

 

Irina Saveleva

Student, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Russia, Veliky Novgorod

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические основы духовно-нравственного воспитания средствами театрализованной деятельности, даются определения «духовно-нравственного воспитания» и «театрализованной деятельности», обоснованы педагогические возможности театрализованной деятельности как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Abstract. This article examines the theoretical foundations of spiritual and moral education through theatrical activity, defines the terms "spiritual and moral education" and "theatrical activity," and substantiates the pedagogical potential of theatrical activity as a tool for the spiritual and moral development of younger students.

 

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьный возраст, нравственные ценности, театрализованная деятельность, театрализованная игра.

Keywords: spiritual and moral education, early school age, moral values, theatrical activities, theatrical play.

 

Центральное место в общем процессе развития младших школьников и формирования их как личностей занимает духовно-нравственное воспитание. Этот этап жизни является критическим, так как именно в раннем детстве закладываются основы ценностей, моральных установок и этических принципов, которые будут определять их поведение и отношение к окружающему миру на протяжении всей жизни.

Духовно-нравственное воспитание привлекало постоянное внимание отечественных педагогов и нашло отражение в основополагающих работах таких авторов, как В.А. Сухомлинский [8], К.Д. Ушинский [9], Н.В. Рада [7], и Т.И. Петракова [6].

Например, В.А. Сухомлинский подчеркивал, что важно развивать ребенка не только интеллектуально, но и необходимо формировать у него чувства добра и зла, определяемого внутренним чувством совести. Он так же отмечал, что начальная школа является временем наибольшей восприимчивости к формированию нравственных ценностей [8].

К.Д. Ушинский, в свою очередь, считал, что воспитание является основной задачей педагогики, выделяя важность формирования "человека в человеке" [9].

Русские педагоги и психологи разрабатывали различные подходы к духовно-нравственному воспитанию детей. А.С. Макаренко предложил концепцию коллективного воспитания, основанную на активной жизнедеятельности коллектива и взаимодействии с окружающей средой. В.А. Сухомлинский выделял значение эмоционального воспитания, считая, что именно через эмоции и чувства формируются нравственные установки ребенка.

Духовно-нравственное воспитание выполняет различные функции, оно формирует общее представление о нравственных ценностях, развивает эмоциональную и социальную компетенции, развивает эмпатию и уважение к окружающим, воспитывает способность принимать ответственность за свои поступки и решения, способствует формированию личной идентичности и самосознания и обеспечивает гармоничное развитие личности в соответствии с культурными и социальными нормами общества. Процесс духовно-нравственного воспитания протекает через всю жизнь человека и не останавливается ни на одном этапе его жизни.

Рассмотрим несколько определений духовно-нравственного воспитания, которые выделили Н.В. Рада [7] и Т.И. Петракова [6].

Н.В. Рада определяет духовно-нравственное воспитание следующим образом: «Сформированность системы высших потребностей, интересов, ценностных ориентаций человека, в которых выражено его отношение к миру и самому себе» [7].

Т.И. Петракова под духовно-нравственным воспитанием понимает «целенаправленный процесс приобщения личности к общечеловеческим ценностям и идеалам, как основы для высоконравственного поведения, состоящего в осознании молодыми людьми собственного места в мире, в системе социальных отношений, в согласованности собственных действий с общечеловеческими требованиями и внутренними убеждениями» [6].

Театрализованная деятельность, в основе которой лежит имитация реальности через воплощение персонажей, создания сюжетов и взаимодействие между участниками, способна стать эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Для начала рассмотрим определение данного понятия, на которое мы опираемся.

К.А. Громаздина определяет театрализованную деятельность, как разновидность творческой деятельности, которая ориентирована на воспитание и художественное обучение, формирование эстетических основ, коммуникативных навыков и принципов нравственного поведения [3]. Она также отмечает, что театральная деятельность, наряду с решением других педагогических задач, способствует формированию духовно-нравственных качеств.

Основными предпосылками использования театрализованной деятельности как средства духовно-нравственного воспитания служат возрастные особенности учащихся младших классов. Р.С. Немов считал, что «для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства личности есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание» [5].

Одной из отличительных особенностей младшего школьного возраста является то, что дети в данный период становятся более восприимчивы к информации поступающей извне. Информация, которую преподносит учитель или другие взрослые воспринимается как истина [4]. Поэтому в ракурсе педагогики и психологии, период младшего школьного возраста представляет собой оптимальный временной отрезок для стратегического, последовательного и целенаправленного формирования духовно-нравственных ценностей.

Л.С. Выготский полагал, что театрализованная постановка или драматизация, представляет самый распространенный и частый вид детского творчества, наряду со словесным [1]. Причиной этому служит то, что драматизация, по его мнению, суть состоит в двух аспектах: во-первых, драматизация предполагает активное участие ребенка в осуществлении каких-либо действий самостоятельно, а во-вторых, игровой характер драматизации делает этот вид деятельности наиболее привлекательным для младших школьников. Л.С. Выготский также делал большой акцент на том, что ценность театрализованной деятельности заключается не в готовом продукте (инсценировке), а в процессе его воплощения в жизнь.

Многие исследователи театрализованной деятельности справедливо используют такой термин, как «театрализованная игра».

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что театрализованная деятельность предоставляет возможность для эмоционального развития, расширения чувственного опыта и переживаний детей. Он также считал, что выступление в роли героев сказок позволяет детям переживать события на собственном опыте и чувствовать эмоции персонажей. В процессе этого переживания создаются оценки и формируются нравственные ценности.

Важно подчеркнуть, что использование сказок в процессе театрализованной деятельности позволяет не только изучить персонажей и сюжет, но и предоставляет детям возможность непосредственно погрузиться в различные ситуации, пережить их на практике, основываясь на собственном опыте. Иными словами, ребенок получает возможность деятельностно понять историю, что способствует глубокой эмоциональной связи и усвоению нравственных уроков.

В подтверждение вышесказанному приведем цитату Л.С. Выготского: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру» [2]. Действительно, в процессе осмысления нравственного подтекста и переживания его на практике, театрализованная деятельность способна стать достаточно эффективным средством духовно-нравственного воспитания.

Анализ литературы и исследований дал нам основание полагать, что театрализованная деятельность действительно имеет большой потенциал как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Театрализованная деятельность обладает уникальной способностью оказывать глубокое влияние на духовно-нравственное развитие детей. Через вживание в роли различных персонажей дети получают возможность понимать и переживать разнообразные эмоции, развивая тем самым эмпатию и сочувствие. Работа над театральными постановками также способствует внутреннему росту ребенка, помогая ему осмыслить моральные дилеммы, анализировать свои поступки и выстраивать ценностные ориентиры. Благодаря коллективной работе в команде дети учатся сотрудничеству, уважению и толерантности. Театральное творчество стимулирует развитие творческого мышления и самовыражение, что способствует формированию самоидентификации и уверенности в себе. Таким образом, театрализованная деятельность является мощным инструментом, который не только развивает художественные способности, но и играет важную роль в формировании целостной и нравственной личности ребенка.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – 61 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова – М.: Педагогика, 1991. – 142 с.
3. Громаздина, К.А. Театрализованная деятельность как средство развития детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования // Вестник науки. – 2020. – №6 (27) [Электронный ресурс] // режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo (дата обращения: 10.04.2024).  
4. Крылов, А.А. Психология. – М.: Проспект, 2004. – 172 с.
5. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 томах. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Т. 1. – 688 с.
6. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: ИМПЭТО, 1997. – с. 43
7. Рада, Н.В. Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике второй половины XIX – начала XX века 129 (1861 -1917 гг.): автореф. дис. … канд. пед. наук 13.00.01 / Н.В. Рада. –Нижний Новгород, 2004. – 9 с.
8. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 260 с.
9. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах – М.: Педагогика, 1974. – Т.1. – 584 с.