Статья:

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: АНАЛИЗ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Медицинская психология

Выходные данные
Брунер А.З. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: АНАЛИЗ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCIV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(94). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: АНАЛИЗ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Брунер Ангелина Захаровна
студент, Международный Университет Астана, Казахстан, г. Астана
Жуматова Нуршат Жуматовна
научный руководитель, PhD докторант, магистр психологии, психолог, юрист, старший преподаватель высшей школы социально-гуманитарных наук, Международного университета Астана, Казахстан, г. Астана

 

CAUSES OF ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER: ANALYSIS OF BIOLOGICAL AND SOCIAL FACTORS

 

Angelina Bruner

Student, Astana International University, Kazakhstan, Astana

Nurshat Zhumatova

Scientific supervisor, PhD student, Master of Psychology, Psychologist, lawyer, Senior Lecturer at the Higher School of Social Sciences and Humanities, Astana International University, Kazakhstan, Astana

 

Аннотация. В условиях быстро меняющейся пространственной среды и хаоса современного мира человеку свойственно оперативно переключаться между различными видами деятельности. Подобный феномен стал нормой в глобальном ритме жизни, что обусловливает возникновение проблем с концентрацией внимания и снижения устойчивости к длительному сосредоточению. Количество людей, у которых наблюдаются симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности увеличиваются.

Abstract. In the rapidly changing spatial environment and the chaos of the modern world, it is common for a person to quickly switch between different types of activities. This phenomenon has become the norm in the global rhythm of life, which causes problems with concentration and reduced resistance to prolonged concentration. The number of people experiencing symptoms of attention deficit hyperactivity disorder is increasing.

 

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности; нервно-психическое развитие; клинические симптомы; концентрация внимания; биологические факторы.

Keywords: attention deficit hyperactivity disorder; neuropsychiatric development; clinical symptoms; concentration of attention; biological factors.

 

Тема данной статьи заключается в исследовании причин возникновения синдрома дефицита внимания, а также в анализе особенностей его проявления у взрослых, подростков и людей среднего возраста. Кроме того, статья уделяет внимание наличию симптомов гиперактивности у индивидов без официального клинического диагноза. Следует отметить, что по ряду обстоятельств растет процент населения, испытывающего симптомы гиперактивности в повседневной жизни и сталкивающегося с такими проблемами, как неспособность поддерживать концентрацию внимания, особенно в контексте управления своим временем. Данные проявления все чаще наблюдаются среди школьников, студентов и молодежи, что приводит к затруднениям с производительностью в профессиональной деятельности и учебе, а также негативно сказывается на их социальной и бытовой жизни. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это комплекс интеллектуальных, поведенческих и эмоциональных проявлений, связанных с нарушением нервно-психического развития. По данным исследований описываемое расстройство встречается у 5 %–10 % детей и 1 %–6 %  взрослых. СДВГ традиционно  рассматривается как расстройство детского возраста, однако у 80 % детей с СДВГ симптомы сохраняются в подростковом периоде, а у 40–50 % СДВГ, претерпевая некоторую трансформацию в клинических проявлениях, сохраняет свою актуальность и во взрослом периоде [4, с. 11]. Выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания / гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов и типа поведения человека. Симптомы могут протекать отдельно, могут смешиваться в зависимости от причин возникновения синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Обзор на вероятности протекания синдрома и типов поведения человека при проявлении СДВГ поможет проанализировать возможные причины возникновения и протекания дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, подростков и людей среднего возраста.

Таблица 1.

Типы протекания симптомом дефицита внимания

1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности,с преобладанием невнимательности

Основные признаки:

 

-Отсутствие внимания к деталям.

-Частое совершение ошибок.

-Сложности с концентрацией внимания и его удержанием на конкретных заданиях и действиях.

-Невозможность соблюдения четких инструкций.

-Неспособность завершения различных задач, в том числе повседневных домашних дел.

-Избегание или неприязнь к заданиям, требующим умственных усилий в течение длительного времени.

-Легкая отвлекаемость и забывчивость

2.Синдром гиперактивности без дефицита внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности

Основные признаки:

-Суетливость,двигательное беспок

ойство ,двигательное беспокойство

-Неспособность долго оставаться на одном месте без движения.

-Излишняя говорливость.

-Неспособность к длительному ожиданию.

-Вмешательство в разговор других и неумение дослушивать до конца.

3. Третий тип представляет собой комбинированный вариант, содержащий симптоматику первой и второй группы

В поведении сочетаются признаки невнимательного и гиперактивно-импульсивного типа.

 

СДВГ долгое время рассматривался исключительно как детское нарушение, его диагностика и лечение у взрослых людей практически не проводились. Еще пару десятилетий назад среди ученых и врачей было много тех, кто считал, что с возрастом проявления синдрома проходят, а следовательно, симптоматика СДВГ у взрослых пациентов либо игнорировалась, либо связывалась с другими заболеваниями. Отсутствие диагностики, да и в целом информирования о симптомах этого психоневрологического нарушения мешало людям понять истинные причины своих трудностей и существенно влияло на психологическое и физическое состояние [3, с. 82]. Разделение симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) на различные типы течения способствует более глубокому пониманию потенциальных причин определённого поведения индивидов, обладающих указанной симптоматикой. Кроме того, следует отметить, что согласно статистическим данным, упомянутые симптомы могут наблюдаться у лиц подросткового и среднего возраста, не имеющих официального клинического диагноза. Сложность в длительном поддержании концентрации внимания на умственной деятельности, а также наличие первого типа течения СДВГ с преобладанием невнимательности требуют дальнейшего исследования и анализа.

Важно подчеркнуть, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) зачастую проявляется в детском возрасте и может сохраняться во взрослом состоянии без должной диагностики. Исследования показывают, что игнорирование терапевтических мер в детском возрасте может приводить к продолжению симптоматики в зрелом возрасте. Существует множество причин, включая биологические, социальные и психологические факторы, которые обуславливают проявление данного диагноза. Механизмы формирования СДВГ носят комбинированный характер при доминирующей роли биологических факторов. Основные концепции, описывающие возможные причины развития синдрома: генетическая, нейропсихологическая, нейрохимическая, дизонтогенетическа.

Следует акцентировать внимание на том, что биологические причины возникновения СДВГ у взрослых свидетельствуют о том, что данный синдром чаще всего зарождается в детстве и продолжает проявляться на протяжении взрослой жизни [2, с. 81].

Анализируя биологические факторы возникновения СДВГ, стоит отметить, что недостаток сосредоточенности и концентрации является неврологическим состоянием. Исследования сканирования мозга показывают, что люди с этой патологией имеют нейронные цепи, которые немного другие, чем у обычных людей [1, с. 6]. Физические и химические различия в мозге влияют на исполнительное функционирование. Это означает, что людям с синдромом гиперактивности гораздо сложнее сконцентрироваться и отрегулировать свое поведение.

Учитывая, что возникновение синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) обусловлено нейронной патологией, одной из ключевых биологических причин его проявления является наследственная предрасположенность.

Шанс, что ребенок унаследует болезнь от одного родителя, у которого есть генетическая предрасположенность – 70–80 % Как правило, детям передаются мутации в генах, отвечающих за обмен дофамина и норадреналина. Это нейромедиаторы – вещества, которые отвечают за передачу сигналов между клетками мозга. Из-за неправильного обмена нейромедиаторов нарушается работа мозга, и появляются характерные признаки СДВГ. Современные научные данные несколько сместили акценты в понимании заболевания в пользу преимущественно перинатально обусловленной патологии, что входит в категорию нейробиологических нарушений. При проведении спектральной томографии и ФЭКТ-исследования головного мозга обнаружено снижение мозгового кровотока именно в префронтальных областях, контролирующих процессы, связанные с уровнем внимания [2, с.126].

Также к основным биологическим причинам можно отнести факторы, которые могли повлиять на развитие головного мозга ребенка. Это употребление матерью алкоголя и психотропных веществ  в период беременности, также значительное влияние  оказывают некоторые патологии, например, травмы мозга или перенесенная гипоксия.

Влияние возникновения и течения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у взрослых без официального диагноза представляет собой важную область научного исследования. Симптомы, такие как затруднения в долгосрочной концентрации на одной задаче, рассеянность и беспокойство, могут существенно ограничивать повседневное функционирование. На проявления этих симптомов оказывают влияние биологические факторы, связанные с ухудшением физического состояния здоровья. К ним относятся хроническое недосыпание, усталость, переутомление и стресс. Все указанные аспекты негативно сказываются на способности к концентрации и приводят к дефициту внимания у взрослых, даже в отсутствие официальной диагностики. На возникновение и усугубление течения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у взрослых оказывает значительное влияние социальная среда и сопутствующие факторы. Следует отметить, что социальные факторы не являются непосредственной причиной возникновения СДВГ, поскольку это нейробиологическое расстройство с генетической предрасположенностью. Тем не менее, социальные условия могут существенно ухудшать проявление симптомов.

Например, конфликты в семейной среде могут способствовать обострению симптоматики. Негативная семейная атмосфера и хронический стресс, возникающий в таких условиях, могут неблагоприятно сказываться на развитии мозга, ухудшая когнитивные функции и способствуя проявлению гиперактивности и импульсивности. Вторичное симптомообразование большей частью обуславливается социально-психологическими факторами, которые могут выступать в роли первичных механизмов, но чаще их воздействие синергично [5, с. 52]. Сложность течения СДВГ во взрослом возрасте заключается в воздействии социальных факторов, особенно в контексте учебной и профессиональной деятельности. Индивиды с СДВГ могут испытывать затруднения при выполнении рабочих задач и соблюдении сроков, что ведет к стрессу и снижению продуктивности. Аналогичные проблемы могут возникать и в образовательном процессе. Требования к концентрации внимания и организации рабочего времени создают значительный стресс, что также приводит к снижению успеваемости.

Причины проявления проблем дефицита внимания у взрослых без официального диагноза

В настоящее время существует проблема, связанная с тем, что значительная доля населения в возрастной группе от 16 до 35 лет сталкивается с проявлением симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в отсутствие официального диагноза.

Затруднения в фокусировке на задачах, требующих длительной концентрации внимания, нетерпеливость, попытки выполнять несколько дел одновременно и сложности в управлении своим временем – все это указывает на серьезные трудности, возникающие как в учебной, так и в бытовой и профессиональной сферах жизнедеятельности.

На проявление проблем с концентрацией влияют социальные факторы и изменения общей ритмики жизни людей, которые становятся привычными. К числу этих факторов можно отнести ускоренный темп жизни, стремление успеть одновременно выполнить множество задач, а также постоянную необходимость обрабатывать обширный поток информации из социальных сетей. Одной из ключевых причин является высокая скорость повседневной деятельности, которая заставляет людей стремиться завершить все запланированные задачи.

Частые отвлечения на социальные сети во время выполнения умственной работы приводят к цепной реакции: мы подвергаемся воздействию огромного объема информации, затем пытаемся перейти к выполнению очередной задачи, при этом постоянно прокручивая в сознании не прекращающийся поток данных. Это мешает сосредоточиться на одной задаче, так как беспокойный мозг продолжает анализировать и переключаться с одной мысли на другую, создавая хаос и отсутствия фокуса на задании.

Исследование

Проявление проблем, связанных со сложностью концентрации внимания, представляет собой значительную задачу для современного общества, оказывая трудности на продуктивную, благополучную, повседневную жизнедеятельность человека. В данном исследовании проводился анализ причин возникновения проблем с дефицитом внимания у людей с 16 до 35 лет и анализ влияния на их продуктивность в учебной и рабочей сфере.

Исследование проводилось с использованием метода опроса, в котором задействована выборка респондентов в возрасте от 16 до 35 лет. В состав данной выборки вошли школьники, студенты и работающие люди среднего возраста.

В контексте исследования основной целью являлось выявление статистических данных. В ходе опроса были предложены следующие основные статистические вопросы.

1.Как часто вы испытываете трудности с концентрацией внимания?

2.Легко ли вам настроить себя на работу или вы сталкиваетесь с проблемой того,что отвлекаетесь на какие-либо факторы?

3.Бывает ли у вас проблема того,что вы не можете долго заниматься одной деятельностью?

4.Испытываете ли вы трудности с организацией и планированием времени

5.Страдаете ли вы импульсивностью и вам тяжело усидеть на месте длительное время?  

Анализ результатов опроса позволил выявить статистические данные, приводимые автором ниже.

В результате проведенного опроса было установлено, что 51,4 % респондентов частично испытывают трудности с концентрацией внимания. При этом 13,5 % участников исследования постоянно сталкиваются с неспособностью сосредотачиваться на выполнении одной задачи.

Дополнительно результаты опроса показали, что 60 % респондентов заявили о наличии проблем, связанных с частыми отвлечениями на различные внешние факторы. Более того, 73 % участников указали на наличие значительных затруднений в удержании внимания на одной задаче в течение длительного времени, что приводит к необходимости частого переключения на альтернативные действия. Результаты исследования демонстрируют, что 35,1 % респондентов имеют предрасположенность к импульсивному поведению и испытывают трудности с усидчивостью.

Анализ факторов и причин  влияющих на возникновение проблем с концентрацией внимания,  результаты показывают следующие статистические данные

 

Рисунок 1. Симптомы проявления дефицита внимания

 

Согласно результатам опроса, 35 % респондентов связывают проблемы с отсутствием внимания с факторами стресса, возникающими в контексте профессиональной деятельности или учебного процесса. Кроме того, 51,4 % участников исследования указали на влияние психологических факторов, таких как тревога и отвлекающие мысли, на их способность к концентрации.

Также стоит отметить, что 65 % опрашиваемых считают, что внешние отвлекающие факторы, включая посторонние шумы и использование электронных устройств, значительно влияют на их внимание. Следует упомянуть и такие общие причины, как гиперконтроль за большим количеством задач, навязчивые мысли и прокрастинация, которые также присутствуют в ответах респондентов. По мнению участников опроса, все вышеперечисленные причины существенно способствуют возникновению трудностей с концентрацией внимания.

Осознание причин, способствующих возникновению дефицита внимания, а также дальнейшие исследования биологических и социальных факторов, влияющих на развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в зрелом возрасте, являются ключевыми для понимания данной проблемы. Анализ факторов, приводящих к общим нарушениям концентрации внимания и гиперактивности, может существенно содействовать предотвращению усугубления симптоматики СДВГ. Это, в свою очередь, будет способствовать значительному улучшению качества жизни людей, страдающих от данных расстройств.

 

Список литературы: 
1. Зиновьева О.Е., Роговина Е.Г., Тыринова Е.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2014. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-u-detey (дата обращения: 04.03.2025).
2. Морозова Е.А. Практическая медицина. – Казань: Изд. Казанская государственная медицинская академия, 2011. – 127 с.       
3. Панков М.Н., Грибанов А.В. Клинико-физиологические подходы к диагностике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (краткий обзор) // Журнал медико-биологических исследований. – 2015. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-fiziologicheskie-podhodyk-diagnostike-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-kratkiy-obzor (дата обращения: 02.03.2025).
4. Пушкарева Д.В., Иванова Т.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых: причины возникновения, основные клинические проявления и коморбидные психические расстройства (литературный обзор) // Омский психиатрический журнал. – 2018. – № 4 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-vzroslyh-prichiny-vozniknoveniya-osnovnye-klinicheskie-proyavleniya-i-komorbidnye (дата обращения: 01.03.2025).
5. Семакова Е.В., Макарова И.Ю., Социально-Психологическое влияние на развитие синдрома гиперактивности с дефицитом внимания // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – 76 с.