Статья:

Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Котенева Д.С., Абрамова А.И. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 87-91.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет

Котенева Дарья Сергеевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Абрамова Анастасия Игоревна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Age features modern students 10-12 years

 

Darya Kotenyova

student of the faculty of history, Armavir state pedagogical University, Russia, Armavir

Anastasia Abramova

student of the faculty of history, Armavir state pedagogical University, Russia, Armavir

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные взгляды психологов на проблему возрастных особенностей современных школьников. В работе также описан кризис детства и его роль в развитии ребёнка. Подчёркивается разлад между миром детей и взрослых. Обоснована необходимость социально-педагогических условий, которые бы соответствовали возрастным особенностям современных школьников.

Abstract. The article deals with different views of psychologists on the problem of age characteristics of modern schoolchildren. The paper also describes the crisis of childhood and its role in the development of the child. The disorder between the world of children and adults is emphasized. Necessity of social and pedagogical conditions which would correspond to age features of modern schoolboys is proved.

 

Ключевые слова: развитие; возрастные особенности; мир детей; мир взрослых; стадии развития; структура детства.

Keywords: development; age peculiarities; world of children; world of adults; stages of development; structure of childhood.

 

Возрастные особенности и границы не имеют точного значения, т. к. границы возраста всегда подвижны и не совпадают с различными условиями развития личности. Сегодня наблюдается сдвиг границ детства, изменение структуры детства и его кризис. Поэтому остро объективизировалась проблема возрастных особенностей школьников, что привело к пересмотру содержания образования.

Изменение возрастных границ детства многие психологи связывают с ретардацией. Дети нынешнего поколения поздно проходят через два скачка роста, или же два кризисных периода. Первый кризисный период приходится теперь не на старший дошкольный возраст, а на младший, т. е. 7-8 лет. Второй кризис касается процесса полового созревания. Он сместился с 5-6 классов на 8-9 классы [5, с. 53]. Что касается подросткового возраста, то под ним понимается некий промежуточный период от полового созревания до взрослости. Сейчас физическое созревание подростков происходит намного быстрее, чем, например, у подростков прошлого века. Но здесь нужно учитывать и тот факт, что биологические системы организма человека могут созревать по-разному и в разное время. Сегодня заметна неравно­мерность развития: некоторые подростки уже выглядят взрослыми, другие, в свою очередь, только прощаются с детством. А период между детством и взрослостью заметно увеличился.

Сейчас школьники заметно сильно отличаются от школьников, которых, например, описывали в классической возрастной психологии. Д.Б. Эльконин отметил то, что детство удлиняется, структура и особенности его тоже изменяются [6, с. 284]. Отрезки процесса развития ребенка качественно изменяются, появляются новые стадии.

Предметом нашего внимания являются школьники возраста 10-12 лет. Внутри этого периода можно выделить три стадии.

Первая стадия – это «локально-капризная». Эта стадия характеризуется стремлением подростка к самостоятельности, а также потребностью в признании со стороны взрослых его значения.

Следующая стадия – это «правозначимая». Именно в это время возникает потребность в общественном признании, происходит стремление к взрослости уже, так скажем, не на уровне хотения, а на уровне долженствования. На этой стадии подросток находится в весьма трудном положении. С одной стороны, он желает быть ближе к социуму, а с другой, жестко сталкивается с отсутствием понимания и уважения со стороны взрослых. Это противоречие приводит к конфликту и задержки развития подростка как личности, т. е. лишает его возможности занять активную жизненную позицию.

Завершающей стадией является «утверждающе-действенная» стадия, на которой развивается готовность к функционированию во взрослом мире, а также желание применить свои возможности и проявить себя [5, с. 328].

В последнее время мы наблюдаем тенденцию к поляризации в развитии подростков: с одной стороны, это благополучное форми­рование взрослой личности, а с другой, затрудненное и имеющее возможные социальные риски. Традиционное нормальное распре­деление по уровню развития сменяется моделью «трёх пиков»: «опережающий», «средний» и «сниженный». Исходя из этого, можно выделить две группы детей: дети, которые развиваются быстро и успешно, и дети, которые испытывают серьёзные сложности в процессе становления личности.

В детстве существуют периоды стабильности и кризиса. А.Г. Асмолов считает, что кризисы детства – это моменты, когда прежняя структура отношений не обеспечивает оптимальное развитие ребенка [1, с. 54]. Несомненно, кризис детства всегда связан с раз­личными причинами. Развитие современного ребёнка во многом зависит от воздействия неблагоприятных факторов, таких как, например, низкий уровень родительской мотивации, изменение ценностно-нормативной системы, различных психических детских патологий и т. п.

В современном обществе существует проблема нарушений детско-родительских отношений. Эту ситуацию можно обозначить как ситуацию «разорванных» связей. Таким образом, произошел разлад между миром детей и миром взрослых: мир взрослых отдалился. Следствием этого становятся: потеря ответственности, эгоизм, духовная пустота [5, с. 323]. Для устранения этого разрыва необходимо найти те формы сотрудничества между поколениями, которые помогут справиться с кризисом детства.

Если рассматривать классическую возрастную психологию, то в ней средний школьный возраст указывается на значительные сдвиги в физическом развитии, познавательной сфере и т. д.

У современных школьников интеллект существенно выше, чем у прежних поколений. Дети среднего школьного возраста стремятся изучать сущность предметов и явлений, а также выявлять причинно-следственные связи. У них улучшается способность к абстрактному мышлению, а их внимание произвольно и избирательно. Несомненно, на первый план выдвигается запоминание в понятиях, которое связано с осмысливанием, анализом и систематизацией информации [2, с. 370].

Для школьников среднего звена взрослые – это источники организации и обеспечения собственной жизни. Организаторскую функцию, осуществляемую взрослыми, дети рассматривают как ограничительно-регулирующую. Авторитет педагога как носителя социальных норм существенно снижается. Для учащегося же как субъекта учебной деятельности становятся характерными утверждение своей субъектной исключительности и стремление выделиться.

Чувство взрослости является важнейшей психологической особен­ностью данного возраста [5, с. 257]. Именно в этот период происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности, идёт процесс выработки и оформления идеалов и моральных убеждений.

В наши дни уже невозможно представить подростка без компьютера и телефона. Времяпрепровождение в виртуальном мире способствует искажению действительности и появлению чувства необратимости времени. Это приводит к разрыву связи между прошлым, настоящим и будущим. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами. Школьники среднего звена продолжают жить в семье, учиться в школе, общаются со сверстниками. Однако, сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценности – ценности, которые обретают другие значения и замыслы. В современном обществе взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний [3, с. 55].

Краткий сравнительный анализ показал, что для успешного обучения и последующей интеграции в общество следует учесть все изменения развития современного подростка.

 

Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Детство как социокультурный феномен // Образоват. политика. 2010. № 5–6. 144 с.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2008. 668 с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. 7-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. 456 с.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000. 448 с.
5. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. 672 с.
6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии; Модэк, 1995. 416 с.