Статья:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Гераськова Е.С. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 12-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Гераськова Елена Сергеевна
студент, Московский городской педагогический университет (МГПУ), РФ, г. Москва

 

THE FORMATION OF REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

 

Elena Geraskova

Student, Moscow City Pedagogical University (MGPU), Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.

В статье описывается методика, основанная на практическом опыте и направленная на формирование учебных умений учащихся в регулятивной сфере на уроках русского языка.

Статья представляет интерес для учителей начальных классов, студентов педагогических факультетов.

Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of regulatory universal educational actions in elementary school students in the Russian language lessons.

The article describes a methodology based on practical experience and aimed at the formation of educational skills of students in the regulatory sphere in the Russian language lessons.

The article is of interest to primary school teachers, for students of pedagogical faculties.

 

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия; младшие школьники; практический опыт; уроки русского языка.

Keywords: universal regulatory educational activities; elementary school students; practical experience; Russian language lessons.

 

За последние десятилетия в России произошёл «переход страны от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале» [1, с.4]. Появилась острая потребность в приумножении интеллектуального потенциала общества.

Важная роль в решении этой задачи отводится современной школе, которая реализует положения Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики» [5, с.3].

Особая роль отводится начальной школе, которая является фундаментом всего последующего обучения.

Особенностью содержания современного начального образования является то, что ученик должен не только овладеть определённой суммой знаний, но и то, что у него должны быть сформированы универсальные учебные действия в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Младший школьник должен овладеть «основами умения учиться».

Сформировать такие умения помогут регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Особое значение в этом плане имеет такой учебный предмет, как русский язык. Он «является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности» [2, с.10]. Важно отметить, что русский язык – это не только учебная дисциплина.

Средствами русского языка и посредством языка осуществляется воспитание учащихся, а также это ещё и средство обучения другим учебным предметам.

В начальной школе преподавание русского языка ведётся в двух направлениях (языковое образование и речевое развитие), которые тесно взаимосвязаны. Младшие школьники должны овладеть различными речевыми умениями, которые помогут им научиться речевому общению как в устной, так и в письменной речи.

Учащиеся изучают различные единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, предложение, текст. У каждой из них есть свои особенности и их надо изучать, чтобы правильно излагать свои мысли, а также, чтобы правильно понимать мысли других людей.

Системно-деятельностный принцип обучения по данному предмету реализуется во 2-4 классах, а обучение русскому языку в 1 классе представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка. Первоклассники начинают работать по учебнику «Русский язык» по втором полугодии после завершения добукварного, букварного и послебукварного периода изучения Азбуки.

Наша работа была построена на базе УМК «Школа России». Программный материал в нём расположен концентрически, что даёт возможность реализовать методику, которая работает в логике: «шаг за шагом от простого к сложному».

Добукварный период для первоклассников является очень сложным, но чрезвычайно важным и ответственным.

Это период адаптации ребёнка к школе, это период, когда начинается процесс формирования универсальных учебных действий в регулятивной сфере. Бывший дошкольник приобщается к учебной деятельности, приучается к требованиям новой реальности.

В этот период выявляется уровень подготовленности каждого ученика и в коммуникативной, и в регулятивной сферах.

Так как добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования, то его содержание нацелено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, к процессу чтения. Уже в этот период дети должны осознать, что закладывается основа их умения учиться, что они должны научиться видеть цель, следовать этой цели, планируя свою деятельность, контролировать её и оценивать. В этот период важна роль учителя-наставника и «проводника».

Обучение грамоте проводится по Азбуке. Уже на первых занятиях дети узнают, что такое речь. Учатся различать устную и письменную речь, наблюдают за такими языковыми единицами, как слово, предложение, текст, за их функциями в общении. Примером тому могут служить уже первые страницы Азбуки.  Возьмём страницу 3. На ней нарисована интересная картинка. Учитель объясняет учащимся, что все люди общаются благодаря речи. Они постоянно сообщают друг другу разные мысли. Каждая законченная мысль – это предложение.

На уроках дети будут учиться грамотно излагать свои мысли, будут учиться составлять предложения. Учитель предлагает детям попробовать, глядя на картинку на странице 3, изложить свои мысли, придумать предложения.

Дети придумывают предложения, обсуждают их, выделяют самые лучшие. Таким образом, первоклассники учатся осуществлять контроль и оценку своей деятельности.

Дальше работа усложняется. Дети учатся различать устную и письменную речь. Можно использовать дополнительный материал – картинки, где показаны различны речевые ситуации, и попросить определить, какую речь используют люди для общения. А на странице 5 Азбуки продолжается работа по данной теме. Рассказывается о том, что из отдельных предложений (связанных по смыслу) можно составить рассказ (текст). Дети получают первые текстоведческие сведения. По картинке (к сказке «Гуси-лебеди») даётся задание составить небольшой текст, состоящий из нескольких предложений.

На данном уроке первоклассники получают первые представления о планировании своей деятельности. Чтобы составить текст по заданию, надо действовать по плану:

1. вспомнить сказку, о чем она;

2. кто герои;

3. что делает девочка;

4. что делают гуси.

Можно конкретизировать задание, определив, что предложений должно быть 3 или 5.

Прослушав тексты нескольких учеников, выясняется, чей текст удачнее и почему. (Контроль и оценка.) К контролю может подключаться весь класс. Для этого можно использовать сигнальные карточки (двухсторонние: красная сторона – «нет», зелёная – «да»).

На этих уроках выявляются читающие дети. Они могут помогать учителю и читать задания, написанные в книге.

Для тех, кто плохо читает или ещё не умеет читать (в принципе дети не должны уметь читать, приходя в 1 класс), даётся графическое изображение предложения (прямоугольник с точкой в конце).

Дальше предлагается иллюстрация к сказке «По-щучьему велению». Можно предложить учащимся по аналогии с предыдущим заданием обозначить цель следующей работы (составить текст) и разработать план, по которому будут действовать (вспомним сказку; как она называется; кто герой; что с ним произошло; придумаем текст из 3-х предложений).

Проверка, контроль, оценка – при помощи сигнальных карточек. (Ученик составил текст правильно, по образцу – показывается зелёная сторона («да»), неправильно – красная («нет»).) Работа с сигнальными карточками активизирует учебную деятельность, оживляет её, вносит игровой элемент. (Нельзя забывать, что первоклассники – это вчерашние дошкольники, основной ведущей деятельностью которых ещё недавно была игра.)

Ф.А. Сидоришин отмечает эффективность использования игровых заданий для достижения различных целей в учебном процессе и создания учебной мотивации у младших школьников на уроках русского языка [4, с.516]. В такой работе учитель всегда помогает первоклассникам, направляет их.

На следующем этапе дети узнают, что предложение состоит из слов. Иногда мысль можно выразить при помощи только одного слова. На странице 6 показывается схема слова и схема предложений, состоящих из 2-х и 3-х слов. Учащимся можно предложить самим придумать задание, опираясь на схемы.

Чтобы дети могли на практике увидеть функциональные особенности таких речевых единиц, как слово, предложение, текст, можно сказку «Терем-теремок» (иллюстрация к ней на странице 6) инсценировать.

Но прежде, чем это сделать, проводится следующая работа. Определяется цель, распределяются роли, составляется план действий (кто за кем и что говорит). Так, шаг за шагом, часто в игровой форме, у первоклассников формируются умения в регулятивной сфере.

Мы считаем, что данная форма может эффективно использоваться на уроках русского языка и для развития интереса к предмету.

Концентричекое расположение программного материала по русскому языку предполагает изучение одних и тех же тем и разделов в каждом классе, постепенно увеличивая их сложность. Опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания, учитель даёт им новые сведения о языке.

К примеру, тема «Предложение» изучается уже в 1 классе. Учащиеся получают первоначальные сведения по этой теме. Весь год они наблюдают за функциональными особенностями этой языковой единицы, учатся видеть главные члены предложения, определять их (не употребляя названия «подлежащее» и «сказуемое»).

Во втором класс знания о предложении углубляются. Школьники уже могут уверенно восстановить деформированное предложение или деформированный текст. Они начинают понимать связь между словами в предложении, выделять подлежащее и сказуемое, уточняют, что в предложении кроме главных членов есть и второстепенные.

В этом классе начинается системная работа по развитию письменной речи. Дети учатся писать сочинение и изложение.

Вырабатываются алгоритмы учебных действий, которые в дальнейшем помогут им самостоятельно писать различные тексты (изложения, сочинения, доклады, проекты, сообщения).

Например, довольно часто во 2-м классе дети пишут к 8 марта сочинение о маме. Работа по «созданию» сочинения ведётся поэтапно и коллективно под руководством учителя. На первом этапе выясняется цель работы. (Дети должны написать небольшой рассказ о своей маме.) Далее составляется коллективный план и записывается на доске. Рядом – опорные слова. Например:

1. Какая моя мама? (красивая, замечательная, милая, …)

2. Кем она работает? (поваром, учителем, строителем, …)

3. Какой у неё характер? (добрая, ласковая, отзывчивая, …)

4. Как я отношусь к маме? (люблю, горжусь, восхищаюсь, …)

На следующем этапе дети пробуют свои силы и составляют отдельные предложения (устно), которые весь класс обсуждает и корректирует при необходимости.

В конце несколько человек могут представить целиком свой рассказ о маме (устно). Допустимо, что эти рассказы будут похожи.

Возможен и такой вариант, что учитель прочитает своё сочинение. Оно будет эталоном, к которому дети должны стремиться.

Наконец, учащиеся записывают свои сочинения по составленному плану.

Когда все дети напишут сочинения, то их зачитывают вслух. Ошибки исправляются. Отмечаются самые удачные сочинения (близкие к эталону).

Надо отметить, что такая работа очень кропотливая, но системная работа по такой методике приносит свои плоды.

Учащиеся понимают цель такой работы, её содержание и успешно работают по заданному алгоритму. В конце 4 класса учащиеся умеют даже сами редактировать свои сочинения.

Таким образом, можно утверждать, что системная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка приносит положительные результаты.

У младших школьников формируются такие учебные умения, которые помогают им обеспечить организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Это будет способствовать их дальнейшему успешному обучению в средней школе.

Каждый учитель начальных классов может использовать различные подходы, всё многообразие методов, средств, приёмов, форм, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий. В представленной в статье методике заложена, на наш взгляд, перспектива развития творческого потенциала как учащегося, так и учителя.

 

Список литературы:
1. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст]. Москва: Просвещение, 2014. - 152 с.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкин М.В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. Москва: Просвещение, 2014. – 340 с.
3. Савенков А.И. Учебные исследования в начальной школе // Начальная школа. 2010. № 12. С. 101.
4. Сидоришин Ф.А. Развитие одаренности подростков с применением игровых заданий в условиях временных детских коллективов // Психология одаренности и творчества 2019. С. 515-520.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации- 6-е изд., перераб.- Москва: Просвещение, 2017- 53 с.