Статья:

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Конференция: CI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Назаркин С.А. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам CI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(101). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Назаркин Сергей Александрович
студент, ФГБОУ ВО Донбасский государственный университет юстиции, РФ, ДНР, г. Донецк

 

Аннотация. Теория разделения властей важна для обеспечения демократического баланса и защиты прав граждан. В данной работе будет рассмотрена история появления теории разделения властей, практическое применение в наше время и проблемы, с которыми она сталкивается.

 

Ключевые слова: теория разделения властей, проблемы, практическое применение, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.

 

Идея разграничения деятельности государственных органов в самом общем виде высказывалась еще античными мыслителями - Платоном, Аристотелем, Полибием и др. Так, Платон писал о законодательстве, управлении и правосудии как о формах государственной деятельности, которые «направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга» [2, с. 1].

Аристотель уже выделял «три элемента» всякого политического устройства, считая, что от их организации зависит как благосостояние общества, так и саморазличие отдельных форм государственного строя. Определяя государство как сложное целое, состоящее из специфически различных неподобных частей, Аристотель выделял, во-первых, «законосовещательный» орган, во-вторых, административный или правительственный орган, в-третьих, судебные органы. По его мнению, основополагающим элементом в государстве должен быть «законосовещательный» орган. Поэтому Аристотель не исследовал взаимоотношения государственных органов между собой, проблемы их взаимодействия и контроля.

Полибий одним из первых считал необходимым разграничение власти между консулом, сенатом и народным собранием, которые должны, с одной стороны, оказывать друг другу взаимную поддержку и содействие, с другой - сдерживать власть другого. По мнению Полибия, Ликург отдавал предпочтение форме правления не простой и не единообразной, соединив в ней вместе «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась сверх меры и через то не извращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием или одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия».

В юридической литературе редко отмечается роль Д. Лильберна (1614-1657) в становлении теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений органов государственной власти и должностных лиц. Лишь в том случае, справедливо полагал он, когда эти власти будут осуществляться различными органами и лицами, можно уничтожить их произвол и обеспечить прочность правления. Необходимо подчеркнуть, что разделение властей у Лильберна направлено на обеспечение народовластия и предотвращение узурпации власти каким-либо одним учреждением или отдельным лицом. Большинство исследователей основоположниками «классического» варианта теории разделения властей называют Джона Локка и Шарля Монтескье. Вместе с тем, по Локку, «все подчиняется законодательной власти», поскольку «тот выше, кто может предписывать законы. Локк отдельно не выделял судебную власть, полагая ее составным элементом исполнительной власти.

В России идея разделения властей наиболее четко была сформулирована М.М. Сперанским. Его главной идеей была конституционная монархия, основанная на принципах законности. Законность власти Сперанский видел именно в разделении властей. В своей работе «проекты и записки» он применил этот принцип, но и проработал механизм взаимодействия ветвей власти, чтобы избежать их противостояния. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой» [1, с. 197].

Теория разделения властей является одним из фундаментальных принципов современного конституционного строя, направленным на предотвращение концентрации власти в одних руках и обеспечение баланса между различными ветвями власти. В практике это реализуется через четкое разграничение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями, что способствует защите прав и свобод граждан, а также стабильности государственного управления.

В конституциях многих государств закреплен принцип разделения властей. Взаимосвязь принципа разделения властей прослеживается также с другими конституционными принципами правового государства: это демократизм, верховенство прав и свобод человека и гражданина, суверенитет, федерализм и политический плюрализм. Нарушение любого из этих принципов неизбежно сказывается на специфике реализации теории разделения властей в государстве. В государстве, где реализуется западный принцип разделения властей, каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов [3, с. 43].

В рамках практического применения законодательная власть осуществляется парламентом или аналогичным органом, который принимает законы, регулирующие общественные отношения. Исполнительная власть реализует эти законы через правительство и административные органы, обеспечивая их выполнение. Судебная власть занимается толкованием законов и разрешением правовых споров, выступая гарантом верховенства закона. Такой раздел помогает избежать злоупотреблений властью, обеспечивает контроль и баланс между ветвями власти.

В Российской Федерации принципы разделения властей реализуются через четкое разграничение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, что способствует обеспечению баланса и предотвращению злоупотреблений.

В действующей Конституции Российской Федерации принцип разделения властей отражен в ст. 10, она гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [4, с. 61].

Законодательная власть - Федеральное собрание РФ, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации. Оно принимает федеральные законы, утверждает бюджет, ратифицирует международные договоры. Например, принятие федерального бюджета ежегодно осуществляется парламентом в соответствии с конституционной процедурой.

Исполнительная власть - Правительство РФ и Президент. Президент осуществляет руководство внешней политикой, обеспечивает национальную безопасность, подписывает законы и издает указы. Правительство реализует принятые законы, разрабатывает и исполняет государственную политику. Например, президент издает указы по вопросам внутренней политики или обороны, а правительство реализует эти решения через министерства.

Судебная власть - Конституционный суд РФ, Верховный суд и другие судебные органы. Они осуществляют контроль за соответствием законов Конституции, разрешают гражданские, уголовные и административные дела. Например, Конституционный суд проверяет соответствие федеральных законов Конституции РФ; Верховный суд рассматривает апелляции по уголовным делам.

Таким образом, теория разделения властей в практике служит основой для построения эффективных и устойчивых государственных институтов, обеспечивая баланс интересов общества и государства.

В настоящее время можно выделить следующие ключевые проблемы теории разделения властей:

1) Конфликты между ветвями власти. Одной из ключевых проблем теории разделения властей являются конфликты между различными ветвями власти. Когда разные политические партии контролируют законодательную и исполнительную ветви, часто возникают ситуации, когда законопроекты блокируются или не принимаются из-за политической борьбы. Это может приводить к параличу государственных институтов и затруднениям в принятии важных решений.

2) Недостаточная независимость судебной власти. Судебная власть иногда сталкивается с недостаточной независимостью, что подрывает основные принципы разделения властей. Политическое давление со стороны исполнительной или законодательной ветвей может влиять на решения судов, ставя под сомнение объективность правосудия. Проблемы с финансированием судебной системы также могут приводить к задержкам в рассмотрении дел и снижению качества правосудия.

3) Непонимание и недоступность. Сложность системы разделения властей может создавать трудности для граждан в понимании их прав и обязанностей. Низкий уровень правовой грамотности приводит к пассивности и недостаточной защите интересов граждан, затрудняя участие населения в политическом процессе и ослабляя демократические институты.

4) Недостаточное чёткое закрепление полномочий. Недостаточное чёткое закрепление полномочий является одной из ключевых проблем теории разделения властей, поскольку неясность границ и ответственности между ветвями власти может приводить к их пересечению, конфликтам и злоупотреблениям. Такая неопределённость снижает эффективность функционирования государственных институтов, усложняет контроль и баланс между ними, а также создает предпосылки для концентрации власти в одних руках или возникновения авторитарных тенденций. Поэтому ясное и однозначное закрепление полномочий в конституционных документах и нормативных актах является важным условием стабильности, предсказуемости и демократического баланса в государстве.

5) Влияние Президента на другие ветви власти. Влияние Президента на другие ветви власти является одной из ключевых проблем теории разделения властей, поскольку оно ставит под угрозу баланс и независимость государственных институтов. В условиях сильной президентской власти возможна концентрация влияния в руках исполнительной ветви, что приводит к ослаблению роли парламента и судебных органов, нарушая принцип разделения функций и сдержек и противовесов. Такое вмешательство может способствовать возникновению авторитарных тенденций, снижая эффективность системы контроля и ответственности, а также подрывая демократические основы государства. Поэтому важной задачей является установление четких границ полномочий Президента и создание механизмов, обеспечивающих независимость других ветвей власти, чтобы сохранить баланс сил и обеспечить стабильное функционирование демократического правового государства.

 

Список литературы:
1. Исаев И.А., История политических и правовых учений России XIX - XX вв. / Золотухина Н.М., Исаев И.А. - М.: Юристъ, 1995. - 378 c.
2. Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К. Краснов // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1.
3. Команджаев Е.А., Бадгаева В.Б., Шалхакова Д.С., Адьяева Б.А. Проблемы реализации принципа разделения властей в России // Вопросы российского и международного права. 2022. Том 12. № 6А. 42-51 с.
4. Современные проблемы организации публичной власти. Монография / Рук. авторского колл. и отв. редактор - д.ю.н., профессор Авакьян С.А. – М.: Юстицинформ, 2014. – 596 с.