К вопросу о предпринимательской деятельности несовершеннолетних
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Юриспруденция
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
К вопросу о предпринимательской деятельности несовершеннолетних
On the issue of entrepreneurial activity of minors
Yuliya Barbosynova
student, Orenburg State University, Russia, Orenburg
Tatiana Letuta
Candidate of Law, Associate Professor, Orenburg State University, Russia, Orenburg
Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового положения несовершеннолетних как участников предпринимательских правоотношений. В работе решается вопрос об объеме дееспособности несовершеннолетнего лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Выявлен ряд организационно-правовых вопросов касаемо участия несовершеннолетних в предпринимательской деятельности. Предложены пути совершенствования гражданского законодательства.
Abstract. In the article features of a legal status of minors as participants of enterprise legal relations are considered. The work addresses the issue of the extent of the legal capacity of a minor person who is an individual entrepreneur. A number of organizational and legal issues concerning the participation of minors in entrepreneurial activities have been identified. Ways of improving civil legislation are suggested.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; предпринимательство; несовершеннолетние; эмансипация; предпринимательская деятельность несовершеннолетних
Keywords: entrepreneurial activity; entrepreneurship; minors; emancipation; entrepreneurial activity of minors.
Как справедливо отмечает в своих трудах А.Е. Тарасова, «предпринимательство – это не только правовая возможность», предоставленная гражданским законодательством, но и «активная, целенаправленная деятельность», и, соответственно, как целенаправленная деятельность, она требует и определенных самостоятельных действий и самостоятельной ответственности. Предпринимательство вырабатывает навыки самостоятельного труда, способствует формированию инициативной, свободной, всесторонне развитой и ответственной личности, обеспечивает занятость подростков, рост материального благосостояния несовершеннолетних и их семей [6, C. 51]. По мнению М.Ю. Тихомирова, стремление несовершеннолетних реализовать свое право на предпринимательскую деятельность необходимо всемерно поддерживать [7, C. 32].
Действующее в настоящее время в Российской Федерации гражданское законодательство не имеет достаточно чёткого указания того возраста, с которого субъект права может осуществлять предпринимательскую деятельность, что можно отнести к одной из актуальных проблем на данном этапе развития законодательства. В литературе высказывались разные мнения по поводу возраста, с которого можно заниматься предпринимательской деятельностью.
Например, правовед С.Э. Жилинский говорит о необходимости ограничения участия несовершеннолетних в осуществлении предпринимательской деятельности. А.А. Васильев считает, что «...гражданин, не достигший 16 лет, и по закону субъекта РФ вступивший в брак до достижения 14 лет, может выступать в качестве индивидуального предпринимателя, что может привести к разным коллизиям» [2].
С объявлением подростка полностью дееспособным (эмансипацией) или с моментом вступления в брак связывает возникновение у несовершеннолетнего способности к осуществлению предпринимательской деятельности и профессор В.Ф. Попондопуло [5, C. 23].
Существует также положение о том, что «некорректно говорить о предпринимательской деятельности несовершеннолетних лиц. В этом случае необходимо говорить лишь о деятельности, приносящей доходы, так как «для занятия предпринимательской деятельностью необходимо, чтобы гражданин был полностью дееспособным, то есть либо достиг 18 лет, либо приобрел полную дееспособность с вступлением в брак или в случае эмансипации».
Поскольку до шестнадцатилетнего возраста закрепление права заниматься предпринимательской деятельностью влечет за собой ряд ограничений, первым хотелось бы выделить нарушение признака самостоятельности, так как при совершении сделки ему необходимо получение письменного согласия его законного представителя.
Вторым немаловажным фактором является то, что предпринимательская деятельность несовершеннолетнего не гарантирует устойчивости отношений с его участием, в связи с тем, что сделка, совершённая без участия законного представителя может быть оспорена.
В-третьих, законные представители несовершеннолетнего индивидуального предпринимателя несут субсидиарную ответственность за вред, который он причинил, а это априори противоречит сущности предпринимательской деятельности, так как индивидуальный предприниматель по общему правилу самостоятельно несет ответственность за свои действия или бездействия. Отсутствие полноценной самостоятельности требует придания особого статуса несовершеннолетним предпринимателям.
Взаимосвязь предпринимательства и эмансипации несовершеннолетнего предопределила толкование статьи 27 ГК РФ, данное академиком РАН, профессором В.В. Лаптевым: «В соответствии со статьей 27 ГК РФ, гражданин, достигший шестнадцати лет, может заниматься предпринимательской деятельностью по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей или усыновителей. При отсутствии такого согласия вопрос решается судом. В подобных случаях, - указывает В.В. Лаптев, - наступает эмансипация» [3, C. 217].
Таким образом, возникает ряд организационно-правовых вопросов касаемо участия несовершеннолетних в предпринимательской деятельности до достижения совершеннолетия, на которые законодатель не дает четкого ответа.
Прежде всего, остановимся на порядке оформления несовершеннолетнего как эмансипированного лица. Законодательством установлено, гражданин, достигший 16 лет и занимающийся предпринимательской деятельностью, может быть объявлен полностью дееспособным. Однако до проведения процедуры эмансипации, несовершеннолетнее лица не имеет законных оснований на занятие предпринимательской деятельностью. В то же время несовершеннолетнее лицо, не достигшее 16 лет, не может быть объявлено эмансипированным до проведения процедуры регистрации в качестве предпринимателя.
Таким образом, норма статьи 27 ГК РФ, регулирующая объявление эмансипации, содержит в себе коллизию.
На практике правовая коллизия разрешается следующим образом: решая вопрос о регистрации несовершеннолетних лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, соответствующие органы требуют от него предоставления акта об эмансипации, проведенной органами опеки и попечительства. [4, C. 217]. Юристами такая практика признается целесообразной, в связи с этим говорят о необходимости ее узаконивания. Справедливым считается необходимость получения согласия родителей на эмансипацию, поскольку такое согласие расценивается в качестве обязательного элемента эмансипации, но не обязательного факта для органов опеки и попечительства для объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным.
Действующее законодательство, таким образом, возможность приобретения несовершеннолетними гражданами статуса полностью дееспособных лиц ставит в зависимость от их гражданско-правового состояния и характера осуществляемой деятельности. Гражданским законодательством установлено два основных способа приобретения несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным: эмансипация и вступление в брак. Согласно семейному законодательству, граждане, вступившие в брак до достижения брачного возраста, приобретают полную дееспособность.
Несовершеннолетние при приобретении статуса индивидуального предпринимателя по своему гражданско-правовому положению остаются частично дееспособными. С достижением 14-летнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки (например, принять наследство, отказаться от него; заключать договор купли-продажи недвижимого имущества, а также движимого имущества и т. д.), при условии письменного согласия его законных представителей. Таким образом, ограничения, установленные гражданским законодательством для лиц в возрасте от 14 до 18 лет, будут распространяться на все сделки, совершаемые несовершеннолетним предпринимателем до момента признания его полностью дееспособным или до достижения им совершеннолетия.
Это значительным образом осложняет ведение предпринимательской деятельности, поскольку несет дополнительный риск для потенциальных контрагентов несовершеннолетних: в случае отсутствия письменного согласия законных представителей лица на заключение сделки она может быть в судебном порядке признана недействительной (ст. 175 ГК РФ).
Учитывая вышеизложенное, полагаем, занятие предпринимательской деятельностью до объявления лица эмансипированным не способствует устойчивости отношений с его участием. Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться своими доходами от предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 2 ст. 26 ГК РФ), к примеру, при закупке продукции, однако самостоятельно реализовать продукцию уже не могут.
Также проблема возникает в связи с тем, что несовершеннолетние в соответствии с гражданским законодательством, могут быть по решению суда ограничены или даже лишены права на распоряжение своим имуществом или доходами, в том числе полученными при осуществлении предпринимательской деятельности. Данное положение противоречит смыслу предпринимательской деятельности, поскольку согласно статье 2 ГК РФ, она должна носить инициативный и самостоятельный характер.
В связи с этим, полагаем целесообразно внести изменения в статью 27 ГК РФ, признав основанием проведения процедуры эмансипации, не факт осуществления предпринимательской деятельности, а лишь намерение ее осуществления.
Исследователями уже высказывалась подобная точка зрения. Так С.В. Букшина говорила о том, что процедура эмансипации должна предшествовать предпринимательской деятельности несовершеннолетнего. По ее мнению, самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью вправе несовершеннолетний, объявленный полностью дееспособным и достигший 16 лет. При этом участие 16‑летнего лица в производственном кооперативе, наряду с работой по трудовому договору, должно быть основанием для его эмансипации.
Позиция С.В. Букшиной, по нашему мнению, является верной. Полагаем, необходимо основанием для эмансипации признавать выраженное несовершеннолетними волеизъявление на осуществление предпринимательской деятельности. При этом необходимо законодательно закрепить обязанности несовершеннолетних в течение определенного срока представлять в органы опеки и попечительства свидетельство государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. В случае непредставления указанного документа – органы опеки и попечительства свое решение об эмансипации должны отменять.
Представляется, что предложенный порядок никоим образом не усложнит существующую процедуру эмансипации. А главное, установит единственно соответствующее сути предпринимательской деятельности правило осуществления ее только обладающими полной дееспособностью лицами.