Статья:

Приоритет публичных интересов при депортации и административном выдворении

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Мифтахов Р.Л. Приоритет публичных интересов при депортации и административном выдворении // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 36-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Приоритет публичных интересов при депортации и административном выдворении

Мифтахов Ренат Ленарович
канд. юрид. наук, доцент, Казанский филиал ФГБОУВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Казань

 

PRIORITY OF PUBLIC INTERESTS IN DEPORTATION AND ADMINISTRATIVE REMOVAL

 

Renat Miftakhov

Cand. legal sciences assistant professor, Kazan branch of FSBEI of the Russian State University of Justice, Russia, Kazan

 

Аннотация. Целью деятельности государственных органов является обеспечение баланса частных и публичных прав и законных интересов. Однако в правоприменительной практике возникают ситуации, когда компетентным органам при исполнении приходится отдавать приоритет публичным интересам, даже в случае, если это может повлечь ущерб частным интересам. Именно такие казусы возникают при исполнении постановления об административном выдворении или в ходе реализации административной процедуры депортации, когда выявляются факты неисполненных обязательств иностранными гражданами или лицами без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации.

Abstract. The purpose of public authorities is to ensure a balance between private and public rights and legitimate interests. However, in law enforcement practice, there are situations where the competent authorities have to give priority to public interests when performing, even if this may cause damage to private interests. These are the cases that arise during the execution of an administrative expulsion order or during the implementation of an administrative deportation procedure, when facts of unfulfilled obligations by foreign citizens or stateless persons subject to administrative expulsion or deportation are revealed.

 

Ключевые слова: административное выдворение; депортация; исполнительное производство; иностранные граждане; лица без гражданства; неисполненные обязательства.

Keywords: administrative expulsion; deportation; enforcement proceedings; foreign citizens; stateless persons; unfulfilled obligations.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации реализуют свои права и несут обязанности одинаково, как и российские граждане. Однако федеральным законом или международным договором могут быть предусмотрены случаи ограничения таких прав или наделения дополнительных обязанностей. На это обстоятельство указывает часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации [1].

Так, например, российское федеральное законодательство имеет в своем правовом арсенале средства государственно-принудительного воздействия на иностранных граждан и лиц без гражданства, направленные на удаление нежелательного лица с территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, как административное выдворение и депортация. Это является особенностью административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии со статьей 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ [2] административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" [3] депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В правоприменительной практике при исполнении постановления об административном выдворении или в ходе реализации административной процедуры депортации зачастую возникают ситуации, когда уполномоченные органы выявляют наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства неисполненных обязательств.

Согласно части 1статьи 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" [4] при неисполнении должником-гражданином в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или требований неимущественного характера, или  иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Уклонение от исполнения обязательств, наложенных на иностранных граждан и лиц без гражданства судом, препятствует их выезду из страны. Исполнение обязательств либо достижение согласия сторонами снимает ограничение. В Законе об исполнительном производстве не уточняется характер обязательств, в связи с этим правило распространяется на любые обременения, возложенные на иностранного гражданина в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации [5] или Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации [6].

Иностранцы, не выполнившие обязанности по уплате налогов, не могут покинуть Российскую Федерацию до их уплаты. В соответствии с налоговым законодательством, получая доход на территории Российской Федерации, иностранный субъект становится налогоплательщиком.

Таким образом, законодательство предусматривает возможность ограничения на выезд из Российской Федерации, в том числе для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Изложенная позиция находит подтверждение и в пункте 2.11 Соглашения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной миграционной службы при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений судов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов [7], согласно которому при уклонении иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения обязательств, наложенных на него судом, судебный пристав-исполнитель вправе в установленном порядке вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Однако ограничение на выезд возможно только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, законно пребывающих на территории Российской Федерации.

Следовательно, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения как это предусмотрено частью 7 статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" [8].

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
4. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // "Собрание законодательства РФ", 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
5. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
6. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
7. "Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной миграционной службы при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений судов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов" (утв. ФССП России N 12/01-2, ФМС России N КР-1/4-3155 04.03.2010)// "Бюллетень Федеральной службы судебных приставов", N 9, 2010.
8. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // "Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34, ст. 4029.