ЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Секция: Всеобщая история

CVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
THE VALUABLE HERITAGE OF THE AZERBAIJAN DEMOCRATIC REPUBLIC
Aliyeva Gulara Alvan kyzy
PhD in History, Associate Professor, Ganja State University, Azerbaijan, Ganja
Аннотация. Статья посвящена истории создания Бакинского государственного университета в период Азербайджанской Демократической Республики (1918–1920 гг.) и анализу его роли в развитии национальной системы образования. Рассматривается процесс подготовки, обсуждения и принятия закона об учреждении университета, формирование его факультетов и профессорско-преподавательского состава, а также особенности обеспечения равного доступа к образованию для мужчин и женщин. Особое внимание уделено деятельности правительства АДР по внедрению национального образования и привлечению высококвалифицированных специалистов, что позволило создать первый высший учебный институт в стране и заложить фундамент дальнейшего развития науки и образования. Статья опирается на архивные документы, законы, а также труды современных историков.
Abstract. The article is dedicated to the history of the establishment of Baku State University during the Azerbaijan Democratic Republic (1918–1920) and examines its role in the development of the national education system. It explores the process of preparing, discussing, and adopting the law on the foundation of the university, the formation of its faculties and academic staff, as well as the provision of equal access to education for both male and female students. Particular attention is given to the activities of the ADR government in implementing national education policies and attracting highly qualified specialists, which enabled the creation of the first higher education institution in the country and laid the foundation for the further development of science and education. The study relies on archival documents, laws, and modern historical research.
Ключевые слова: Азербайджанская Демократическая Республика, Бакинский государственный университет, национальное образование, высшее образование, реформы 1918–1920 гг., женское образование, история образования в Азербайджане, развитие науки, академический состав.
Keywords: Azerbaijan Democratic Republic, Baku State University, national education, higher education, 1918–1920 reforms, female education, history of education in Azerbaijan, development of science, academic staff.
Начиная с начала XX века, возвращение к национальным корням в Северном Азербайджане, национальное пробуждение и самоопределение постепенно стали охватывать все стороны жизни Азербайджана. В это время партии, союзы и организации сыграли ключевую роль в национально-освободительном движении и в создании национальной системы образования [4, с. 13–28]. Распространение национального пробуждения и национального самоопределения способствовало образованию в начале века на севере Азербайджана Азербайджанской Демократической Республики.
С самого первого дня своего создания АДР начала претерпевать радикальные изменения во всех сферах общественной жизни. Одним из основных аспектов внутренней политики АДР было внедрение государственного образования на новой национальной платформе. С этой целью 30 июня 1918 года правительство учредило в Гяндже канцелярию Министерства образования и Н.Юсифбейли был назначен министром образования. Оно внесло свой вклад в развитие нашего национального образования, проводя политику национализации образования. В числе реформ в этой области правительство Азербайджана сыграло важную роль в развитии высшего образования и повышении квалификации.
Правительство Азербайджанской Народной Республики первоначально намеревалось создать три университета: Бакинский государственный, Сельскохозяйственный институт и Государственную консерваторию. Позже, однако, был открыт только Бакинский государственный (ныне Бакинский государственный университет).
В начале 1919 года в Тбилиси был направлен Хамид бек Шахтахтински, заместитель министра народного просвещения в Министерстве образования. Он предлагал перенести в Баку русский университет, обещая директору Университета Южного Кавказа Разумовскому хорошие здания и финансовую обеспеченность [3, с. 76; 11, с. 201]. Однако это предложение не было одобрительно встречено преподавателями университета. По вопросу перевода была сформирована специальная комиссия, которая была направлена в Баку для переговоров с правительством АДР, и в ходе переговоров стало ясно, что правительство готово пойти на любые жертвы для открытия университета. Делегации было дано время до 1 мая 1919 года [3, с. 78–79; 11, с. 201; 8, с. 15–16]. Но решение вопроса было несколько затянуто. Уже 1 мая 1919 года заместитель министра просвещения при АДР Г. Шахинский направил телеграмму В.И. Разумовскому о том, что в Баку открывается новый университет. Он предложил Разумовскому организацию нового учебного заведения. Видный ученый принял это предложение и направился в Баку [6, с. 80; 1, с. 16]. К 19 мая 1919 года было принято решение об учреждении университетской комиссии, а правительство утвердило состав университетской комиссии. В состав нового учреждения вошли проф. В.И. Разумовский (зав.), проф. А.М. Левин, проф. Н.А. Дубровский, наряду с И.А. Бабушкиным (секретарь) В.И. Ирзаев, М.А. Шахинский, Аледжаббар Оручелиев, А.Н.Сарапов, М. Султанов, а также представители городского самоуправления А.Н. Сарапов, М. Султанов. Они оперативно проводили интенсивные совещания [10, с. 10]. 31 мая комиссия представила законопроект об открытии университета в Баку, состоящий из 14 глав, Устава и нужд университета в Министерство образования. Законопроект был обсужден 7 июля, и было решено, что в течение 1919 / 20 учебного года будут открыты первые курсы права, физики, философии и первые четыре курса медицинского факультета. Проект создания университета обсуждался в июле-августе 1919 г. на законодательных, финансовых и совещаниях парламента, об увеличении финансовых средств с 3,5 млн. руб. до 5 млн. руб., повышении заработной платы преподавателя [10, с. 10–11, с. 19–25]. Законопроект о создании университета был обсужден в парламенте АДР 21 августа 1919 года. Однако в ходе дискуссий наблюдались серьезные разногласия. В результате «Ахрар», нейтральная мусульманская группа «Иттихад» и другие не соглашались с тем, что вуз будет русскоязычным, и требовали, чтобы он функционировал на азербайджанском языке [3, с. 82–85; 11, с. 201–202]. Вскоре, однако, разнообразие идей было остановлено прогрессивными членами парламента и их предшественниками. Ф.Х. Хойский, Н. Юсифбаев, Р. Гапланов, Г. Шахтахтинский и М. Расулзаде участвовали в открытии Бакинского государственного Дарюлфуна. В.И. Разумовский писал: «В обществе и парламенте существовало движение, которое выступало против открытия университета. Мы все больше исходили из того, что расстановка вопроса в парламенте и затягивание вопроса не были случайными, кем-то руководимыми. Начатые переговоры с правительством и наиболее влиятельными членами парламента выявили истинных друзей университета и образования» [6, с. 84–85]. В итоге в парламенте было проведено голосование заучреждение университета. Разумовский отмечал, что «это стало возможным благодаря усердию и образованности Расулзаде» [6, с. 85]. 1 сентября 1919 года парламент АДР принял «Закон об учреждении в Баку государственного университета» [2, с. 101–103]. Согласно этому документу, Бакинский университет должен был состоять из четырех факультетов: факультета истории и философии Восточного отделения, физико-математического факультета, права и медицины. На год были выделены средства только двум факультетам училища: медицинскому и историко-философскому. Статья 3 Закона давала право университетскому совету приглашать первого ректора университета и декана факультета приглашать на три года [2, с. 102]. Статьи 6 и 7 Закона предусматривали, что в течение 1919–1920 учебного года университет получит 5 миллионов манатов на его продвижение и оснащение и 10 миллионов 857,5 тысяч манатов на все расходы по содержанию. В ходе приема гражданам Азербайджана был отдан приоритет. Кроме того, было отмечено, что в мусульманском и турецком мире, отношение к женскому образованию соответствует европейским парламентам, согласно статьям 8 и 9: «Студенты и талибы Южного Кавказа и Дарюлфуна... Пройти те же курсы Баку, Дарюлфуна... разрешено всем студентам. Новые студенты – как мужского, так и женского пола – зачисляются на общих основаниях» [2, с. 102–103]. Однако, несмотря на то, что был принят закон об открытии университета, для его функционирования еще предстояло проделать большую работу. Правительство АДР 8 сентября 1919 года приняло решение об утверждении ректора и декана Бакинского государственного университета. Новое решение свидетельствовало о том, что профессор оперативной хирургии, профессор В.И. Разумовский назначается ректором, профессор кафедры патологической анатомии И.И. Широкогоров – деканом медицинского факультета, в случае его отсутствия профессор А.М. Левин, а доцент кафедры «Всеобщая история» утверждается деканом историко-философского факультета [7, с. 22].
10 сентября 1919 г. Комиссия пригласила ряд видных русских профессоров и ученых для работы в университете [7, с. 22]. Последнее заседание университетской комиссии состоялось 15 сентября 1919 года, и был сформирован Временный совет и Совет Руководителей Университета. Однако вскоре после этого в университете почувствовалась нехватка специалистов, и после 20 сентября В.И. Разумовский и Н.А. Дубровский отправились в города южных университетов России для привлечения недостающих учителей, а ряд ученых был приглашен в Баку [7, с. 22-23]. Профессор В.К. Финкенштейн, член совета университета, ездил в Западную Европу, чтобы предоставить учебники и оборудование. В результате в течение 1919–1920 учебного года в университет было зачислено 104 человека, в том числе 43 профессора и приватных доцента. [7, с. 23]. 29 сентября 1919 года на очередной 79-й сессии парламента был обсужден руководящий орган Бакинского государственного университета и его образовательная деятельность [10, с. 30–43]. В результате было принято положение, состоящее из 5 глав и 72 статей, а также определены два типа органов управления: Совет университета, руководящий орган университета и факультетские собрания; единоличные органы управления – ректор, профессор, деканы факультетов [2, с. 43–55]. Профессора, доценты и приватные доценты избирались ректором, профессором и деканом факультета университета сроком на три года. Профессора, доценты имели право голоса в совете [2, с. 49]. Учащиеся полных школ обоего пола, а также свободные слушатели считались студентами университетов, платили за обучение в размере 500 манатов, а руководящий орган имел право освобождать от платы за обучение до 10 процентов учащихся [3, с. 87–90; 11, с. 210–211]. В 1919–20-х гг. академический коллектив университета состоял из 44 штатов. Так, в течение первого учебного года в учебном году приняли участие 297 мусульман, 366 евреев, 209 русских, 181 армянин, 27 поляков и немцев, 13 грузин, 1 грек и только 1094 (217 свободных слушателей) [5] Первое заседание Совета университета состоялось 10 ноября 1919 года. В субботу, 15 ноября 1919 года, в университете был объявлен первый учебный день [3, с. 92]. Таким образом, в Азербайджане был создан свой первый университет, на стыке Европы и Азии был зажжен новый факел, и в историю азербайджанского народа была вписана новая блестящая страница.
Сегодня Бакинский университет – это университет с десятками факультетов, сотнями кафедр и тысячами профессоров-преподавателей и студентов. Его выпускники работают не только в различных учебных заведениях, государственных ведомствах и университетах независимой Азербайджанской Республики, но и во всем мире. Бакинский университет также проводит обмен студентами и преподавателями с ведущими мировыми университетами. Спустя годы, после создания БГУ, в Азербайджане был учреждены десятки университетов. Создав этот университет, Азербайджанская Народная Республика дала нам ценное наследие. И наш главный приоритет – сохранить наше первое высшее учебное заведение как наше глазное яблоко и с гордостью передать его поколениям.


