Статья:

Проблема применения мер административного обеспечения при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, на примере города федерального значения Москвы в сфере деятельности ГУП «Московский метрополитен»

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Смирнов М.А. Проблема применения мер административного обеспечения при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, на примере города федерального значения Москвы в сфере деятельности ГУП «Московский метрополитен» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 57-61.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема применения мер административного обеспечения при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, на примере города федерального значения Москвы в сфере деятельности ГУП «Московский метрополитен»

Смирнов Михаил Алексеевич
адъюнкт, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, РФ, г. Москва

 

The problem of application of measures of administrative support in the production on affairs about the administrative offences provided by laws of subjects of the Russian Federation, on the example of the city of Federal value of Moscow in the sphere of activities of Moscow subway

 

Smirnov Mikhail

Postgraduate studentMoscow University of the MIA of Russia to them VY Kikot, Russia, Moscow

 

Аннотация. В соответствии с законодательством об административных правонарушениях применение мер обеспечения дозволено только определенному кругу субъектов, в который не входят органы исполнительной власти субъектов РФ. В статье рассматриваются проблемы, возникающие в практической деятельности на примере осуществления полномочий органом исполнительной власти города федерального значения Москвы при обеспечении соблюдения правил пользования Московским метрополитеном.

Abstract. In accordance with the law on administrative offenses to ensure the application of the measures allowed only a certain range of subjects, which is not part of the executive authorities of the Russian Federation.

The article deals with the problems that arise in practice by the example of the exercise of authority executive authority federal cities of Moscow, while respecting the rules of use of the Moscow subway.

 

Ключевые слова: орган исполнительной власти субъекта РФ; метрополитен; меры административного обеспечения.

Keywords: Executive authority of the subject of the Russian Federation; Metropolitan; administrative measures to ensure.

 

21 июля 2014 года вступил в законную силу Федеральный закон № 247-ФЗ «О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

В связи с чем, должностные лица системы Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве не имеют правовых оснований для составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», до заключения соответствующего соглашения между Министерством внутренних дел России и Правительством Москвы.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы № 397-РП от 17 мая 2011 года «О Государственном казенном учреждении города Москвы «Организатор перевозок»» в городе федерального значения Москве учрежден орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с пунктом 6.1. делегированы полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3, 10.1-10.9, 11.10 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".(в редакции Распоряжения Правительства Москвы № 693-РП от 13 ноября 2012 года «О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. N 397-РП»). В соответствии с пунктом 2.4.12 Устава ГКУ «Организатор перевозок» г. Москвы на указанную организацию возложено проведение проверок соблюдения пассажирами правил пользования пассажирским транспортом в городе Москве, включая контроль оплаты проезда и перевозки багажа, в случаях и порядке, предусмотренном законодательством РФ и г. Москвы [5 c.7].

Статьей 1.3.1 КоАП РФ и главой 16 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» и Распоряжением Правительства Москвы от 17.05.11 года «О государственном казенном учреждении города Москвы «Организатор перевозок»» для указанного органа исполнительной власти субъекта РФ предусмотрено только составление протоколов об административных правонарушениях, в пределах компетенции, и рассмотрение дел об административных правонарушениях, в пределах компетенции.

В настоящее время критическим стал вопрос о применении мер обеспечения по административным правонарушениям, предусмотренными законами субъектов РФ, меры административного обеспечения и перечень субъектов, уполномоченных их применять, является исчерпывающим и закрытым и изложен в статьях  27.2, 27.3 и 28.3 КоАП РФ. Таким образом, у органов внутренних дел, как и у ГКУ «Организатор перевозок» города Москвы на настоящее время отсутствуют правовые основания применения мер обеспечения по рассматриваемым производствам. То есть составление протоколов об административных правонарушениях и их рассмотрение должно происходить на месте, либо вызов правонарушителя через повестку в указанную организацию. Фактически на практике пресечь указанного рода правонарушения и изъять орудия совершения правонарушения с целью профилактики дальнейшего нарушения общественного порядка невозможно.

Рассмотрим данную ситуацию на примере такой меры обеспечения как доставление. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и другое.

В части, касающейся Московского метрополитена, доставление должно проводится в ста процентах случаях, так как в метрополитене запрещено создавать ситуации, мешающие пассажиропотоку [3, c.3], то есть разбирательства на месте происшествия фактически быть не может, либо создаст прецедент нарушения правил пользования метрополитеном субъектом, который наделен полномочиями по контролю за соблюдением указанных правил. Кроме того, данную проблему стоит раскрыть и со стороны такой меры обеспечения как изъятие вещей и документов.

Диспозиция статьи 27.10 КоАП РФ устанавливает, что «изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3». Часть 6 статьи 28.3 КоАП РФ действительно предусматривает в качестве субъекта обеспечения данной меры орган исполнительной власти субъекта РФ, которому делегированы полномочия по региональному государственному контролю, к которым относится ГКУ «Организатор перевозок» города Москвы.

В то же время, в качестве характеризующих признаков объектов, подлежащих изъятию в данной статье указано, что они должны быть обнаружены на месте происшествия, при личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице и досмотре транспортного средства. В части касающейся метрополитена досмотр транспортного средства неактуален, как и осмотр места совершения административного правонарушения, протокол осмотра которого в соответствии со статьей 28.1.1 КоАП РФ составляется только в случаях выявления правонарушений в области дорожного движения. Таким образом, в условиях метрополитена, изъятие может производиться только в условиях личного досмотра, либо досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Это действие так же является мерой обеспечения и предусмотрено статьей 27.7 КоАП РФ, диспозиция которой в свою очередь в качестве субъектов, уполномоченных применять эту меру обеспечения предусматривает лиц, указанных в статье 27.2 и 27.3 КоАП РФ. Как уже было сказано, органы исполнительной власти субъектов РФ, в данном случае ГКУ «Организатор перевозок» города Москвы, в перечень субъектов указанных статей не  входит.

Резюмируя изложенное, прихожу к выводу, что для качественного производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, необходимо предоставления права последним применять меры обеспечения, для чего внести изменения в статьи 1.3.1, 27.2, 27.3 КоАП РФ.

 

Список литературы:

1. Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 25.05.2016) "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".

2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ редакция от 06.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).

3. Постановление Правительства Москвы от 16 сентября 2008 года N 844-ПП «Об утверждении Правил пользования Московским метрополитеном» (с изменениями на 19 апреля 2016 года).

4. Распоряжение Правительства Москвы № 397-РП от 17 мая 2011 в редакции распоряжения правительства Москвы № 734-РП от 17 декабря 2013 года.

5. Устав Государственного казенного учреждения города Москвы «Организатор перевозок», утвержденный 17.12.2014 года.