Статья:

Смысл жизни перед лицом смерти

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная философия

Выходные данные
Ямпольская Д.Ю., Кунижева И.Х. Смысл жизни перед лицом смерти // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 23-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Смысл жизни перед лицом смерти

Ямпольская Дарья Юрьевна
канд. филос. наук, старший преподаватель, Северо-Кавказский Федеральный Университет, РФ, г. Пятигорск
Кунижева Индира Хамидбиевна
студент, Северо-Кавказский Федеральный Университет, РФ, г. Пятигорск

 

The meaning of life in the face of death

 

Yampolskaya Daria

Ph.D., Senior Lecturer North-Caucasian Federal University, Russia, Pyatigorsk

Kunizheva Indira

student of the North Caucasus Federal University, Russia, Pyatigorsk

 

Аннотация. В статье рассматривается один из основных вопросов философии поиск и понимание смысла жизни. По мнению автора, изучение смысла жизни в свете философии искусства и эстетических теорий путем анализа значения прекрасного и безобразного позволяет выявить теоретические и практические пути очищения нравов и утончения вкусов членов общества.

Abstract. In article one of the main questions of philosophy search and understanding of meaning of life is considered. According to the author, studying of meaning of life in the light of philosophy of art and esthetic theories by the analysis of value fine and ugly allows to reveal theoretical and practical ways of clarification of customs and thinning of tastes of members of society.

 

Ключевые слова: смерть; философия смерти; страх смерти; смысл жизни.

Keywords: death; philosophy of death; fear of death; meaning of life.

 

Проблема относительно смысла жизни и смерти на протяжении уже многих веков остается важной для каждого из нас. Каждый человек рано или поздно задается вопросом, как нужно проживать свою жизнь, ведь мы живем один раз и смерть неизбежна. Восприятие смерти является одной из вечных проблем философии.

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема. В вопросе о смысле жизни нельзя не обратиться к античной философии. В ней данный вопрос раскрывается по-разному. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, знанием нравственных понятий. Он считал, что стремится к мудрости – это и есть смысл жизни человека. Делать всякое благо, не думая о деньгах, сохранять в себе человеческие, душевные качества являлось для него главным [1]. Аристотель полагал, что целью всех человеческих действий является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. «Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования» - говорил он. Человек для него – это, прежде всего, интеллект и высшее благо неотделимо от самосовершенствования [2].

На других этапах развития европейской философии вопрос о смысле жизни несет такой же разнообразный характер. Особое внимание хотелось бы уделить Канту, который видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга. Он считал, что смысл жизни не существует сам по себе, он живет в осознании индивидом своего бытия и является проявлением личности человека. Именно данный смысл помогает человеку в трудных жизненных ситуациях следовать этическому закону. Он говорил: «Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность» [3]. Ницше же смысл жизни видел в «воле к власти». Он считал, что все что хочет жить, должно иметь энергию, усилия, стремления для того, чтобы подняться, встать и выстоять.

Желание жить возможно лишь благодаря неустанному возрастанию [4]. Смысл жизни он видел в том, чтобы добиться реализации своего «Я», делая ставку на интеллектуальную и физическую силу. Вся человеческая жизнь в его понимании есть искание лучших ценностей, которыми мы обладаем. Если у человека не будет цели и смысла, то тогда просто напросто этого человека не будет. «Убейте в человеке веру в его цель, и вы убьете в нем человека. Примирится с существованием, в котором не видишь цели и смысла, значит в конце концов отречься от разума» - пишет русский философ Е. Н. Трубецкой [5].

В вопросе о жизни и смерти нельзя не отметить роль экзистенциализма. По экзистенциальной философии человек есть временное конечное существо, предназначенное к смерти. Человек задумывается о смысле жизни потому, что есть смерть. Человек бессознательно пытается убежать от смерти, тем самым он ведет активную жизнь, ставит перед собой цели.

Это заставляет проявлять чувство ответственности за свою жизнь. По мнению философов-экзистенциалистов XX в. проблема смерти особенно значимой становится в критических ситуациях человека. И только с этого момента человек начинает задумываться о смысле прожитой жизни, происходит переоценка ценностей, мир человека в какой-то степени меняется.

Обратимся к мнению Г. Л. Тульчинского, который считает, что «сама мысль об индивидуальном бессмертии человека просто несовместима с идеей смысла жизни... Поступки бессмертного существа, имеющего «достаточное время» в будущем (да и имевшего его в прошлом) для своего совершенствования, не могут подпадать под оценки с позиций добра, гуманности и т. д. Его существование лишено ценностей, идеалов, ответственности, оно внеморально» [6].

Возможно, теория Г. Л. Тульчинского является абсолютно правильной. Мы не можем сказать об этом точно, так как ни один человек не является бессмертным. Но мы и не можем отвергать эту идею, поскольку на протяжении всей жизни мы ставим перед собой цели, идем вперед, пытаемся совершенствоваться, имеем определенные ценности и несем ответственность за свою жизнь, зная о предстоящей смерти.

К противоположному мнению склонялся И. Ялом [7], отмечавший, что, возможно, если бы жизнь была бесконечной, она все равно имела бы смысл, каждый момент этой жизни был бы насыщен смыслом, можно было бы ценить и осмысливать то, что есть, то, что происходит здесь и сейчас.

Но правда ли, что мысль о смерти несёт столь важную роль в нашей жизни, попытаемся углубиться в этот феномен. Возможно, мы живем, не придавая этому особого значения, но при этом мы пытаемся достичь в жизни каких-то высот. Но если мы знаем, что конец жизни неизбежен, зачем же стараться прожить её достойно?!

Говоря об этом феномене, можно привести пример из жизни, указывающий на то, что людям, пережившим близость смерти, свойственно с особенной остротой ощущать жизнь. Человек, стоявший на пороге гибели, но в итоге ее избежавший, после этого начинает ценить каждую отпущенную ему минуту, по крайней мере, на какое-то время.

Существует ряд исследований на тему изменения восприятия жизни перед угрозой смерти. И хотя они и не демонстрируют прямого роста осмысленности жизни, но все-таки отмечаются некоторые изменения, которые можно было бы принять в качестве такового.

Нам кажется, что подобным состоянием можно было бы назвать, например, состояние влюбленности, при котором резкий эмоциональный всплеск заставляет человека с необычайной силой ощутить жизнь. Влюбленный человек вдруг начинает замечать пение птиц, наслаждаться каждым глотком воздуха и т. д. Сходный эффект может иметь так же освобождение из тюрьмы, выздоровление от сильной болезни или какое-то важное достижение. Этот эффект кажется нам похожим на то, как человек с необычайной силой ощущает вкус привычных блюд, если он провел некоторое время в состоянии сильного голода. Таким образом, мы считаем возможным признать, что мощные переживания (причем, не только негативные!) способны актуализировать жажду жизни.

Принято считать, что человек, осознавая мысль о смерти, пытается направить свою жизнь в правильное русло, прожить ее достойно, что эта мысль дает некий толчок, стимул каждому человеку. Ведь размышляя об этом, мы понимаем всю важность нашей жизни. Самоответственность, самодисциплина, являются важными атрибутами в формировании смысла жизни у индивида. Отсюда и формируются любовь к жизни, инстинкт самосохранения, стремление к счастью.

Человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки для того, чтобы жить и активно действовать. Человек не изобретает смысл, а находит его в мире объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации [8].

Мысли о смерти, о том, что наша жизнь не бесконечна, играют важную роль в нашей жизни, они дают нам стимул для достижения целей, которые каждый человек ставит перед собой на протяжении всего существования. Можно сказать, что осознание смертности является импульсом человеческой активности, творчества, саморазвития.

Поэтому каждый человек, осознавая, что жизнь одна, пытается прожить её достойно, достигать в жизни каких-то высот для собственного комфорта. Смерть является сильной мотивацией, так как мы понимаем, что жизнь ограничена, и это мотивирует нас использовать жизнь по максимуму. Мысли о смертности позволяют задумываться о том, что мы ценим в жизни.

 

Список литерٜٜатуры: 
1. Голубаева Г. А. Этика. – М.: Экзамен, 2014. – 320 с.
2. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 6. - М.: Наука, 2012. - 743 с.
3. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. - М.: Культурная революция, 2011. 880 с.
4. Трубецкой Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк. - М.: 2013. - 161 с.
5. Тульчинский Г. Л. Танатология // Проективный философский словарь: новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2013.
6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 2012.
7. Античные философы о смысле жизни. Сократ - [Электронный ресурс]. -URL: http://krasnov.tv/antichnye-filosofy-o-smysle-zhizni-sokrat (дата обращения 28.12.2016)
7. Аристотель. Никомахова этика - [Электронный ресурс]. - URL: http://royallib.com/read/aristotel/nikomahova_etika.html# (дата обращения 28.12.2016)