Образ Розы Люксембург как жертвы на алтаре Революции
Секция: Всеобщая история
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Образ Розы Люксембург как жертвы на алтаре Революции
ROSA LUXEMBURG'S IMAGE AS THE VICTIM ON THE REVOLUTION ALTAR
Ivonina Olga Ivanovna
Doctor of historical sciences, professor of department of general history, historiography, source study of Novosibirsk State Pedagogic University, Novosibirsk
Tepikina Elena Petrovna
student of the Institute of History, scholarship of Novosibirsk State Pedagogic University, Novosibirsk
Аннотация: В статье представлены идеи Р. Люксембург как революционерки, и как женщины, увлекающейся естественными отраслями науки. Дана характеристика ее образа и взгляды современников на представленную личность.
Abstract: The article presents the ideas of Rosa Luxemburg as revolutionary, and as women, was fond of natural Sciences. The characteristic of her character and attitudes of contemporaries to the person.
Keywords: image, gender, R. Luxemburg, ideas, revolution.
Ключевые слова: образ, гендер, Р. Люксембург, идеи, революция.
Социальная роль женщины чрезвычайно значима в любом обществе. С глубокой древности женщина — это мать, кормилица, хранительница домашнего очага. В связи с этим, характер эпохи проявился в создании «нового человека», который изменит ход истории.
Долгое время историки, философы говорили о принципиальной разнице между полами, обосновывая свои тезисы гражданской не состоятельностью женщин. Создавались образы слабых женщин, способных заниматься только бытовой деятельностью. Как указала С. Айвазова, вся загадка связана с тем, что это отношения социального неравенства, вытекающего из неравномерного распределения не только труда, но и обязанностей в других сферах, при которых женщина фактически раба мужчин [1]. Мыслители всех исторических эпох писали о женщинах, определяя их отличия от мужчин, создавая образцы женского поведения и репрезентации. Создавалась система оппозиций, наделенных ярлыками «мужское», «женское». Образ женщины был таков: пассивная, эмоциональная, заботливая, стоящая на вторых ролях. Образ мужчины противопоставлялся: активный, интеллектуальный, по природе честолюбивый, стоящий на лидирующих позициях. Однако Л. Репина отметила, что в ходе социально-экономических, культурных и политических изменений, произошла трансформация сознания, стало формироваться иное представление о женщинах в культуре [10, с. 43]. Начинает прослеживаться разница в образах женщин. В 20-ых годах XX эта разница заключается в отличиях идеала дореволюционного периода и революционного.
Какой же он этот образ революционного периода? Для ответа на этот вопрос нам поможет исследование личности выдающейся деятельницы революционного движения Р. Люксембург.
На рубеже XX-XXI в. все больше нарастает интерес к наследию Розы Люксембург. Получают продолжения вопросы, связанные с обстоятельствами деятельности Розы, стали доступны новые материалы из архивов ГДР. Как отмечает Н. Ито важные документы собрались именно в Москве, так как именно здесь с 1922 года началась работа над собранием сочинений Розы Люксембург, а именно «О лекции «Рабство», прочитанной в партийной школе».
Помимо прочего возрастает интерес к культурным и гуманистическим взглядам Розы Люксембург, ее идеи относятся к решению «вечных вопросов» социально-экономической и политической борьбы, а именно за установление общественного строя, уничтожение эксплуатации и угнетения человека, что отметил в своей работе Г. Кайзер [6, с. 12].
Любопытно отметить, что при создании образа Р. Люксембург, всплывают проблемы в оценке современников представленной личности, например, бескомпромиссность идей Розы, что, по их мнению, делало ее «неудобной» фигурой в различных политических и идейных течениях. Как утверждает О. Любан, она была «занозой» и для коммунистов, и для социал-демократической партии [7, с. 42].
Э. Виттих выделяет дополнительные проблемы в оценки данной исторической личности [2, с. 10]. По мнению исследователя, политические споры вокруг Розы часто ведутся по меркам сегодняшнего дня, следовательно, являются не историчными. Э. Виттих показал отражение споров о памяти «Красной розе», в частности возникновение борьбы о сооружении памятника Розе Люксембург [3, с. 73]. Б. Орлов изложил свои взгляды в следующем русле: исследователь подчеркнул, что памятник должен изображать Розу не как «неистовую революционерку», а как мыслящую и обаятельную женщину [9, с. 329].
В публицистике и эпистолярном наследии Роза Люксембург покоряет чуткостью к слову, что отражено в ее работе «Рукопись о русской революции» [8]. О. Любан также подчеркнул, что прекрасный стиль ее языка не только интересен для чтения, но и наполнен мироощущением автора, которое сделало ее одним из значимых и своеобразных идеологов революционного движения [7, с. 42].
Цель работы – охарактеризовать образ Розы Люксембург как «жертвы революции».
Образ розы имеет достаточно яркий и устойчивый смысловой подтекст. Роза – это символ завершенности, полноты, совершенства. В средневековой культуре роза являлась символом крови Христа, страдающего Христа. Имя же Розы Люксембург было названо в одном из произведений «срубленной розой». Однако стоит обратить внимание все же на то, что она предстает в женском, в человеческом облике. Выстраивается достаточно сложное представление и соответствие об этой необычной женщине: Роза Люксембург – Богородица – прекрасная женщина – жертва – Революция. Интересно подчеркнуть, что в советской публицистике 1920-х годов имя Роза ассоциировался с чем-то сакральным, Роза Люксембург, ее образ трансформировался в образ «Красной Розы», как «коммунистической мученицы», таким образом, произошел процесс канонизации этой женщины.
Судьба наследия Р. Люксембург в России вообще достаточно трудна и противоречива. Революционный ореол и гибель Розы были определяющими в отношении к ней, ее позиции. В. И. Ленин подчеркнул «орлиную» высоту уровня ее деятельности.
В произведениях и переписке Розы Люксембург отражена свойственная ей антиавторитарность. Центральное место в восприятии Р. Люксембург занимает человек, созданный для счастья. Есть даже знаменитое выражение из ее произведений: человек «создан для счастья, как птица для полета» [3, с. 58]. В этой фразе идея Розы, идея в том, что человек обязан быть счастливым, в этом заключена «социальная гигиена». Роза Люксембург писала: «Быть прежде всего человеком – самое главное. А это значит: быть твердым, ясным и веселым не смотря ни на что, вопреки всему… Быть человеком – значит радостно бросить, если нужно, всю свою жизнь на «великие судьбы», значит в то же время и радоваться каждому светлому дню, каждому красивому облаку» [8]. К такой цели стремилась и сама Роза Люксембург. Она посветила свою жизнь борьбе за осуществление социализма во имя счастья людей. Ее идеалом был социализм, созданный в результате активной деятельности народа, базирующийся на неограниченных свободе и демократии. Социализм, гарантирующий постоянный мир.
Каждый компонент антиавторитарен. Все больше развивается самосознание пути к счастью, при котором «никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь, ни герой» [8]. В ее взглядах была заложена идея того, что человек сам должен создать свое благополучие: «Добьемся мы освобождения своей собственной рукой» [8].
В свою очередь, всем этим в социальной и правовой составляющих социализма, взаимосвязей и взаимоотношениях, в области человеческих отношений обеспечивается возможность счастья и одновременно существует необходимость ответственности каждого и всех за развитие и жизнь всего человечества и каждого человека, за развитие природы, необходимость не допускать нарушений, а тем более уничтожения всего: «Мир насилья должен быть разрушен, «но каждая пролитая слеза, которую можно осушить, – это обвинение, а человек, который, спеша по важным делам, просто по грубой невнимательности давит бедного червя, совершает преступление», – писала роза Люксембург [8].
Образ «решительной революционерки» – это не единственное, что привлекает к личности Р. Люксембург. Как писали о ней ее соратники, она была социалистом с человеческим лицом». Она не переставала говорить, что пролетарская революция не нуждается в жестокости, убийстве людей: «Самая безудержная революционная энергия и самая великодушная человечность – в этом истинное дыхание социализма», – писала Роза [8]. Как отмечает Я. Драбкина, в вопросе активной защиты гуманистических ценностей Р. Люксембург проявляла знание и глубокое понимание культуры [5, с.23]. Для Розы самыми проблемными вопросами являлись проблемы в области экономики, международных отношений, национальной культуры, отношения людей к природе и между собой. Ее наследие невозможно оторвать от культуры.
«Почему я живу так, как меньше всего мне хотелось жить?», – произнесла Р. Люксембург в художественном фильме Nikolay Yulksy «Rosa Luxemburg». Не смотря на все ее революционные взгляды, Роза позволяла себе мечтать и желать настоящую семью, с поездками за город, походы в оперу. Она умела ревновать, умела любить. Однако перед ней стоял еще один вопрос: «Мать или революционерка?». Р. Люксембург прожила всю жизнь в не зарегистрированном браке, а ее детьми были идеи.
В заключении хотелось бы отметить, что Р. Люксембург относится к «женщинам нового типа», которым присущи: самодисциплина, умение дорожить независимостью, поиск индивидуальности и самопрезентации. Она была требовательна не только к другим, но и к самой себе. В этой женщине сочетались неприятие к социальной несправедливости, аналитический ум и острое чувство прекрасного. Она желала, чтобы «черное сегодня» превратилось в «светлое завтра», ради которого приходится нести нечеловеческую боль и вину: «У меня такое чувство, что вся эта моральная трясина, через которую мы бредем, этот огромный сумасшедший дом, в котором мы живем, превратится однажды, вот так, в ночь с сегодня на завтра, словно по мановению волшебного жезла, в нечто невероятно величественное и грандиозное...» [4, с. 42]. Таким образом, Розе Люксембург приходилось принимать не простые решения, ей, как женщине, безусловно, «нового» типа, пришлось положить на алтарь революции свою «женскую судьбу».