Статья:

Демография, как основа государственной безопасности Российского государства

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Авдонина Т.М. Демография, как основа государственной безопасности Российского государства // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 83-88.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Демография, как основа государственной безопасности Российского государства

Авдонина Татьяна Михайловна
канд. юрид. наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF DEMOGRAPHIC POLICY AND ITS ROLE IN THE STATE SECURITY OF THE COUNTRY

 

Tatyana Avdonina

Candidate of Law, Associate professor of the Department of Prosecutor’s supervising and criminology, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

 

Аннотация. Статья затрагивает проблему демографического кризиса российского государства. Вопрос повышения эффективности демографической политики актуален уже на протяжении многих лет. Автор попытался выявить основные проблемы и предложить пути решения демографического кризиса.

Abstract. The article is devoted to the problem of demographic development of the Russian state. Periodic improvements in this area are not systematic. That is why the issue of improving the effectiveness of demographic policy is still relevant today. The author tried to identify the main problems and suggest ways to solve the demographic crisis.

 

Ключевые слова: демографическая безопасность; демографическая политика; государственная безопасность.

Keywords: demographic security; population policy; national security.

 

Безопасность государства – тема актуальная и обсуждаемая. Ученые рассматривают эту проблему через призму отдельных направлений, предлагают различные пути решения, совершенствования. Нам бы хотелось остановиться  на демографической безопасности государства Российского.

Сегодня в нашей стране происходит этап переосмысления жизненно-важных аспектов и трансформаций. Можно смело утверждать о существовании демократических принципов, Россия устоялась в качестве правового государства, уже не де-юре, а де-факто. Происходит формирование новых рыночных отношений. Однако нельзя закрывать глаза и упускать из внимания и негативные тенденции, такие, как инфляция, безработица, низкий уровень жизни, вынужденная миграция населения[1].

Несмотря на некоторые положительные сдвиги, Россия, по-прежнему находится в демографической дыре. Рождаемость сокращается, смертность растет (немаловажную роль тут сыграла пандемия), продолжительность жизни существенно снижается. Это все приводит к подрыву трудовых ресурсов, снижению нравственного и духовного потенциала населения. Именно депопуляция страшнейшая угроза безопасности страны.

Проблема демографической безопасности не нова. Она обеспокоила ученых, управленцев, государственных служащих несколько десятков лет назад. Улучшения случаются, но все это временно. Закрепить положительную динамику государство пока, увы, не в состоянии.

Остановимся на терминах. Чаще всего демографическую политику определяют, как целенаправленная деятельность органов государства, направленная на процессы регулирования воспроизводства населения.

Статистика неумолимо доказывает, снижается число граждан России, качественный уровень жизни в стране, тоже оставляет желать лучшего. Причин подобному много, среди них отсутствие юридических гарантий социальной защиты различных слоев населения.

Основная целя правильной политики в сфере воспроизводства населения, воздействие на формирование желательного для общества режима репродуктивности населения, изменение его численности и структуры[2].

По данным Росстата, общая численность населения РФ на 1 января 2021 года составила 146 млн 238 тысяч 185 человек. Самой многочисленной возрастной группой по-прежнему являются молодые люди от 29-35 лет.

В январе-ноябре 2020 года, рождаемость в стране снизилась на 6%, по сравнению с прошлым годом. Количество умерших существенно возросло[3].

Исходя из всего, назрела острая  необходимость разработать и внедрить эффективную, надежную политику в сфере демографии. А следовательно, провести фундаментальные исследования в области экономики, социологии, права. Только системный и комплексный подход поможет предотвратить катастрофу.

Законодателям следует грамотно наполнять принимаемые нормы права, связанные с реализацией государственной поддержки граждан, имеющих детей. Законы должны быть технически верными, четкими. Недопустимы противоречия норм на различных уровнях юридической силы. Именно указанные аспекты позволят избежать двоякого прочтения норм.  Естественно, что любой документ обязательно должен подкрепляться ресурсами, тогда Закон сможет максимально обеспечить потребности адресатов государственной помощи.

На наш взгляд, для решения поставленных задач, наиболее эффективными будут методы убеждения, стимулирования, прогнозирования и планирования. Остановимся на них поподробнее.

На сознание человека можно воздействовать путем убеждения и принуждения. К слову, крайний метод сложно представить, применительно к повышению рождаемости в стране. Однако в истории, встречались подобные казусы, например «налог на бездетность». До сих пор подобные инициативы периодически встречаются на самых высоких уровнях государственной власти. При убеждении права и интересы личности незыблемы. Этот метод позволяет создать моральные стимулы для поведения, выгодного для государства. В срезе рассматриваемой проблемы, это возрождение в человеке представлений о полноценной и правильной семье. Здесь же нельзя забывать о поощрениях, льготировании. Гражданин должен понимать, что государство поддерживает его, оказывает посильную помощь, предоставляет определенные блага.

Можно выделить следующие признаки правового стимулирования:

  1. Ориентированность только на добровольный выбор гражданина;
  2. Мягкое воздействие на интересы личности, которые сложно урегулировать и вместить в нормы права;
  3. Система сочетания обещания предоставить блага и фактическое его получение. При этом, каждый этап должен быть нормативно урегулирован и закреплен;
  4. Смешанный характер воздействия на общественные и межличностные отношения.

Государство должно побудить гражданина пользоваться обещанными благами, здесь применимы материальные и моральные стимулы.

Как мы понимаем, материальные стимулы ориентированы на денежные выплаты, льготы. С моральным стимулом все гораздо сложнее, он носит нематериальный характер. Здесь нацеленность уже на престиж в обществе. Сюда можно отнести награждение медалями, орденами, грамотами и т.д.

По мнению некоторых авторов, демографический спад, может привести к прерыванию эволюции. Причина здесь видится на поверхности. Общество потребления, а вернее его развитие. Для нашей культуры сейчас, свойственно стремление к более высокому уровню жизни. Большинство граждан, находясь перед выбором потребительских благ и полной семьи, делают выбор не в пользу последнего. Забота о пожилых ложится на плечи государства, снижен экономический интерес родителей к увеличению числа детей. Тенденции тревожные, с плохими последствиями. Социальное родство подменяет родство семейное.

Рассмотрим проблему под другим углом. По мере развития общества, у каждого человека, складывается система ценностей, желаний, стремлений. Быть может, семья и стоит на первом месте (как способ нормального существования). Однако, прежде, чем решиться на столь ответственный шаг, необходимо «встать на ноги», обзавестись жильем, высокооплачиваемой работой, заработать себе, так называемый «стартовый капитал». Но, вот парадокс, что к моменту достижения указанных благ, становится поздно. Природа берет свое, возраст не тот, многие годы усиленной работы сильно сказались на здоровье.

Таким образом, выявим несколько основных составляющих снижения рождаемости:

  1. Кризис семьи, как ячейки общества;
  2. Урбанизация;
  3. Мода на однодетные семьи;
  4. Влияние традиций на рождаемость.

Исходя из всего перечисленного, хочется сделать вывод, что демографическая проблема есть и ее необходимо решать. Конечно, это долгосрочный проект, требующий неимоверных финансовых и моральных ресурсов. Но, умалять проблему нельзя. Поскольку государственная безопасность подразумевает под собой комплекс составных блоков, можно останавливаться на каждом элементе отдельно. Каждый вопрос заслуживает внимания, а самое главное разрешения. Но, на наш взгляд, в этой связи, безопасность демографическая, стоит не на последнем месте. Ибо, главный вопрос, который может возникнуть в скором времени, если не предпринимать мер по нормализации популяции населения Российской Федерации: «а для кого мы все это делаем?».

 

Список литературы: 
1. Бугрова Татьяна Михайловна. Право как средство демографической политики Российского государства : теоретический аспект : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01.
2. Никитин А. А., Авдонина Т. М. Роль юридического усмотрения в повышении эффективности демографической политики // Вестник СГЮА. 2019. № 4. С. 49 – 56. (объем – 0,5 п.л.).
3. www.rosstat.gov.ru https://news.rambler.ru/sociology/45698193-rosstat-chislennost-naseleniya-rossii-sokratilas-na-polmilliona-chelovek/ (дата обращения 06.02.2021).