Статья:

Идеологические детерминанты борьбы с коррупцией в КНР

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политическая культура и идеологии

Выходные данные
Иващенко Т.В. Идеологические детерминанты борьбы с коррупцией в КНР // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 7-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Идеологические детерминанты борьбы с коррупцией в КНР

Иващенко Татьяна Владимировна
магистрант, Алтайский государственный университет – АГУ, РФ, г. Барнаул

 

IDEOLOGICAL DETERMINANTS OF THE FIGHT AGAINST CORRUPTION IN CHINA

 

Tatiana Ivashchenko

master's student Altai State University – ASU, Russia, Barnaul

 

Аннотация. В статье анализируется влияние конфуцианской идеологии на формирование нравственных ценностей, правосознания, и профессиональных ориентиров государственных служащих. Рассматривается динамика развития отношений официальной идеологии к конфуцианским нормам. Объясняется специфика современного периода в КНР в преемственности традиционных норм и распространении их среди китайских чиновников.  

Abstract. The article analyzes the influence of Confucian ideology on the formation of morals, legal consciousness, professional objectives of a civil servant. The article considers the dynamics of relation's development between the official ideology and Confucian norms. The specifics of the modern period in China in the continuity of traditional norms and their dissemination among Chinese officials are explained.

 

Ключевые слова: государственный служащий; идеология; служебный долг; коррупция; мораль; нравственность; ответственность; конфуцианство; Китай.

Keywords: state officer; ideology; duty; corruption; moral; set of morals; responsibility; Confucianism; China.

 

Почему еще лет 20 назад в Китае так много чиновников шли по пути коррупции? Говорят, что власть развращает, человеческая жадность. Но почему чиновники у власти в некоторых странах менее жадные? Почему правительственные чиновники древности не были такими корыстными? Почему чиновники в Сингапуре и Гонконге, где доминируют китайцы, не такие, хотя тоже потомки хань. Их расцвет происходил параллельно росту коррупции на материковом Китае во время правления Мао Цзэдуна, значит, должны были быть  какие-то особые причины.

Роль этических и нравственных норм в обеспечении соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции приобретает особую значимость в свете рассмотрения духовно-нравственного фундамента поведения государственных (муниципальных) служащих. Таким образом, теоретически создание совершенной политической системы, основанной на идеальных моральных нормах, может полностью устранить коррупцию.

Жизнестойкость коррупционных отношений поддерживается существующей в современном обществе социальной ментальностью. Поэтому преодоление коррупции напрямую зависит от того, какие идеологические, мировоззренческие принципы будут заложены в правосознание граждан, сформируют профессиональное правосознание государственных служащих.

Одним из условий результативного противодействия коррупции является реализация мер, направленных на изменение отношения не только общественности, но и самих государственных служащих к коррупционным явлениям путем формирования атмосферы неприятия коррупции во всех ее проявлениях и создание условий, препятствующих коррупционным правонарушениям в органах государственной власти и местного самоуправления. Значительную роль в этом должны сыграть не только нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы, но и идеологическое обеспечение государственной службы, пропагандирующее общечеловеческие, гуманные, социальные ценности.

Просвещенные правители Древнего Китая придавали большое значение воспитанию честности государственных чиновников, старались создать целую систему, основанную не только на этикете чиновников, но и на стремлении сдержать их в стремлении к частной корыстной деятельности. Можно проследить комплексный подход в этом вопросе, он включает в себя два аспекта: во-первых, конфуцианское образование и распространение конфуцианских догм; во-вторых, закрепление уже имеющихся качеств «благородного мужа» после поступления на службу в министерство посредством изучения этикета (в современной практике это нормативные инструкции и служебный этикет). Данные процессы сыграли положительную роль в развитии и процветании как древнекитайского общества, так и последующих поколений. Конечно, были и негативные моменты, однако, именно благодаря воспитанию в чиновниках «благородных» качеств Китай смог перенести все потрясения и сейчас он такой, каким мы его видим.

Для начала, необходимо понять природу древнекитайского учения. Конфуцианство – (соnfucianism), жу-цзя 儒家, жу-цзяо — (учение) школы ученых-интеллектуалов. Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже VI–V вв. до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя — Конфуция, что соответствует исходной установке последнего — передавать, а не создавать, верить древности и любить ее («Лунь юй», VII). Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в V - VI вв. до н.э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике «Лунь юй» («Теоретические речи») [2, с. 281].

Конфуцианство пропитывает модель поведения людей в любой части Восточной Азии. Оно составляет основу общественной и личной жизни, определяя в деталях поведение во всех видах человеческих взаимоотношений, на всех уровнях социального порядка – от семейных уз до спорадических объединений, в каждой сфере повседневной жизни и деятельности, в том числе в службе. Некоторые элементы традиции можно воспринимать как тормоз для эффективного развития, но в целом считается, что в этом регионе традиционность способствует экономическому успеху. В индустриальных государствах Азии человек оценивается обществом исключительно по тому, насколько твердо он следует конфуцианским постулатам.

Конфуцианская концепция самодисциплины и управления – будь то семьей или государством – составляет основу политической философии Китая. Конфуцианство регулирует взаимоотношения в иерархически ориентированном обществе. Фокусом своего учения Конфуций сделал анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности» (жэнь), и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности» (ли). Нормативный тип человека, по Конфуцию, — «благородный муж» (цзюнь цзы), познавший небесное «предопределение» (мин), «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус одно из понятий, которое имеет отношение к дальнейшим рассуждениям борьбы с коррупцией. Ведь Конфуций хотя и дал понять, что в контексте повседневной работы госслужащих этические проблемы представляются менее важными, чем другие. Однако поскольку этика влияет на решение всех проблем без исключения, то в конечном счете она может оказаться важнее всего. Особая важность внешнего поведения человека в публичной сфере состоит в том, что негативное впечатление, даже будучи ошибочным, подрывает веру в государственную службу.

Противопоставляется ничтожному человеку, маленькому человеку (сяо жэнь), воплощению эгоистичного прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации («орудийности» — ци ) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие цзюнь цзы соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов («благородный муж»); впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж» [2, с. 547].

В Древнем Китае конфуцианство было общепринятым. В раннем классическом конфуцианском манускрипте «易传» («И чжуань», крылья книги перемен (группа из десяти комментариев к книге перемен) сказано: «Нематериальное – это Дао, а материальное – это инструмент», т.е. Дао невидимо, содержит в себе смысл законов и норм; инструмент – это образ, отсылающий к конкретным вещам или именам системы. Отношение между истиной и конкретными вещами есть отношение между Дао и инструментом [5, с. 191]. Исходя из этого, мы можем дать толкование «ци», которое относится к осязаемым, качественным и определенным конкретным объектам, так называемое «познание достоинства ци» означает, что в процессе познания «ци» древние китайцы наделили ее определенной моралью, которой придерживается «благородный муж».

Конфуций высказывает такую мысль, что та часть категории «цзюнь-цзы», которая выступает в качестве официальных лиц, занимающихся политикой, должны быть нравственно образованными, их деятельность регулируется не только законами, но и основана на морали и поиске истины. Генеральный секретарь Си Цзиньпин в одном из своих заявлений также сделал отсылку к данному высказыванию философа, он сказал, что руководящие кадры — это не обычные люди, их слова и дела играют важную основополагающую роль в обществе. Каждый, кто находится на руководящей должности должен четко понимать этот момент и обращаться к конфуцианскому понятию «благородный муж» для проверки правильности своих действий, выбора верного пути дальнейшего развития, чтобы ещё раз утвердиться в мысли о вреде жадности и коррупции. «Благородный муж», обладающий как способностями, так и политической честностью, правильными манерами, помогает миру, великодушен – это идеальная личность, формирование концепции которой китайцы преследовали две тысячи лет.

В политической философии Конфуция необходимым условием для нравственного правления является добродетель, одно из качеств «цзюнь-цзы». Гармоничная политическая система требует, чтобы каждый обладал добродетелью, а наличие чиновников с добродетелью является основой для установления нравственной политической системы. По мнению Конфуция, управление заключается в самосовершенствовании, а посредством политического просвещения сдерживаются эгоистичные желания, поведение каждого чиновника корректируется в соответствии с потребностями национального управления. Идеальная политика, отстаиваемая Конфуцием, — это не силовая политика «Дао, основанная на правительстве», а моральная политика «Дао, основанная на добродетели». По мнению Конфуция, обязательные политические нормы могут поддерживать стабильность страны только формально, а моральное политическое руководство может позволить стране получить хорошее управление фактически. Следовательно, «политическая и идеологическая» мысль Конфуция основана на нравственном воспитании, дополненном обязательными правительственными распоряжениями. Идеальная политика Конфуция — это политика добродетели, а добродетель — это основа политики.

Данного утверждения придерживались многие столетия монархи и философы разных династий Китая, однако, реформы, проведённые в первые десятилетия существования КНР привели к определенному пересмотру некоторых догм. Это в первую очередь связано с позицией Мао Цзэдуна, полагавшего, что народ — это чистый лист бумаги, в который можно вписать любые иероглифы [4, с. 17]. Между тем реальность оказалась гораздо сложнее. Ему действительно удалось произвести сложные манипуляции, даже попытаться начать гонение на многие базовые для Китая ценности. И если вначале эти эксперименты давали положительный результат, то в итоге можно констатировать провал политики «большого скачка» и «культурной революции».

Одним из традиционных институтов культуры, который подвергся кардинальным изменениям, была религия. В Китае данная форма общественного сознания играла чрезвычайно большую роль. Это связано не только со слепой верой китайцев в духов и многочисленных богов, которые есть в даосизме и буддизме, но и с социально-этической регламентацией жизни всего общества. Ведь социальный порядок поддерживался и религиозной сферой. Особое значение здесь имело конфуцианство, которое хоть и не являлось религией в нашем понимании, но было важной частью системы «трёх учений» (сань цзяо).

Однако после появления нового государства в 1949 г. Мао Цзэдун и его товарищи по Коммунистической партии Китая, считали религию «опиумом» и «духовным гнётом», который со временем должен исчезнуть и быть заменён на веру в прогресс [1, с. 223-248]. Складывается картина возможных причинно-следственных связей. Например, утрата идеалов и духовных ориентиров, связанных отчасти с отрицанием важности конфуцианских норм, приводит к падению уровня этики и морали, что в свою очередь обуславливает рост коррупции и бесчинствам чиновников на местах. Это влечет к падению доверия к чиновникам и власти в общем.

Данные факты говорят о том, что проблема коррупции становилась все более и более острой, и в конце концов существующая система, как и десятки до нее могла прийти к своей гибели. Именно поэтому после завершения правления Мао власти начинают восстанавливать основу конфуцианской морали в политике и поощрять среди населения следование конфуцианским догмам. Новое руководство страны во главе с Дэн Сяопином увидело выход из этой ситуации в восстановлении свободы вероисповедания и в возврате к традиционным ценностям. Даже в решениях того периода можно найти соответствия и отсылки в высказываниях к изречениям великих китайских философов, в том числе и Конфуция, поэтому реальная борьба с коррупцией это не только законное обоснование, но и внутреннее обоснование, которое закрепляет и даже предупреждает успех антикоррупционных действий. Именно поэтому власти КНР призывают членов Коммунистической партии и чиновников служить народу и искоренить коррупцию начиная с себя. Понятие «благородный муж» теперь выступает как термин, обозначающий моральную борьбу членов Коммунистической партии, чтобы достичь великого возрождения китайской нации и избавиться от коррупции. В результате мы получаем прекрасный пример работающей модели, в рамках которой успешно сосуществуют современные экономические модели и традиционные религиозные учения Китая [3, с. 1169].

Дэн Сяопин сказал, что кадры страны − это государственные служащие народа, и они должны разделять радости и печали масс, разделять их судьбу. Ху Цзиньтао отметил, что «не забывать мораль – есть задача государственных служащих для реализации эффективной политики, а использование власти в личных интересах – самый главный их враг». Генеральный секретарь Си Цзиньпин подчеркнул, что «все партийные кадры являются основой для народа. Для того, чтобы служить ему, партийные кадры должны обладать рядом качеств: быть верными народу, уважать народ, воспринимать его радости и страдания, как свои, и всем сердцем служить людям» [5, с. 192]. Каждый представитель из руководящего состава должен воспитывать в себе истинные качества государственного служащего, т.е. обладать всеми качествами «цзюнь-цзы».

Сегодня в Китае проблема коррупции кажется тревожным сигналом для режима, поэтому борьба с ней – это одна из основных задач правящей партии. Как сказал Генеральный секретарь Си Цзиньпин в своем выступлении в ЦК КПК 17 ноября 2012 г., что в последние годы ряд стран страдает от длительного накопления противоречий, приводящих к общественным недовольствам, социальным волнениям и краху режима, очень важной причиной которого является коррупция. Закон является важной составляющей в борьбе с ней и должен соблюдаться всегда, однако, мораль является краеугольным камнем, и ее нельзя игнорировать. В новых исторических условиях необходимо реализовать основную стратегию управления страной в соответствии с законом и моралью, поэтому КНР следует придерживаться направления, где управление страной будет основываться на добродетели. Закон и мораль − это два понятия, которые должны дополнять друг друга и гармонично сочетаться в национальном управлении, способствовать модернизации общества и методов государственного управления. В современном Китае, который подчеркивает взаимодополняемость верховенства закона и верховенства морали, распространение идеи о «благородном муже» является не только наследием традиций, но и возможностью более эффективно проводить антикоррупционную политику. «Благородный муж» является ключевым элементом мышления Конфуция, и это также является тем идеалом для самосовершенствования членов партии и чиновников. Посредством распространения на официальном уровне идеи этического управления члены партии и государственные служащие смогут исправить политическую атмосферу внутри страны и отношение общества к власти. Таким образом произойдёт взращивание кадров свободных от коррупции не по принуждению, а по собственному желанию, велению сердца, что неизбежно принесет поддержку народа и, в конечном итоге, защитит стабильность находящейся у власти партии Китая.

 

Список литературы:
1. Афонина Л.А. Особенности политики в сфере религий в начальный период реформ в КНР (Документ ЦК КПК № 19 от 1982 г.) // Внутренняя политика КНР: история и современность: Материалы ежегод. конф. Центра современной истории и политики Китая Ин-та Дальнего Востока РАН. - М.: ИДВ РАН, 2011. - С. 223-248
2. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. – 2006. –727 с.
3. Мухаметзянов Р. Р., Миннебаева А. А. Религиозная ситуация в китайской Народной Республике при Дэн Сяопине на фоне социально-экономических реформ // Уче. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки. – №158. – С.1566-1574
4. Романюк В.Я. Красные иероглифы: Очерки о перестройке в экономике Китая. - М.: Политиздат, 1989. – 300 с. 
5. 郑济洲 «孔子“君子”观对当代反腐工作的启示» // 科 学 大众. - 第 5期. - 2018 年版. –第191-193页