Статья:

ВИДЫ, МЕТОДЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ США И КАНАДЫ)

Конференция: XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические институты, процессы и технологии

Выходные данные
Рыбачук Д.А. ВИДЫ, МЕТОДЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ США И КАНАДЫ) // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(99). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВИДЫ, МЕТОДЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ США И КАНАДЫ)

Рыбачук Даниил Андреевич
соискатель степени кандидата политических наук, ДВФУ, РФ, г. Владивосток

 

TYPES, METHODS, AND POLITICAL TECHNOLOGIES IN ETHNONATIONAL POLICY (A CASE STUDY OF THE USA AND CANADA)

 

Daniil Rybachuk

PhD candidate in Political Science, Far Eastern Federal University (FEFU), Russia, Vladivostok

 

Аннотация. В работе исследуются ключевые виды и методы этнонациональной политики, применяемые государствами в условиях многоэтнического общества. Анализируются интеграционные, ассимиляционные, плюралистические и контролирующие модели этнополитики. Рассматриваются примеры этнонациональной политики США и Канады, с акцентом на подходы к латиноамериканским мигрантам. Отдельное внимание уделяется политическим технологиям, используемым для управления этническими процессами, идентичностью и миграцией. Работа направлена на осмысление баланса между сохранением культурного многообразия и обеспечением государственной стабильности.

Abstract. This paper explores the key types and methods of ethnonational policy implemented by states in multiethnic societies. It analyzes integrationist, assimilationist, pluralist, and controlling models of ethnopolitics. The study includes examples from the United States and Canada, with a focus on their approaches to Latin American migrants. Special attention is given to political technologies used for managing ethnic processes, identity, and migration. The work aims to reflect on the balance between preserving cultural diversity and ensuring national stability.

 

Ключевые слова: этнонациональная политика, интеграция, ассимиляция, плюрализм, мультикультурализм, этнические меньшинства, политические технологии, миграция, Канада, США.

Keywords: ethnonational policy, integration, assimilation, pluralism, multiculturalism, ethnic minorities, political technologies, migration, Canada, USA.

 

Этнонациональная политика представляет собой важнейшее направление государственной деятельности, направленное на регулирование отношений между этническими группами, обеспечение их прав и свобод, а также поддержание общественного согласия в условиях многообразия культур и традиций. Современные государства сталкиваются с задачей выработки сбалансированной этнонациональной политики, учитывающей как интересы национального большинства, так и потребности меньшинств. В данной работе рассматриваются основные виды этнонациональной политики, их цели, методы реализации, а также особенности применения различных политических технологий на примере США и Канады. Особое внимание уделено анализу интеграционной, ассимиляционной, плюралистической и контролирующей моделей этнополитики, а также рассмотрению механизмов взаимодействия государства с этническими группами.

В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой государство, можно выделить несколько видов этнонациональной политики.

Во-первых, интеграционная этнонациональная политика. Ее суть заключается в уважении и защите прав и интересов национальных и этнических меньшинств и создании условий для их интеграции в общество. Это может включать в себя принятие законов и программ, которые гарантируют равенство перед законом, защиту прав национальных меньшинств, создание возможностей для обучения национальных языков, развитие культурных программ и другие меры. Примером может служить этнонациональная политика Канады, направленная на сохранение этнокультурной идентичности меньшинств при их активном участии в политической, социальной и экономической жизни страны. Закон о равенстве в Канаде был принят в рамках Конституционного акта 1982 года, вступившего в силу 17 апреля 1982 года [4]. Этот закон запрещает дискриминацию на основе расы, национальности, этнической принадлежности, веры и других факторов. Он также требует создания равных возможностей для всех граждан, включая национальные и этнические меньшинства. Таким образом, Закон о равенстве является инструментом, иллюстрирующим приверженность Канады к интеграционной модели этнонациональной политики, которая направлена на создание инклюзивного общества, уважающего и защищающего культурное многообразие.

Во-вторых, ассимиляционная этнонациональная политика. Она направлена на поглощение национальных и этнических меньшинств доминирующей культурой и идентичностью государства. Основной целью такой политики является минимизация этнокультурных различий и создание однородной национальной идентичности. Ассимиляция предполагает, что меньшинства отказываются от своих культурных особенностей в пользу культурного большинства. В рамках такой политики может проводиться политика языковой ассимиляции, принуждение к принятию культуры большинства, ограничение прав национальных меньшинств и т.д. [1, c. 177]. Примером может служить политика ассимиляции США в конце XIX и начале XX века. Одним из инструментом этой политики были индейские интернатные школы. Основная цель этих школ заключалась в том, чтобы «воспитать индейцев по-американски», что на практике означало уничтожение их культурной идентичности.

В-третьих, плюралистическая этнонациональная политика. Эта политика основывается на принципах многообразия, толерантности и уважения к культурным различиям. Она ставит перед собой цель создания условий для максимального сохранения культурных, языковых и религиозных особенностей национальных и этнических групп, а также для развития их культурных программ и механизмов самоуправления. К основным характеристикам такой политики можно отнести: а) признание многообразия: государство признает и поддерживает существование различных этнокультурных групп; б) равноправие культур: культура доминирующего большинства не считается «лучшей» или «правильной», все культуры равны и ценны; в) социальная интеграция без утраты идентичности: участие в общественной жизни не требует отказа от собственной этнокультурной идентичности; г) государственная поддержка: создаются институты и законы, способствующие сохранению культурного разнообразия. Канадский философ Чарльз Тейлор подчеркивал важность признания культурных различий в плюралистических обществах. В своей работе «Политика признания» (1992) он утверждал, что культурная идентичность играет ключевую роль в самореализации личности, а потому государство должно поддерживать разнообразие [6, c. 87]. Один из ведущих теоретиков мультикультурализма Уилл Кимлика в своей книге «Мультикультурное гражданство: либеральная теория прав меньшинств» (1995) разработал теорию культурных прав меньшинств, подчеркивая, что плюралистическая политика способствует социальной справедливости и интеграции [5, c. 203]. Канадский мультикультурализм является примером плюралистической этнонациональной политики. В 1971 году Канада первой в мире официально приняла политику мультикультурализма, которая направлена на признание и поддержку культурного разнообразия.

В-четвертых, контролирующая этнонациональная политика. Концептуально она может быть описана как форма государственной политики, направленной на жесткий контроль и управление этническими и культурными группами с целью сохранения власти доминирующей группы или предотвращения конфликтов. В рамках такой политики государство регулирует степень влияния этнических меньшинств на общественную и политическую жизнь, стремясь либо к подавлению их активности, либо к управляемой интеграции. Основные черты контролирующей этнонациональной политики: а) сохранение доминирующей позиции основной группы: государство активно защищает политическое, экономическое и культурное превосходство доминирующей этнической группы; б) регулирование активности меньшинств: политика может включать законы и меры, ограничивающие участие этнических меньшинств в определенных сферах (например, в политике, экономике, культуре или образовании); в) жесткий контроль над миграцией и культурным влиянием: государство может ограничивать миграцию, защищать языковую и культурную гегемонию и вводить строгие меры надзора за деятельностью этнических меньшинств; г) подавление этнокультурных движений: в ряде случаев контролирующая политика направлена на подавление этнического сепаратизма или движения за автономию. Из наиболее ярких проявлений такой политики является апартеид в Южной Африке и политика в отношении к уйгурам в Китае. Однако в истории США и Канады также есть примеры подобной политики. Создание резерваций в США являлось формой контролирующей политики. Коренные американцы вынуждены были переселяться на выделенные земли, что ограничивало их свободу передвижения и доступа к ресурсам. Государство контролировало социальную, политическую и экономическую жизнь этих сообществ. До середины XX века английский язык доминировал в Канаде, что ограничивало использование французского языка, особенно в англоязычных провинциях. Это вызывало напряжение франкоязычного населения Квебека, которое боролось за признание своего языка и культуры. Эдвард Азар в своей теории «затяжных социальных конфликтов» указывал, что попытки государства контролировать этнические группы часто приводят к углублению конфликтов [2, с. 124]. Роджер Брубейкер рассматривал механизмы «контроля идентичности» в рамках национализма, где государство регулирует этническую принадлежность через законы о гражданстве, языках и культуре [3, с. 169].

Эти виды этнонациональной политики могут применяться в различных социальных и политических ситуациях и могут изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Однако важно, чтобы любая политика в этой области была основана на принципах справедливости, равенства, уважения и многообразия, чтобы не создавать новые конфликты и противостояния между этническими и национальными группами в обществе. Также необходимо, чтобы государство было готово к диалогу и взаимодействию с национальными и этническими меньшинствами, учитывая их интересы и потребности в процессе формирования политики.

Следует отметить, что эти виды политики могут взаимодействовать между собой и комбинироваться в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, государство может проводить аккомодационную политику по отношению к малочисленным национальным группам, при этом осуществляя контроль за этническими группами, которые могут создавать угрозу государственной безопасности.

Однако необходимо понимать, что успешная этнонациональная политика требует сбалансированного подхода и учета интересов всех национальных и этнических групп в обществе. Только в этом случае можно добиться мирного сосуществования и устойчивого развития общества в целом.

Методы этнонациональной политики государства могут быть различными и варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств. К ним относятся:

  1. Аккомодация — это метод, при котором государство принимает меры для удовлетворения потребностей национальных и этнических меньшинств. Это может быть осуществлено через законодательные и правовые меры, например обеспечение равенства в правах и свободах, увеличение представительства национальных меньшинств в политическом процессе, финансирование культурных программ и образовательных учреждений.
  2. Интеграция — это метод, который направлен на объединение национальных и этнических групп в единое общество. Государство может способствовать интеграции, осуществляя образовательные и культурные программы, создавая условия для развития межэтнических отношений и уменьшения этнических различий.
  3. Ассимиляция — это метод, при котором государство настаивает на том, чтобы национальные и этнические меньшинства адаптировались к доминирующей культуре и образу жизни в стране. Это может быть осуществлено через обязательное обучение национальной культуре, языку и обычаям. Однако этот метод часто вызывает споры и протесты со стороны меньшинств, которые чувствуют, что их культура и идентичность подвергаются угрозе.
  4. Дискриминация — это метод, при котором государство дискриминирует национальные и этнические меньшинства, лишая их равных прав и возможностей. Этот метод является нарушением прав человека и может привести к конфликтам и противостояниям в обществе.

В целом, методы этнонациональной политики государства должны быть направлены на поддержание мира и стабильности в обществе, удовлетворение потребностей всех национальных и этнических групп и содействие их интеграции в общество.

Отдельно остановимся на политических технологиях в этнонациональной политике, которая включает широкий спектр политических технологий, направленных на управление этническими процессами, мобилизацию населения, регулирование конфликтов и формирование национальной идентичности. Эти технологии могут применяться как в интеграционных целях (поддержка многонационального общества), так и в целях этнической мобилизации (сепаратизм, национализм, дискриминация).

Этнонациональная политика США и Канады в отношении латиноамериканцев включает широкий спектр политических технологий, направленных как на интеграцию мигрантов, так и на контроль этнической идентичности и демографических процессов. Эти технологии можно разделить на интеграционные, контролирующие (административные), медийные и геополитические.

К первой группе отнесем технологии интеграции и управления идентичностью. В Канаде к этой группе технологий можно отнести политику «мягкого мультикультурализма». Канада активно поддерживает культурные особенности латиноамериканских мигрантов, финансируя их общины, школы и культурные проекты. Проведение Дней латиноамериканского наследия, признание испанского языка как важного компонента мультикультурного общества. В США к этой группе технологий можно отнести политику «плавильного котла». В отличие от Канады, США склонны к быстрой культурной ассимиляции латиноамериканцев. Внедрение обязательного английского языка в образовании, поддержка программ ESL (English as a Second Language) для ускоренной интеграции. К этой же группе можно отнести «легализацию через адаптацию». В 1986 году США провели Иммиграционную реформу (IRCA), предоставив амнистию миллионам нелегальных мигрантов, что позволило им стать экономически активными. Современные программы временного труда дают легальный статус, но без политических прав.

Ко второй группе относятся контролирующие (административные) технологии. Примером таких технологий может быть – демографическое регулирование через миграционную политику. В Канаде существует балльная система отбора мигрантов, дающая приоритет квалифицированным специалистам, что ограничивает приток малообразованных латиноамериканцев. В США – жесткая пограничная политика: строительство стены на границе с Мексикой, увеличение числа депортаций и арестов нелегалов. Еще одним примером этой группы технологий можно считать позитивную дискриминацию в США и Канаде, т.е. введение квот на образование, работу, участие в политике для этнических меньшинств. Еще одна из технологий этой группы – криминализация миграции. В США латиноамериканцев часто представляют в СМИ как «угрозу» (наркотрафик, картели, преступность), что оправдывает ужесточение иммиграционной политики. В Канаде, напротив, преобладает дискурс «латиноамериканский вклад в экономику», что способствует позитивному восприятию.

К третьей группе относятся информационные и медийные политические технологии. Например, технология «гибридной ассимиляции» через СМИ. В США активно развиваются испаноязычные СМИ, но все крупные телеканалы продвигают англоязычный контент, подталкивая латиноамериканцев к культурной ассимиляции.

В Канаде поддерживаются двуязычные платформы, позволяя сохранить культурную идентичность без потери лояльности к государству. В этой же группе отметим мобилизационные технологии по привлечению голосов латиноамериканцев. В США латиноамериканцы стали важной электоральной группой, что привело к созданию «испаноязычных» избирательных кампаний (пример Б. Обама и Д. Байден активно привлекали латиноамериканских избирателей). В Канаде латиноамериканская диаспора не является мощной политической силой, поэтому технология адаптации через электоральные обещания менее развита.

Четвертой группой являются геополитические технологии, так как они являются инструментами управления государством, формирования внутренней и внешней политики, а также контроля над территориальными, этническими и ресурсными процессами. Геополитика, несмотря на свою привязку к пространственному анализу, в своей сути является политической стратегией, направленной на укрепление национальной власти, расширения влияния и регулирования международных отношений. Их основная цель – закрепление власти, продвижение национальных интересов и управление конфликтами, что делает их неотъемлемой частью политических технологий. Примером геополитических технологий можно считать политику двойных стандартов в миграции. В США кубинские мигранты получали политическое убежище, в отличие от мексиканцев и центральноамериканцев, которым часто отказывают. В Канаде действует система приоритетной иммиграции для беженцев, но с жестким отбором, что ограничивает поток латиноамериканцев. Еще одной из разновидностью геополитической технологии можно считать контроль через экономические программы. США используют экономическую зависимость стран Латинской Америки (NAFTA/USMCA), создавая условия для управляемой миграции. Канада привлекает высококвалифицированных латиноамериканцев через образовательные и рабочие визы, снижая отток неквалифицированных работников.

США и Канада используют разные политические технологии в отношении латиноамериканцев. Обе страны применяют интеграционные, контролирующие (административные), медийные и геополитические технологии для контроля этнической идентичности и управления миграцией, балансируя между экономическими интересами и национальной безопасностью.  

Таким образом, этнонациональная политика государства — это важный аспект современной политики, направленный на обеспечение равенства прав и возможностей для всех граждан, включая национальные меньшинства, и на поддержку многообразия культур и языков. Различные авторы подчеркивают важность преодоления дискриминации и этнических конфликтов, обеспечения доступа меньшинств к политической власти и участию в процессах принятия решений, а также поддержки национальных идентичностей и государственных наций. Сущность этнонациональной политики состоит в создании условий для свободного проявления и сохранения культурных традиций, языков, обычаев и религии народов, проживающих в государстве. Она также направлена на поддержку этнической и социальной стабильности, предотвращение межэтнических конфликтов и создание равных возможностей для всех групп населения. Виды этнонациональной политики могут включать в себя политику мультикультурализма, интеграционную политику, политику повышения этнической и культурной осведомленности, а также политику по защите прав и свобод меньшинств. Методы этнонациональной политики могут варьироваться в зависимости от определенных условий и особенностей государства, но могут включать в себя юридические и законодательные меры, образовательные программы, культурные и религиозные мероприятия, поддержку и развитие национальных меньшинств и другие социальные и экономические программы. В целом, цель этнонациональной политики государства заключается в обеспечении равноправия и гармоничного сосуществования всех этнических и национальных групп на территории государства, что является необходимым условием для устойчивого и процветающего общества.

 

Список литературы:
1. Южанин М.А. Этнонациональная политика государства в полиэтническом социуме // Социология власти. 2011. № 6. С. 176-184.
2. Azar E. The Management of Protracted Social Conflict. Dartmouth, Gower Pub. Co., 1990. 157 p. 
3. Brubaker R. Ethnicity without Groups. European Journal of Sociology. Archives Européennes de Sociologie, 2002. №43 (2), Pp. 163–189.
4. Canadian Human Rights Act // Justice Laws Website. URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/h-6/index.html (дата обращения: 29.10.2022). 
5. Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. Oxford University Press, 1996. 290 p.
6. Taylor Ch. Multiculturalism and The Politics of Recognition. Princeton University Press, 1992. 112 p.