Анализ внешней и внутренней среды информационного пространства государственных органов
Секция: Политические институты, процессы и технологии
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Анализ внешней и внутренней среды информационного пространства государственных органов
The analysis of the external and internal environment of the information space of the state bodies
Ekaterina Semochkina
Master of Samara national research University named after academician Korolev S. P., Russia, Samara
Аннотация. При правильном формировании и функционировании информационных каналов можно говорить о развитии эффективных политических процессов, что приведет к правильному демократическому обществу - открытость власти и взаимодействия с обществом.
Abstract. Exactly at the correct formation and functioning of information channels we can talk about the development of effective political processes that will lead to proper democratic society - government transparency and interaction with society.
Ключевые слова: информационные каналы; взаимодействие власти и общества; депутат; законодательная власть.
Keywords: information channels; interaction of government and society; member in the legislature.
Для качественной управленческой работы Самарской Губернской Думы необходима информация. Информация должна быть полной, и включать в себя основные вопросы управленческой деятельности [5, с. 16-24]. Самарская Губернская Дума - это законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Самарской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области. Для того, чтобы написать «работающий» законопроект нужно обладать полной информацией о потребностях граждан Самарской области.
В Самарской Губернской Думе для этого создан Аппарат Думы, который занимается обработкой входящей информации в организацию. Аппарат Думы состоит из: организационного-информационного управления, правового управления, управления делами, пресс-центра, и сектора лингвистов- корректоров. Наше исследование будет опираться на организационно- информационном и правовом управления Самарской Губернской Думы, потому что работа данных подразделений основана на работе с информацией [3, 4].
Важным фактором в организации информационного пространства Самарской Губернской Думы является анализ внешней и внутренней среды организации, нужно иметь представление о том, кто обращается за информацией в Самарскую Губернскую Думу, какая информация интересует граждан. И так же какую часть в формировании информационного пространства занимают органы местного самоуправления.
Для этого необходимо провести анализ внешней среды информационного пространства Самарской Губернской Думы. (Таблица 1).
Таблица 1.
Анализ внешней среды информационного пространства государственных органов
Партнеры |
Потребности партнеров |
||||
|
Экономические |
Финансовые |
Информационные |
Кадры |
Социальные |
Правительство Самарской области |
Бюджет |
|
Законы |
|
|
Думы Городских округов Самарской области |
Бюджет |
|
Поправки законов, Законы |
|
|
Администрации городских округов Самарской области |
Бюджет |
|
Законы |
|
Поддержка городских мероприятий |
Администрации внутригородских районов городского округа Самара |
Бюджет |
|
Законы |
|
Поддержка районных мероприятий |
Министерства Самарской области |
Бюджет |
|
Законы |
|
Поддержка проектов |
Департаменты Самарской области |
Бюджет |
|
Законы |
|
Поддержка проектов |
Образовательные учреждения Самарской области |
Бюджетные места |
Стипендии |
Законы |
+ |
Организация митингов, демонстрации |
Губернатор Самарской области |
Бюджет |
|
Законы |
|
|
Малое и среднее предпринимательство |
|
|
Законы, поправки в законы |
|
Льготы, налоговые «каникулы» |
Граждане Самарской области |
Льготы |
|
Законы |
+ |
Организация областных мероприятий и праздников |
Проанализировав внешнюю среду информационного пространства Самарской Губернской Думы, можно прийти к выводу, что партнеры Думы нуждаются в улучшении системы ЖКХ, финансировании, льготах, и т. д. Для этого нужно законодательное подкрепление, то есть либо написание законопроекта или внедрения поправок в закон. Исходя из этого, можно определить, что именно формирование и подписание законодательных актов Самарской области находятся в ведении Самарской Губернской Думы. Ведь именно закон, который написан качественно, будет работать, и приносить хорошую составляющую организации отношений власть - общество. Для разработки качественного закона потребуется не только полная информация от органов власти, граждан и общественных организаций, но и хорошая система информационных потоков. Ведь зачастую информация может не дойти до нужного органа или депутата, которому она направлена, на это есть много факторов: бюрократия; плохая система обработки обращений, жалоб и заявлений; так же не маловажную роль играет неосведомленность граждан в правовой сфере. Граждане направляют обращения, которые не находиться в ведомстве Самарской Губернской Думы, тем самым затрудняют работу Аппарата Думы при обработки обращения. Обращение, не относящее к компетенции Самаркой Губернской Думы, требует время для перенаправления в другой орган. Для более полного понимания работы с обращениями рассмотрим схему обработки обращения в Самарской Губернской Думе. (Рисунок 1).
Рисунок 1. Обработка обращений в Самарской Губернской Думе
Как видно из схемы, обращение проходит несколько стадий от гражданина до ответа на запрос или обращение [2]. Есть три варианта обращения в Самарской Губернской Думе: лично, письмо и электронная почта в интернет-портале.
Самый лучший вариант обращения - это прием граждан лично. Прием ведет председатель Самарской Губернской Думы, его заместители или депутаты. Гражданин сразу получает ответ на обращение, либо ему дается разъяснения по данному вопросу, если обращение не входит в компетенцию Самарской Губернской Думы. Но в этом варианте есть и минусы, как для гражданина, так и для депутата.
Во-первых, времени на прием у депутатов, исходя из анализа данных, около 10 часов в месяц. Всего в Самарской области 25 избирательных округов, которые поделены на две части и находиться в ведомстве депутатов Самарской губернской думы. Все избирательные округа многонаселённые, количество избирателей от 90.000 до 100.000 граждан. Следовательно, в ведомстве депутата находятся от 45.000 до 50.000 человек. Рассмотрев данные, можно прийти к выводу, что принять 45.000 человек за 10 часов невозможно физически. Чтобы решить данную проблему существует институт помощников депутатов, которые тоже принимают избирателей и рассматривают их обращения. Но их часов работы с избирателями тоже не много, всего в среднем 20 часов в месяц. При такой системе обращений, не все избиратели могут обратиться лично к депутату и получить нужные разъяснения и рекомендации, тут система сталкивается с нехваткой депутатов в Самарской Губернской Думе.
Во-вторых, гражданин вправе обратиться лично так же к своему районному или городскому депутату. Но тогда увеличивается количество задействованных лиц в данное обращение, что приведет к незапланированной работе. Так же присутствует в данном предложении недочет: обращения к депутату Самарской Губернской Думы могут содержать законопроект, или поправки в закон, которые при направлении к депутату районному или городскому могут не дойти до принятия.
Следующий вид обращения - письмо, можно написать обращение в письменном виде и отправить на почту Самарской Губернской Думы. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [1] обращение регистрируется в течение 3 дней. Если обращение входит в компетенцию данного органа, то рассматривается в течение 30 дней, если не входит, то перенаправляется в соответствующий орган и рассматривается в течение 30+30 дней. Как показывает анализ данных Самарской Губернской Думы, больше половины обращений, приходящих в думу не входят в компетенцию Самарской Губернской Думы. Сотрудники Аппарата Думы отправляют обращения в другой государственный орган. Данная схема увеличивает ответ на обращение гражданину, и прибавляет количество обрабатываемых документов сотрудниками Аппарата Думы и депутатам.
Обращение электронного вида в интернет-портал имеет положительные стороны:
Во-первых, можно написать обращение мобильно, не выходя из дома и не тратя свое время.
Во-вторых, сотрудники Аппарата Думы могут сразу отправить данное обращение в нужный орган, если обращение гражданина не входит во введение Самарской Губернской Думы. Что касается ответа, он так же оформляется в течение 30 дней, в соответствии с ФЗ № 59. В электронном обращении есть и недостатки, такие как: старшему поколению тяжело освоить электронные ресурсы, сотрудникам Аппарата Думы нужно анализировать все входящие обращения и сортировать их комитетам думы.
Проанализировав внутреннее информационное пространство Самарской Губернской Думы, можно прийти к выводу, что поставщиками информации в Думу являются: граждане, депутаты, фракции, сотрудники Аппарата Думы. Поставщики информации, чаще всего, вносят либо обращения, либо предложение на рассмотрения в Думу, на выходе получают либо ответ на общение, либо голосование по поводу законопроекта с дальнейшими стадиями развития законопроекта до закона.
Рассмотрим схему разработки законопроекта по инициативе граждан, общественных организаций и государственных органов (Рисунок 2).
Рисунок 2.Разработка законопроекта
Проанализировав схему разработки законопроекта от обращения до закона, можно прийти к выводу, что до регистрации законопроекта обращение проходит множество проверок, как внешними организациями: министерством юстиций Самарской области; прокуратурой Самарской области, счетной палатой Самарской области, общественной палатой Самарской области, так и внутренними отделами Самарской Губернской Думы: правовым управлением Самарской Губернской Думы. Такие проверки, несомненно, важны, они дают рекомендацию по разработки законопроекта, проверяют законопроект на коррупционную составляющую. Так же особую важность занимает проверка компетентным органом в данной сфере разработки законопроекта, что дает более полное осознание значимости законопроекта для Самарской области.
После успешной проверки законопроекта, документы регистрируются и перенаправляются в соответствующий комитет Самарской Губернской Думы, где рассматривается законопроект на первом чтении, если он не имеет недочетов. Если же, в ходе рассмотрения законопроекта комитетом думы, выявлены недостатки, то законопроект рассматривается на втором чтении комитета. После принятия законопроекта комитетом, он отправляется на заседание Думы для рассмотрения. На заседании Думы, депутаты вносят поправки в законопроект, высказывают свое мнение по данному проекту, если проект проходит, то его принимают в первом слушании, если же выявлены недочёты и они требуют доработки, то назначается срок 10 дней до второго слушания. После принятие закона, его отправляют губернатору на подписание. На данной стадии, Губернатор Самарской области, в течение, 14 дней, рассматривает закон, и если не выявлена коррупционная составляющая и другие недостатки, закон подписывается и публикуется с пометкой «официальное опубликование» в газетах «Волжская коммуна», «Российская газета», «Самарские известия» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), официальном сайте Правительства Самарской области в подразделе «Официальное опубликование» раздела «Документы» (www.pravo.samregion.ru). Размещение (опубликование) на официальном сайте Правительства Самарской области нормативных правовых актов осуществляется в порядке, устанавливаемом Губернатором Самарской области. Нормативные правовые акты подлежат обязательному размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном действующим законодательством, согласно закону Самарской области от 10.05.1995 ГД№3 «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области».
В данной схеме есть недостатки, обращение направляется в Самарскую Губернскую Думу там проходит рассмотрение и перенаправляется в орган компетентный для проверки. Данная работа занимает много времени и недостаточно мобильна, потому что чаще, исходя из анализа обращений, их отправляют люди старшего поколения, следовательно, в письменной форме. То есть сотруднику Аппарата Думы нужно перенести документ в электронный вариант и только после этого отправить это в компетентный орган для поверки.
Рассмотрев данные, можно прийти к выводу, что для качественной управленческой деятельности по работе с обращениями в Самарской Губернской Думе необходимо располагать полной информацией по потребностям граждан и государственных органов Самарской области. Так же важно правильное формирование системы обработки обращений, это сократит время обработки и количество задействованных трудовых ресурсов. Убрав все недостатки системы обработки обращений, можно получить качественные информационные каналы, и как в следствии, продуктивная управленческая работы Самарской Губернской Думы.