Статья:

Роль Интернет-технологий при проведении президентских избирательных кампаний

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические институты, процессы и технологии

Выходные данные
Самарин Д.А. Роль Интернет-технологий при проведении президентских избирательных кампаний // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 26-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль Интернет-технологий при проведении президентских избирательных кампаний

Самарин Дмитрий Алексеевич
студент-магистрант, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва

 

The role of Internet technologies in the conduct of presidential election campaigns

 

Dmitry Samarin

a graduate student, the Institute of History and Politics, Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Данная статья посвящена влиянию различных факторов на исход избирательных кампаний. При этом отдельно обосновывается актуальность применения современных коммуникационных технологий для решения политических задач, в том числе и для победы в президентских выборах. Кроме того, приводится характеристика Интернет-контента как главной составляющей Интернет-технологий.

Abstract. This article is devoted to the influence of various factors on the outcome of election campaigns. At the same time, the urgency of applying modern communication technologies to solve political problems, including for the victory in the presidential elections, is separately substantiated. In addition, the characteristic of Internet content as the main component of Internet technologies is given.

 

Ключевые слова: президентские выборы; Интернет-технологии; избирательные кампании; Интернет-контент.

Keywords: presidential elections; Internet technologies; election campaigns; Internet content.

 

Институт выборов является одним из самых значимых элементов политической системы во многих странах мира. Это особенно актуально для республик с президентской формой правления. В таких государствах центром политической власти становится, по сути, одно лицо, которое определяет основные пути развития основных сфер общественной жизни страны. В связи с этим, президентские избирательные кампании, а также их отдельные аспекты представляют собой большой научный интерес для многих исследователей.

Необходимо понимать, что в настоящее время выборы, и в частности президентские, превратились в сложный процесс, включающий в себя множество деталей. Во время проведения избирательных кампаний необходимо наличие следующих элементов: разработка стратегии, выстраивание коммуникации с электоратом и элитами, работа в информационном поле, изготовление и распространение агитационных материалов.

Однако из большого количества факторов, которые влияют на исход президентской кампании, необходимо особо выделить важность успешной работы в электронном пространстве, и в частности в области Интернет-технологий. Распространение Интернета в сфере коммуникаций обращает на себя большое внимание при формировании информационной политики. Интернет одновременно является и средством передачи информации, и средой для сотрудничества и общения людей, охватывающей весь мир.

Влияние Интернета распространяется не только на технологическую область компьютерных коммуникаций; оно пронизывает все общество [1]. Для современного человека доступность к всевозможным Интернет-ресурсам уже давно является одним из показателей качества жизни.

В настоящее время более традиционные ресурсы политиков, такие как финансовый капитал, административный ресурс, организационный капитал и проч. становятся менее эффективными. Это обусловлено целым рядом факторов, среди которых можно назвать снижение идеологических разногласий между основными системными участниками политического процесса в развитых странах мира, все большую виртуализацию политики и общественной жизни в целом, усталость граждан демократических государств от смещения политической борьбы на выборах преимущественно в PR-плоскость, растущую апатию и абсентеизм избирателей, теряющих доверие к основным политическим институтам. В этих условиях значимость Интернет-технологий как политического ресурса возрастает [2].

Одним из производных продуктов Интернет-технологий является Интернет-контент. Если мы говорим об Интернет-контенте, то следует помнить о некоторых особенностях Интернета как такового. Во-первых, политический контент, размещаемый в Интернете, не требует вложения значительных ресурсов. Это особенно заметно при сравнении Интернета с более привычными СМИ – телевидением, радио, печатными изданиями. Во-вторых, любая информация в Интернете может быть доступна 24 часа в сутки и из любой точки земного шара. В этом компоненте Интернет имеет преимущество по сравнению с традиционными СМИ. В-третьих, возможности Интернета обеспечивают простоту предоставления, восприятия и поиска любого материала, который интересует пользователя.

Может сложиться не совсем верное утверждение о том, что Интернет является СМИ, однако отчасти это верно. Стоит отметить, что подавляющее большинство традиционных СМИ на сегодняшний день имеют свой онлайн-ресурс. В его роли может выступать как собственный сайт, так и аккаунт в социальной сети. Однако в то же время Интернет обладает некоторыми уникальными свойствами, отсутствующими у других СМИ, и, соответственно, является более широким понятием, чем СМИ.

Одним из таких свойств является интерактивность. Она характеризуется двумя компонентами:

1)  Наличие возможности у автора контента прямого диалога с аудиторией и обратной связи в режиме реального времени.

2)  Существование диалога внутри самой аудитории (дискуссии, обмен мнениями, поиск единомышленников).

В условиях политического абсентеизма Интернет способствует установлению коммуникации между политическими акторами с электоратом. Особенно ярко данный аспект проявляется при взаимодействии с молодежью. При использовании Интернета можно обеспечить создание площадок для выработки дальнейшего плана политических действий среди большого количества людей, не находящихся в текущий момент в непосредственной близости друг с другом.

Интернет изменил политический радиус деятельности отдельных личностей и общественных организаций. Благодаря коммуникации в режиме on-line и ее невысокой стоимости можно создавать виртуальные, охватывающие весь мир коалиции, так называемые «недифференцированные сообщества». Они могут объединять единомышленников и тех, кто ставит перед собой идентичные цели. Их члены помогают друг другу, обмениваясь информацией, разрабатывая или реализуя на деле стратегию действий. Таким образом, Интернет способствует созданию глобального мирового гражданского общества [3].

Учитывая распространенность Интернета в повседневной жизни граждан большинства развитых государств, стоит отметить серьезную перспективу использования Интернет-технологий в качестве ресурса для политических лидеров. В связи с этим особую актуальность для людей, занимающихся избирательными кампаниями, представляют из себя возможности использования Интернет-технологий в президентских выборах крупнейших государств.

 

Список литературы:
1. Акопов Г.Л. Интернет и политика. Модернизация политической системына основе инновационных политических интернет-коммуникаций: Монография. – М.: КНОРУС, 2013. – 240 с.
2. Киселев А.А., Самаркина И. В. Интернет: модель и практики политического участия. – Краснодар: Оттиск, 2007 – 103 с.
3. Ильин A.A. Интернет-реальность как социальная актуальная и виртуальная реальности / A.A. Ильин // Социальная политика и социология. 2009. – №2. – 375 c.