Статья:

НАРРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ТЕЧЕНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ НОВЫХ МЕДИА

Конференция: LV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические институты, процессы и технологии

Выходные данные
Венцель С.В. НАРРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ТЕЧЕНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ НОВЫХ МЕДИА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LV междунар. науч.-практ. конф. — № 8(55). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 9-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАРРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ТЕЧЕНИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ НОВЫХ МЕДИА

Венцель Сергей Владимирович
младший научный сотрудник, Национальный центр информационного противодействия Терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

NARRATIVE TECHNOLOGIES OF EXTREMIST TRENDS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT OF NEW MEDIA

 

Sergey Wenzel

Junior Researcher, National Center for Information Counteraction Terrorism and extremism in the educational environment and the Internet, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Экстремистские течения различного толка с целью привлечения новых сторонников и идеологической обработки сторонников активно используют специальные деструктивные нарративы. В статье анализируются наиболее распространенные нарративы в контексте рассмотрения экстремистских течений как особых медиатизированных миров.

Abstract. Extremist movements of various kinds actively use special destructive narratives in order to attract new supporters and indoctrinate supporters. The article analyzes the most common narratives in the context of considering extremist movements as special mediatized worlds.

 

Ключевые слова: экстремизм; нарративы; коммуникации; медиатизированный мир; противодействие экстремизму.

Keywords: extremism; narratives; communications; mediatized world; countering extremism.

 

Проблема выстраивания эффективной стратегии противодействия экстремистским угрозам не теряет своей актуальности как в современной России, так и за рубежом. Одной из фундаментальных задач является разработка универсального теоретико-методологического подхода к пониманию экстремизма, приемлемого для всех политических акторов. На данный момент большинство ученых и экспертов придерживаются взгляда о необходимости рассмотрения экстремизма в качестве деструктивной мотивированной деятельности, насильственными методами осуществляющей подрыв устоявшихся социальных институтов и практик.

В условиях трансформации коммуникационного пространства за счет активной дигитализации экстремистские течения активно используют цифровую среду новых медиа. Главная особенность новых медиа заключается в том, что их среда конструируется виртуальными субъектами и производимым ими контентом на основе горизонтальных связей.

Контент в новых медиа обладает рядом специфических особенностей, согласно американскому исследователю Л. Мановичу [1]:

  1. Цифровой код. Такая особенность позволяет говорить о вероятности математического описания и последующих трансформационных изменений посредством алгоритмизации;
  2. Модульность цифровой среды. Данный аспект предполагает рассмотрение каждого цифрового элемента новых медиа в качестве самодостаточного компонента, способного автономно существовать и распространяться без потери смысла;
  3. Автоматизация и дигитализация контента, предполагающая возможность быстрого нахождения оцифрованного контента;
  4. Интерактивность контента, в первую очередь, в социальных сетях. Данная особенность предполагает стирание условных границ между производителями и потребителями контента. Тем самым каждый пользователь может влиять на трансформацию и создание с нуля какого-либо контента;
  5. Культурный транскодинг как возможность быстрой трансформации контента из одного формата в другой без потери концептуального ядра.

По сути экстремистские течения трансформируются в особые социальные медиатизированные миры, включение в которые происходит посредством вовлечения пользователей в специфическую деятельность по насильственной деконструкции социального порядка. Таким образом происходит конструирование новой социальной реальности, проникающей из виртуального мира в реальный преимущественно в форме насильственных или агрессивных проявлений. Экстремистский медиатизированный мир представляет собой бесконечное пространство без ментальных границ в той сфере интересов, которая выступает фундаментом мира. Экстремизация сознания пользователей таких миров фактически не имеет конечной точки. В таком мире известна лишь точка отсчета — принятие новым участником мира базиса ценностей и взглядов. Дальнейшее же движение является неопределенным: один пользователь экстремистского медиатизированного мира может ограничиваться вербальными атаками в отношении аут-групп, другой же пользователь перенесет насильственные акции в мир реальный.

Главным механизмом функционирования таких медиатизированных миров является использование дискурсивных практик и нарративных технологий. Подобно другим рассматриваемым концептам («экстремизм», «новые медиа») нарратив имеет достаточно размытый характер. Нарратив можно трактовать как своеобразную дискурсивную форму, образующую особый нарративный модус мышления [2]. Дж. Принс, основатель нарратологии, под нарративом понимал определенное представление нескольких событий реального или вымышленного характера в определенной временной последовательности при отсутствии строгой подчиненной зависимости одного события от другого [3].

При рассмотрении нарратива как когнитивного инструмента по конструированию специфической социальной реальности следует выделить его структурные характеристики:

  1. Фокус внимания потенциального реципиента (участника экстремистского медиатизированного мира) на ключевых событиях и сюжетных линиях;
  2. Формирование определенных границ повествования (географических и хронологических) со своими героями и злодеями;
  3. Доступное описание происходящего при использовании специфического языка;
  4. Определение позитивных и негативных последствий события, формирование оценочной картины произошедшего для реципиента;
  5. Презентация результатов и подведение итогов.

Экстремистские медиатизированные миры отличаются следующими когнитивными особенностями:

  1. Максимализм суждений и усиление дихотомии «свой-чужой;»
  2. Формирование строгой и достаточно монолитной общности единомышленников;
  3. Стереотипизация образа врага;
  4. Структурная подмена базовых понятий и ценностей;
  5. Мифологизация действительности.

Для обеспечения собственного существования экстремистские медиатизированные миры будут использовать следующие нарративные технологии:

  1. Восхваление собственной идентичности или группы при активном принижении значения групп потенциальных противников;
  2. Формирование негативного образа аут-групп при создании образа жертвы собственной группы. Идентичность жертвы оправдывает тем самым насильственные действия в отношении противников;
  3. Создание образа ключевых проблем и кризиса общества в целом с обвинением групп противников в дестабилизации положения;
  4. Делегитимация и демонизация образа противника для оправдания насилия в отношении него вплоть до полного физического устранения.

Таким образом, используемые нарративные технологии являются ключевыми механизмами функционирования экстремистских медиатизированных миров для обеспечения радикализации и экстремизации сознания пользователей. Использование таких нарративных технологий в конечном итоге направлено на подрыв устоявшихся социальных институтов и практик и насильственную деконструкцию общества согласно представлениям сторонников экстремистских течений.

 

Список литературы:
1. Манович Л. Язык новых медиа [Текст] / Лев Манович ; [перевод Дианы Кульчицкой]. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 399 с.
2. Bruner J. Self-making and world-making // Journal of Aesthetic Education. - 1991. - Vol. 25(1). - P. 67-78
3. Prince G. A Dictionary of  Narratology. Lincoln & London: University of Nebraska Press. – 2003.