Статья:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ПОЛИТИКОЙ

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические институты, процессы и технологии

Выходные данные
Севда Р. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ПОЛИТИКОЙ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ПОЛИТИКОЙ

Севда Рзаева
доктор философии по истории, доц., Академия государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, Азербайджан, г. Баку

 

THE CURRENT STATE OF RELATIONS BETWEEN RELIGION AND POLITICS

 

Sevda Rzaeva

Doctor of Philosophy in History, Associate Professor the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Azerbaijan, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. Государство и религия два важных явления, регулирующие социально-политическую жизнь людей на протяжении всей истории. В статье рассматривается современное состояние отношений между религией и политикой. Связь, существующая между религией и политикой, объединяет их и способствует появлению у них новых интегративных свойств.

Abstract. State and religion are two important phenomena that regulate the socio-political life of people throughout history. The article examines the current state of relations between religion and politics. The connection that exists between religion and politics unites them and contributes to the emergence of new integrative properties in them.

 

Ключевые слова: религия, политикa, взаимодействие религии и политики, государство, религиозная политика.

Keywords: religion, politics, interaction between religion and politics, state, religious politics.

 

Религия и политика на протяжении многих веков, так или иначе, соприкасались друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны. Проблема взаимодействия религии и политики занимает особое место в  современной политической науке по следующим причинам:

  1. проблема взаимодействия религии и политики одна из наиболее давних проблем в истории человечества, которая не утратила свою актуальность и требует выработки методов взаимодействия, учитывающих условия и факторы современного политического пространства [1, c. 184]. На протяжении тысячелетий религиозные лидеры, пользуясь своим авторитетом, зачастую использовали политические инструменты и непосредственно влияли на политику; в свою очередь субъекты политической власти укрепляли свою легитимность, опираясь на религию и ее функции; а также использовали религию в целях политической мобилизации.
  2. Пересечение религии и политики на структурном уровне. Политика состоит из таких элементов как политическое сознание, политическая деятельность, политическая организация и другие [2, c. 16]. Религия же в структурном плане предстает как целостное единство религиозного сознания, религиозной деятельности и религиозных организаций.  Таким образом, можно отметить, что между структурными элементами религии и политики присутствует определенная аналогия [1, c. 11].

Известно, что религия как подсистема общества объединяет ряд элементов. Среди них важное место занимают религиозное сознание, религиозные организации и обряды. В современную эпоху очевиден более дифференцированный подход к компонентам религии. Регулирование религиозных отношений тесно связано с политикой. Поскольку и религия, и политика являются древними формами общественной деятельности человека, их взаимное влияние прослеживается на всех этапах развития общества. Связь между политикой и религией вытекает из тех функций, которые религия выполняет в обществе. Например, регулирующая функция религии связана с формированием религиозных отношений и деятельностью религиозных институтов на основе определенных норм. Интегративная функция показывает, что религия обладает объединяющим потенциалом. Как социальный институт религия является одним из средств, создающих солидарность между людьми и укрепляющих общество. Глобализация оказывает важное влияние на деятельность религиозных организаций и движений, а также на экономическую, политическую и культурную жизнь стран. В настоящее время дискуссии о соотношении религии и глобализации отличаются своей актуальностью. Одной из угроз стабильности и безопасности в мире является религиозный фанатизм и радикализм, создающий угрозы мыслям и действиям людей, конституционным устоям государств и принципам светского развития, нравственным ценностям народов. Поэтому реализация целенаправленной политики в религиозной сфере является одним из важных условий укрепления эффективных партнерских отношений между государством и религиозными конфессиями. Сегодня государства мирового сообщества пытаются регулировать религиозные отношения на основе принципа законности и интересов общественной безопасности. Политика многих государства в религиозной сфере учитывает особенности происходящих в мире процессов глобализации. Следует отметить, что религиозная политика носит системный характер и основывается на следующих принципах решения поставленных целей и задач в религиозной сфере:

  1. обеспечение религиозного разнообразия и толерантности;
  2. защита прав физических и юридических лиц, осуществляющих религиозную деятельность;
  3. проведение мониторинга для принятия управленческих решений в религиозной сфере;
  4. организация информационного обеспечения для доведения до общественного мнения сути государственной политики, связанной с религией [5].

Обязанности государственной политики, осуществляемой в направлении обеспечения прав религиозных конфессий и сохранения их религиозных и культурных ценностей, имеют правовые, культурные, общественно-политические и другие основания. Таким образом, в число обязанностей данного полиса в правовом поле входят:

  1. обеспечение конституционных норм, касающихся свободы совести и вероисповедания;
  2. совершенствование законодательства в сфере религиозной деятельности;
  3. регистрация религиозных организаций;
  4. правовое регулирование отношений между государственными органами и религиозными учреждениями;
  5. создание благоприятных условий для мирного сосуществования различных религиозных конфессий;
  6. поддержка взаимного уважения и диалога между религиозными конфессиями;
  7. совершенствование законодательства по предупреждению религиозного экстремизма и фанатизма [4, p.7].

Следует отметить и задачи религиозной политики в общественно-политической сфере. Среди задач можно отметить следующие:

  1. создание благоприятной общественно-политической среды для обеспечения толерантности и веротерпимости в обществе, уважения чувств верующих людей;
  2. обеспечение необходимых условий для социализации религиозных общин;
  3. укрепление социального партнерства государства и религиозных объединений;
  4. ведение политико-идеологической пропаганды против религиозного экстремизма и фанатизма;
  5. предотвращение распространения материалов, вызывающих межрелигиозные конфликты и т.д. [3, p. 14].

Создание модели мирного сосуществования с религией в современных и демократических обществах, проживающих на территории светского государства, является одним из главных условий. Одной из основных задач религиозной политики является развитие гражданского общества и обеспечение того, чтобы его ценности занимали важное место в общественном мнении. Известно, что гражданское общество является мирским, светским обществом и формирует общественные отношения, независимые от религиозных ориентаций. В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека, наряду с различными союзами и ассоциациями свободно действуют также религиозные учреждения. Религиозные организации, как неотъемлемая часть гражданского общества, занимают особое место в обеспечении социальной стабильности и национальной солидарности. При реализации политики в религиозной сфере учитывается влияние вызовов современной эпохи на национально-нравственные ценности. Создание благоприятных условий для развития религиозных отношений на основе демократических норм и укрепление религиозной стабильности в обществе являются основными направлениями этой политики. Одна из важнейших особенностей религиозной политики связана с предотвращением угроз национальной безопасности, что важно для развития государства.

В новое время отношения между религией и государством носят интегративный характер по разным направлениям в разных странах. Например, в Германии существует  Христианско-демократическая партия, во Франции большинство школ принадлежат католической церкви, В Италии существует город-государство (теократическое) Ватикан, а также Исламская Республика Иран. Теократическое государство — это государство, в котором политическая власть и религиозная власть сочетаются в одном лице и группе. Здесь верховный религиозный лидер или глава любой церкви (папства) также является главой государства. Сегодня религия и политика в Иране так же тесно связаны между собой, как и тысячелетия назад. Сегодня учения  Хомейни превратились в систему правления, которая сочетает в себе элементы исламской теократии с элементами демократии. В отличие от американской системы управления, церковь и государство неразрывно связаны в современном Иране, а религиозные заповеди составляют основу политической структуры Ирана. Теоретически иранская структура власти похожа на западную структуру с четким разграничением власти. Но на практике в иранской системе доминирует небольшая группа религиозных клириков и предков-революционеров. Так, различные религиозные течения и секты пытаются реализовать свои интересы, влияя на политику. Когда мы анализируем недавние события на Ближнем Востоке, мы сталкиваемся с конкурирующими религиозными точками зрения. Приход к власти «Братьев-мусульман» в Египте, существование правящей арабской алевитской элиты в Сирии, конфликт между большинством шиитов и суннитским правительством в Бахрейне, перетекание этноконфессионального разнообразия в политику в Ираке и другие  факторы показывают, что отношения между религией и политикой в наше время «волнистые», как это было в истории.

Сегодня в современном мире  взаимодействие религии и политики осуществляется с точки  зрения разных подходов. Так, с одной стороны, происходит секуляризация общественной жизни, которая включает и секуляризацию политики, а с другой стороны, наблюдается противоположная тенденция, направленная на сотрудничество политики и религии. Секуляризацию политики представляет собой процесс снижения роли религии и религиозных институтов в общественно-политической жизни общества. Данный процесс объясняется тем, что происходит рационализация политики, отход от харизматичного и традиционного господства к рационально-легитимному господству.  В свою очередь сотрудничество политики и религии осуществляется на уровне взаимопроникновения этих  сфер общества (на институциональном  уровне).

 

Список литературы:
1. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента: учебное пособие. – М.: «НОУ», 1998. – 328 с. 
2. Пугачeв В.П., Соловьeв А.И. Введение в политологию: учебник для студентов вузов. – М.: «Аспект-пресс», 2005.  477 с.
3. Habermas Jürgen.  “Religion in the Public Sphere.” European Journal of Philosophy. 2006. Pp. 1-25.
4. Jeff Haynes. Religion in Global Politics. London: Pearson Longman, 1998. 242 p.
5. Religion and Political Theory. https://plato.stanford.edu/entries/religion-politics/