Статья:

Основные результаты политики в сфере регионального развития в годы «13-й пятилетки»

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Кун Д. Основные результаты политики в сфере регионального развития в годы «13-й пятилетки» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 20-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные результаты политики в сфере регионального развития в годы «13-й пятилетки»

Кун Дэкунь
аспирант Дальневосточного федерального университета, РФ, г. Владивосток

 

The main results of Chinese regional policy during the "13th Five-Year Plan"

 

Kong Dekun

post-graduate student of the Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

 

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению основные результаты политики в сфере регионального развития в годы “13-й пяти­летии”. В ней рассматриваются такие вопросы, как «фрагментация» в разных регионах, стратегия «Один пояс и один путь», а также проблемы инноваций для «регионального управления». Выявляются ключевые проблемы и предлагаются развития устойчивого развития регионов КНР.

Abstract. The purpose of this article is to investigate the main results of Chinese regional policy during the "13th Five-Year Plan". This article addresses issues such as the «fragmentation» in different regions, the strategy «One Belt, One Road», and also the problems of innovation for «regional management». This article reveals key problems and put forwards measures of Chinese government to guarantee the sustainable development of Chinese regions.

 

Ключевые слова: фрагментация в разных регионах; Один пояс и один путь; регионального управления.

Keywords: «fragmentation» in different regions; «One Belt, One Road»; «regional management».

 

Китайское правительство с конца 90-годов прошлого столетия активно проводит политику сбалансированного регионального развития, основной целью которой является преодоление имеющегося дисбаланса в экономическом развитии ряда территорий и регионов Китая, прежде всего, между развитыми юго-восточными провинциями и отсталыми территориальными образованиям в центральной и западной части страны. 

На XVIII съезде Коммунистической партии Китая генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР, Си Цзинь пин особо подчеркнул необходимость поднятия уровня отсталых Северо-Восточных территорий до экономически развитых регионов Юга Китая. Особенно в годы «13‑й пятилетки» китайское правительство усилило силы на содействие координированному региональному развитию.

Политика регионального развития китайского Правительства в годы «13-й пятилетки»

1. Придерживаться всеобщего курса Правительства Китая на регио­нальное координированное развитие, реализовывать общую стратегию регионального развития и стратегию основных функциональных зон.

С конца 20-го века до периода «11-й пятилетки» китайское госу­дарство последовательно осуществляло общую стратегию регионального развития четырех главных регионов: опережающее развитие на востоке, масштабное освоение западной части Китая, восстановление северо-востока Китая, возрождение Центрального Китая, а так же стратегию развития для прибрежных районов. В течение «12-й пятилетки» Правительство Китая начало продвигать стратегию основных функциональных регионов, которая воплощает концепцию управления освоением территории государства и пространства. Таким образом, развитие и защита считаются важными составляющими в совер­шенствовании региональной политики.

Следует отметить, что в эти годы структура роста экономики «на Востоке медленно, на Западе быстро» имеет тесную связь не только с изменениями в экономической среде в стране и за рубежом, но и в результате целенаправленного увеличения внимания на содействие координированному региональному развитию. Несмотря на то, что тенденция к расширению разрыва в региональном развитии была эффективно ограничена, такая тенденция все еще не была стабильной. Большинство слаборазвитых регионов только что вступили в период ускоренного развития индустриализации и урбанизации. Центральный и западный регионы, особенно западный, а также далекие западные регионы, все еще сильно отстают и находятся в бедности. В отличие от развитых стран региональное неравенство Китая по-прежнему большое. Соотношение валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в районах с низким доходом и в районах с высоким доходом по крайней мере составляет 5-6 раз, а в развитых странах такое соот­ношение составляет 2-3 раза. Поэтому все еще необходимо прилагать усилия по координированному региональному развитию и не следует ослаблять, а также корректировать общие ориентации по направлениям сокращения регионального неравенства [1].

2. Интегрировать и корректировать «фрагментацию» [2] в разных регионах, усилить оценку и контроль за реализацией региональных планов на государственном уровне.

В годы «13-й пятилетки» предлагается замедлить рассмотрение и утверждение всех видов зон государственного уровня, больше не создавать новые типы зон, а сосредоточиться на проверке, исправлении и улучшении. В то же время рекомендуется нацио­нальному отделу планирования и региональной политики единолично управлять рассмотрением и утверждением всех видов экономических зон государственного уровня. Кроме того, рекомендуется объединить названия государственных зон в соответствии с функциональными процедурами. Например, парк новых и высоких технологий, зону технико-экономического развития, зону экономического развития, промышленный застроенный район объединить в «индустриальный парк». А беспошлинные зоны, зоны экспортного производства, бондовая портовая зона, комплексная беспошлинная зона и другие специальные зоны таможенного контроля, как пограничная (трансграничная) зона сотрудничества и экспериментальная зона могут интегрироваться в «Зону свободной торговли (порто-франко)», функционировать с закрытой таможней, реализовать режим «в пределах территории Китая, вне таможенной территории».

3. Создать пять городских агломераций, способствовать внутренней интеграции и развивать международные конкурентные преимущества.
На сегодняшний день стратегия «двух горизонтальных и трех вертикаль­ных» [3] имеет главенствующее значение для развития «13-й пятилетки». С помощью данной стратегии в годы «12-й пятилетки» был сформи­рован 21 мегаполис, однако некоторые из них были организованы нерационально. Например, регион Бохай объединил 3 мегаполиса, между которыми отсутствуют тесные связи. Именно поэтому в годы «13-й пятилетки» необходимо планировать реальность масштаба мегаполиса. По нашему мнению, мегаполисы будущего Китая будут состоять из пяти главных мегаполисов и нескольких средних и маленьких городских регионов. Мегаполисы и городские агломерации являются продуктами результата высокоразвитой урбанизации, они собрали множество важнейших факторов, таких как население, капитал, информация и производство. Они являются не только полюсом роста национальной экономики, но и проявлением национального конкурентного преимущества.

4. В соответствии со стратегией «Один пояс и один путь» [4] необходимо ввести всестороннюю открытость внутри страны, усилить реализацию плана «слабое звено» в приграничных регионах и континентальном Китае.

«Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь 21 века» - важнейшие стратегии построения открытой экономики будущего в новой эре Китая, а также является внутренней и внешней контактной платформой с богатым содержанием, широкой сферой охвата и большой инклюзивностью. В рамках стратегий реализовано участие не только большей части Китая, но и зарубежных стран. Прибрежные регионы Китая, на сегодняшний день имеющие высокий уровень открытости, первыми открылись внешнему миру. Почти 90 % импортной, экспортной торговли страны и иностранных инвестиций сосредоточено здесь, а во внутриконтинентальном Китае и в приграничных регионах уровень открытости был ниже, что также отражает серьезную несбалансированную открытость по направлениям на Восток и на Запад.

В годы «13-й пятилетки» мы должны под руководством стратегии «Один пояс и один путь» планировать сопряжение стратегий между регионами внутренней страны с соответствующими странами, особенно с соседними государствами, укреплять планирование и строительство по стратегии «Открытие на Запад» [5] во внутренних и приграничных регионах страны, а также усиливать взаимное соединение и взаимный доступ в сферах транспорта, корреспонденции и энергетики, совершенствовать функции в пунктах пропуска, приграничных городах и в важных узловых городах, содействовать обмену торговлей и культурой с сопредельными странами и регионами. На основе открытости во внутренних регионах страны и в приграничных регионах привести в движение строительство местных инфраструктур, освоение выгодных ресурсов, использование иностран­ных ресурсов и экспорт отечественной продукции, а также содействовать быстрому развитию в центральных и западных слаборазвитых регионах.

5. Внедрить концепцию регионального управления и создать эффективный механизм координации между административными регионами.

В настоящее время трудно создать межрегиональный координа­ционный механизм в Китае.

С одной стороны, не хватает полномочных организационных учреждений с функцией координации, с другой стороны, не хватает сознания и инноваций для «регионального управления» [6]. В годы «13-й пятилетки» следует официально ввести концепцию «регионального управления», чтобы усилить изучение регионального управления с китайской спецификой.

В целом, региональное управление в Китае должно руководствоваться экономической интеграцией между различными административными регионами. В рамках совместного участия правительств, общественных организаций, предприятий и населения применять различные меры, как региональное планирование, регио­нальное сотрудничество, разделение и регулирование административных регионов, районное самоуправление и законодательство, разрешить всесторонние конфликты и трения, стремиться к осуществлению целей управления, как производственное сотрудничество на основе разделения труда, взаимодействие и взаимный доступ к инфраструктуре, совместная защита и управление экологической сферой, распределение рынка для потоков факторов и другие.

 

Список литературы:
1. Чжао Хун, Йо Гэцзйон, Ван Дэли. «Отчет о региональном экономическом развитии Китая (2016-2017)» (Издательство социально-научной литературы). стр 05-39. 01 мая 2017 года.
2. Динь Жэнчжон, Чжэн Мэйсинь «Координация больших районов - Анализ тенденций региональной экономической политики Китая в новый период» // Экономическая динамика в Китае. - 5 вып. - 2015. - С.4-9. 
3. Важный доклад Си Цзинь пина о центральном управлении урбанизацией. 14 декабря 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gov.cn/ldhd/2013-12/14/content_2547880.htm (Дата обращения: 05. 03. 2018).
4. «Один пояс, один путь» продвигает региональную экономику к международному уровню // «Научный вестник общественных наук Китая», 813. - вып. 23 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cssn.cn/bk/bkpd_qklm/bkpd_bkwz/201509/t20150930_2481443.shtml (Дата обращения: 05. 03. 2018).
5. «ЦК КПК: Предложения о установлении 13-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития». 03 ноября 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cpc.people.com.cn/n/2015/1103/c399243-27772351-2.html (Дата обращения: 05. 03. 2018).
6. ЦК КПК, Госсовет: «Национальное планирование новой урбанизации (2014-2020)». Правительственный вестник Госсовета 9 выпуск 2014 года. http://www.gov.cn/gongbao/content/2014/content_2644805.htm.