Понятие «социальные медиа» и их структура в России и США
Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.
XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Понятие «социальные медиа» и их структура в России и США
THE CONCEPT OF SOCIAL MEDIA AND THEIR STRUCTURE IN RUSSIA AND THE USA
Kseniia Novikova
Master of International Relations, St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена постоянно увеличивающимся числом пользователей сети «Интернет», которая становится не только средством для проведения времени, общения и поиска информации, но и важным политическим инструментом. Проводился анализ статистических данных и материалов, опубликованных на сайтах международных агентств, а также законодательной базы Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Abstract. Study is actual due to the ever-increasing number of Internet users, whom are using social media not only for spending time, communicating and searching for information, but also as an important political tool. There is an analysis of statistical data and materials published on the websites of international agencies and the legislative framework of the Russian Federation and the United States of America.
Ключевые слова: социальные медиа; политическая коммуникация; Российская Федерация; Соединенные Штаты Америки.
Keywords: social media, political communication, Russian Federation, United States of America.
В XXI веке новые медиа от канала информационного вещания эволюционировали к интерактивному персонализированному каналу информации. Роль социальных медиа как неотъемлемой части политической коммуникационной стратегии значительно возросла, им удалось заменить политические партии в организации гражданской активности и легитимации общественных решений. Социальные медиа стали неотъемлемой частью политических процессов: они служат эффективным способом привлечения новых сторонников, их мобилизации и агитации, а также экономичным способом сбора средств.
Масштаб влияния электронных СМИ, в которых информация представлена в формате цифровых данных, на современное общество дает основания характеризовать политику современных государств как медиацентрированную, а политическую систему, в которой средства массовой информации осуществляют мощное влияние на политику, – медиацентрированной демократией. Данный термин, введенный Д. Свонсоном [6, c. 153], характеризует такую политическую систему, в которой СМИ являются основным источником информации для общественности, вследствие чего политическая активность осуществляется уже с учетом этого влияния. Понятие «медиацентрированная демократия» является маркером новых видов властных ресурсов в демократическом обществе, которые основаны на идеологическом влиянии власти на граждан через СМИ, которые создают политическую медиареальность.
Характерными особенностями медиацентрированной демократии являются:
- переход идеологической функции от государства и политических партий к средствам массовой информации;
- появление новых способов налаживания политического медиадискурса через масс-медиа, которые позволяют раскрыть и реализовать творческий потенциал граждан, выразить их политические взгляды, разные точки зрения на существующие проблемы, влияние на политику государства этнических, национальных, социальных групп, отдельных граждан;
- возникновение политической медиареальности.
Одним из наиболее наглядных результатов Веб 2.0[1] стало появление и активное развитие социальных медиа, в которых значительная доля контента создается и распространяется непосредственно пользователями. Согласно мнению М.С. Будолак, «социальные медиа представляют новый вид онлайн-СМИ, где любой пользователь сети «Интернет», даже не обладающий навыками программирования, может принять участие в процессе создания, хранении и распространении социально значимой информации, которая имеет периодический характер и адресована широкой общественности» [2, c. 18]. Социальные медиа сегодня являются серьезным конкурентом традиционным СМИ.
В эпоху интернет-технологий и увеличения информационной составляющей общественной жизни, в том числе усиления воздействия социальных медиа на пользователей Сети, особую актуальность приобретают вопросы эффективного применения медиатехнологий в процессе налаживания связей с общественностью (PR).
Социальные медиа в интернете представляют собой термин, характеризующий разнообразную активность по формированию и обмену информацией, в которой участвует множество авторов. Они включают в себя ряд характеристик, которые отличают это явление от иных традиционных СМИ (газет, радио и телевидения):
- социальные медиа построены на базе взаимодействия людей, которое включает обсуждение и преобразование информации, а также формирование общественного мнения [15];
- сервисы социальных медиа могут быть охарактеризованы, прежде всего, скоростью, доступностью, легкостью передачи и преобразования информации;
- акторы, принимающие информацию, могут комментировать ее и, в отдельных случаях, редактировать;
- в интернет-сообществе социальные медиа представлены преимущественно в виде особого рода коллективных источников информации, которые формируются самими пользователями. Это могут быть форумы, блоги, видеохостинги и др.;
- содержание социальных медиа может принимать различные формы: изображения, текст, видео, аудио, а также их сочетание.
В сфере бизнеса для успешного развития было сформировано несколько процессов в социальных медиа. Оптимизация для социальных медиа (SMO) представляет собой процесс, в ходе которого компании стремятся распространить информацию по как можно большему количеству каналов, преобразуя при этом носитель информации. Маркетинг в социальных медиа (SMM) – это методы работы непосредственно с определенной информацией, формирование уникального контента и его последующее распространение.
Показательно, что к похожим методам прибегают государственные структуры и политические деятели как регионального, так и федерального уровня. Например, муниципальные депутаты Москвы для борьбы с коррупцией избрали путь публичности и, стремясь добиться максимальной открытости принимаемых районным собранием решений, приглашают на заседания собраний журналистов, выкладывают фотографии и документы в интернет, ведут трансляции собраний в Twitter. Таким образом они хотят разделить контроль с общественностью [3].
Примером маркетинга в социальных сетях на федеральном уровне служит президентская кампания Дональда Трампа. Цифровой директор кампании Брэд Парскаль утверждает, что Дональду Трампу удалось одержать победу на выборах благодаря таргетированной рекламе в Facebook. «Twitter – это то, как Трамп разговаривал с людьми, а Facebook – это то, как он победил», – рассказывает Парскаль. Медиадиректор говорит, что он израсходовал большую часть своего бюджета на цифровую рекламу, и объясняет, насколько эффективной она может быть, особенно при проведении голосования в сельской местности. «Сейчас Facebook позволяет достучаться до 15 человек из Флориды Панхендл (Florida Panhandle), для которых я бы никогда не смог купить дорогостоящую телевизионную рекламу», – поясняет Парскаль [11]. Вовлеченность пользователей социальных сетей была очень высокой, кампания Трампа выигрывала не только в количественных показателях, но и в качественных. Например, страница Трампа в Facebook имела больше подписчиков (25 362 318 человек) по сравнению с аккаунтом Хиллари Клинтон (9 588 348 человек), и также лидировала по количеству лайков, комментариев и репостов.
Социальные медиа представляют собой уникальную платформу для формирования долговременных доверительных отношений с подписчиками либо с потенциальными подписчиками на социальных сайтах и сервисах, где они привыкли проводить время [10]. Маркетологи прогнозируют, что в будущем они приобретут еще большее значение для успешного ведения и продвижения в течение последующих лет.
Социальные сети классифицируют по нескольким признакам. Существуют сети для поиска людей: однокурсников, одноклассников, коллег и групп по интересам. Есть коммерческие сети для поиска партнеров, работы, а также профессионального общения и иных деловых контактов. Некоторые платформы основаны на видео, некоторые – на аудио или конкретно на музыке, а отдельные – на фото.
Можно выделить следующие виды социальных медиа[2].
- Социальные сети для общения / Relationship networks:
- сети персональных контактов (Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» и др.);
- профессиональные сети (LinkedIn, Xing, Tsu и др.);
- сайты знакомств (Tinder, Loveplanet, Mamba и др.).
- Социальные сети для обмена медиаконтентом / Media sharing networks (Flickr, Instagram, YouTube, Vimeo, Vine, Snapchat и др.).
- Социальные сети для отзывов и обзоров / Online reviews (Foursquare, Yelp, TripAdvisor, «Яндекс.Маркет» и др.).
- Социальные сети для коллективных обсуждений / Discussion forums (Quora, «Ответы Mail.ru», Reddit и др.).
- Социальные сети для авторских записей / Social publishing platforms (LiveJournal, Blogger, Twitter и др.).
- Сервисы социальных закладок / Bookmarking sites (Pinterest, Flipboard, Diigo и др.).
- Социальные сети по интересам / Interest-based networks (Goodreads, Tagged, IMDb и др.).
Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, какова доля интернет-пользователей в России и для чего наши сограждане чаще всего заходят в глобальную сеть, в 2018 году 81 % граждан использует интернет в России, в том числе 65 % выходят в Сеть ежедневно. Среди россиян от 18 до 24 лет этот показатель составляет 97 %.
Прежде всего наши сограждане пользуются интернетом по работе и учебе – 44 %. Еще 35 % пользователей благодаря интернету всегда могут быть в курсе последних новостей о событиях в стране и мире, блоги выступают источником новостей для россиян [4]. Данные факты характеризовали весьма высокий уровень доверия к информации в 2018 году, которая представлена в социальных медиа. По данным Института изучения журналистики Reuters, 56 % опрошенных старше 18 лет заявили, что в 2020 году стали меньше верить в достоверность фактов в интернете [8].
Сравнивая структуру социальных медиа США и России, стоит упомянуть, что 10 миллионов страниц в интернете, то есть 54 %, составлены на английском языке. На втором месте, правда, с огромным отрывом, – русский язык – 6,1 % онлайн-контента [9]. Несмотря на разный уровень проникновения сети «Интернет» на территориях этих стран, статистические данные очень близки, что видно в Приложении 1. Более 4,5 интернет-пользователей зафиксировано на первый квартал 2020 года, в то же время аудитория социальных сетей превысила отметку в 3,8 миллиарда. Интересно, что США занимает третье место в глобальном рейтинге по росту интернет-аудитории, несмотря на то, что уровень проникновения интернета здесь в 2018 году уже составлял 88 %, то есть интернет-аудитория выросла еще почти на 8 %. В общей сложности в США более 310 миллионов человек используют интернет сегодня, а уровень проникновения интернета достиг 95 %. В России значения с прошлого года практически не изменились, сейчас насчитывается чуть меньше 110 миллионов интернет-пользователей, это значит, что уровень проникновения интернета находится на отметке 76 %. Развитие технологий приводит к изменению привычных точек доступа, на мобильные телефоны в 2019 году приходится почти половина времени, которое люди проводят в Сети. В среднем в мире люди находятся онлайн в течение 6 часов 42 минут каждый день. Это немного меньше, чем в прошлом году, однако есть подозрение, что снижение может быть связано с большим приростом новых пользователей, которые все еще учатся пользоваться интернетом. Россияне проводят в сети 6 часов 26 минут, это на 3 минуты меньше прошлогоднего значения и на 16 минут меньше, чем в среднем в мире. Такое погружение в онлайн-жизнь вызывает беспокойство, связанное с конфиденциальностью среди пользователей интернета во всем мире. По данным GlobalWebIndex, тем, куда уходят личные данные, обеспокоены более 60 % пользователей от 16 до 64 лет в России и за рубежом. Несмотря на последние скандалы, связанные с платформой, Facebook остается на первой строчке рейтинга самых популярных социальных сетей. Согласно исследованиям О. Крыштановской, среди пользователей политических элит безо всякой конкуренции лидирует Twitter, на втором месте идет Facebook [5]. Не только президент США Дональд Трамп отдает предпочтение Twitter (предлагая варианты борьбы с огнем в Нотр-Дам). Социальные сети способны сразу организовать диалог между пользователями по национальным и международным вопросам, поэтому политические лидеры, государственные учреждения и общественные организации используют аккаунты, чтобы поддерживать прямую связь, когда необходимо донести сообщение. Так, например, Джим Уотсон, мэр Оттавы, ввел режим чрезвычайной ситуации, объявив об этом в Twitter: «С целью защиты собственности и здоровья, безопасности и благополучия жителей города, я, как мэр города Оттава, объявляю чрезвычайную ситуацию в городе» [7].
В эру новых информационных технологий внимание официальных представителей государственных структур к интернету стало триггером для активного развития законодательной базы, а также разработки целого ряда концепций и стратегий государства по управлению интернетом. Законодательство в данной сфере в России традиционно являлось реакцией на очередной виток развития интернета, однако начиная с 2012–2013 годов, напротив, стремится работать на опережение. Многие законодательные акты в России направлены не столько на технологическую часть интернета, сколько на содержательную. Отдельные законы подвергались критике и были обвинены некоторыми представителями общественности в притеснении свобод в интернете. Однако в последние несколько лет Рунет стал более упорядоченным, при этом законы, разработанные в РФ, стали основой для некоторых аналогичных законодательных инициатив в других странах.
В США также широко применяются законы относительно интернет-безопасности. В Соединенных Штатах, где, как принято считать, степень свободы блогосферы является одной из самых высоких, в сентябре 2013 года юридическим комитетом Сената был одобрен проект закона «О свободном потоке информации». Он призван защитить профессиональных журналистов и дать им возможность не раскрывать свои анонимные источники информации по требованию государственных органов. Тем не менее в США, в отличие от России, полностью отсутствует прописанная процедура блокировки сайтов или доменов, за исключением сайтов с пиратским контентом. В 2006 году в США был принят федеральный закон, согласно которому анонимная рассылка «раздражающих» сообщений по электронной почте или публикация анонимных комментариев «оскорбительно-раздражающего» содержания в социальных сетях и блогах является преступлением и карается уголовным преследованием [1, c. 73].
Таким образом, становится очевидным уровень проникновения социальных медиа в повседневную жизнь не только активных пользователей сети «Интернет», но и их окружения. Интернет обладает важными преимуществами перед традиционными СМИ и средствами коммуникации: свободой и анонимностью общения и общедоступностью информации, поступающей из всего мирового информационного пространства. Новые технологии внесли свои изменения в формы и методы работы государственного сектора, особенно в период избирательных кампаний, в результате чего в последние годы изменилась природа и характер функционирования политического информационно-коммуникационного пространства, что в практическом отношении означает освоение новых эффективных механизмов коммуникации официальной власти с институтами гражданского общества. Это лишний раз подчеркивает объективную необходимость исследования проблем воздействия интернет-коммуникаций на массовое сознание и активизацию протестного поведения молодежи в современном обществе.
[1] Веб 2.0 (определение Тима О’Райли) – методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий совершенствуются при росте пользователей. Особенностью Веб 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала.
[2] Виды социальных сетей: классификация и представители / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://darksiteofmarketing.com/stati/vidy-socialnyh-setei-klassifikacija-i-predstaviteli.html.