Статья:

Место КНДР в системе международных отношений 21 века

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Зверева Е.Г. Место КНДР в системе международных отношений 21 века // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 11-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Место КНДР в системе международных отношений 21 века

Зверева Елена Георгиевна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, СПБГУ, РФ, г. Санкт-Петербург

 

DPRK in the system of international relations of 21st century

 

Elena Zvereva

student, Saint-Petersburg state University, SPBU, Russia, Saint-Petersburg

 

Корейский полуостров уже более семидесяти лет находится в центре важнейших международных событий, и с каждым годом увеличивает свой вес на мировой арене. Вопросы безопасности на полуострове затрагивают интересы не только расположенных на нем двух корейских государств - КНДР и Республики Корея, но и многих других стран. В числе таких стран находится и Российская Федерация, территория которой на Дальнем Востоке непосредственно примыкает к Корейскому полуострову. Позиция России – не допустить каких-либо военных действий вблизи своих границ, так как это приведёт к нестабильности в регионе. Кроме этого, это может породить ряд новых региональных проблем: радиационное загрязнение при использовании ядерного вооружения, неконтролируемый приток беженцев и эвакуация населения с прилегающих территорий. Вне всяких сомнений, Россия и Китай будут направлять свои усилия на решение этой проблемы, очевидно также стремление обеих стран сесть за стол переговоров, так как любая конфликтная ситуация в регионе так или иначе затрагивает интересы этих стран. Этими обстоятельствами и определяется актуальность исследования данной темы.

Азиатские страны за несколько десятилетий сделали то, на что Западу понадобились столетия. Подобные процессы оказывают непосредственное влияние на внешнюю политику Северной Кореи. Несмотря на то, что КНДР общепризнанно является закрытой и во многом изолированной страной от мирового сообщества – ее роль в мировой политике нельзя назвать незаметной. В то же время, практически все перспективы КНДР в международных отношениях, так или иначе, были ограничены политикой чучхе и северокорейской ядерной программой. Препятствием на пути к достижению мирного положения на Корейском полуострове были напряженные отношения между США и КНДР, связанные с осуществлением ядерной программы последней и военным присутствием Америки в регионе. Формально КНДР и США находятся в состоянии войны после окончания военного конфликта в Корее 1950-1953 годов, который завершился подписанием соглашения о перемирии.

Все попытки Пхеньяна заключить мирный договор с Вашингтоном до сих пор были отвергнуты США. Между тем, на сегодняшний день в Южной Корее находится свыше 28 тысяч американских военнослужащих под предлогом "северокорейской угрозы". 11 сентября 2017 г. была принята резолюция совета Безопасности ООН 2375 (2017) о введении дополнительных санкций против Северной Кореи, ограничивающая экспортные и импортные возможности Пхеньяна [1]. Причиной ужесточения давления на КНДР стало заявление северокорейской стороны об успешном проведении крупнейшего по своей мощности подземного испытания водородного боезаряда для межконтинентальной баллистической ракеты, проведенное в начале сентября 2017 г. Санкционное давление на Северную Корею, единодушно поддержанное мировым сообществом, основано на представлении о необходимости лишить КНДР средств на реализацию ракетно-ядерной программы. По словам постоянного представителя США в ООН Никки Хейли, санкции «снижают объем торговли КНДР на 90%, поставки нефтепродуктов – на 30%. Санкции заставляют их затянуть пояса» [2]. Вместе с тем, очевидно, что усиление военно-политической конфронтации приводит к росту международной напряженности и отодвигает вероятность дипломатического решения проблем Корейского полуострова. За этим последовали обмен многочисленными угрозами, проведение различных показательных испытаний и совместных учений. США и КНДР заняли, казалось бы, непримиримые позиции, однако обе стороны избегают между собой прямого вооруженного конфликта.

На сегодняшний день ситуация в Северной Корее и её экономика относительно восстановились и открылись возможности более тесного взаимодействию страны с Китаем и Россией. КНДР часто отклоняется от своей идеологии в пользу нужд, необходимых для выживания и комфорта. К примеру, в Северную Корею часто поставляется гуманитарная помощь с соседних стран – Китая и Южной Кореи. О готовности Северной Кореи к урегулированию отношений со странами-соседями говорят следующие события: участие северокорейской команды на Зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане, 9-25 февраля переговоры между РК и КНДР.  Во время встречи стороны обменялись следующими предложениями: со стороны Сеула – возобновление диалога по мирному урегулированию и денуклеаризации полуострова; со стороны Пхеньяна – участие в играх спортсменов, журналистов, танцоров, музыкантов и демонстрационной команды по тхэквондо. Эта первая с 2015 года встреча Севера и Юга ознаменовала некоторую разрядку отношений, укрепление двусторонних отношений и, возможно, решение проблемы на Корейском полуострове. Данное потепление в двусторонних отношениях можно рассматривать как дело случая или стремление к налаживанию контактов, но так или иначе, это может послужить дальнейшему развитию отношений между странами. Вопрос о полной денуклеаризации Корейского полуострова, поднятый на встрече глав РК и КНДР в апреле 2018 года является важнейшим событием международного масштаба. Урегулирование ракетно-ядерной проблемы, которое повлечет за собой снятие ограничений СБ ООН, создаст принципиально новую ситуацию, обеспечит небывалый рост оборота торговли, инвестиционного сотрудничества, развития связей во многих других областях.

Еще совсем недавно Северная Корея стояла перед четким выбором относительно собственного будущего. Если бы она выбрала конфронтацию, - нарушение международного права, угрозы странам региона - ей было бы не избежать серьезных последствий в отношениях не только с Соединенными Штатами, но также с Японией, Южной Кореей, Китаем и Россией, как это уже произошло в 2006 г., когда она проводила ядерное испытание. Для самой КНДР война, без преувеличения, стала бы подлинной катастрофой. Задача пхеньянского режима — обеспечить собственное выживание, а военный конфликт, вне зависимости от его исхода, поставит существование северокорейского государства под вопрос, так что очевидно, что северокорейцам война нужна меньше всех. Таким образом, Северная Корея сделала выбор в пользу сотрудничества, отказавшись от ядерной программы и начав процесс переговоров по денуклеаризации страны. Сейчас перед КНДР открывается путь к улучшению и упрочению отношений с международным сообществом, к чему, по словам Пхеньяна, он и стремится.

Июньские переговоры Дональда Трампа и Ким Чен Ына стали первой в истории личной встречей лидеров США и КНДР. Данная встреча даст возможность северокорейскому лидеру быть уверенным в статусе своей страны как равноправного актора международных отношений. США же будут располагать возможностью принять решение, не теряя свои доминирующие позиции глобального лидера, что сохраняет шансы на выработку взаимоприемлемого решения, поддержание региональной безопасности стран северо-восточной Азии и сдерживание ядерной угрозы в современном мире. Саммит стал итогом продолжительных переговоров, участие в которых принимал глава ЦРУ, назначенный вслед за этим госсекретарем США, Майк Помпео. Специально с этой целью он несколько раз посетил Пхеньян [3]. Согласно достигнутому соглашению, каких-либо особых договоренностей по дальнейшему сотрудничеству достигнуто не было.  Также не упоминалось о ядерных активах Северной Кореи, что обычно предшествует любым переговорам по контролю над вооружениями [4]. Вопрос о снятии санкций с Северной Кореи не будет снят до тех пор, пока не будет выработана дорожная карта по денуклеаризации Северной Кореи. Таким образом, КНДР предстоит проделать еще долгий путь по урегулированию отношений с представителями мирового сообщества.

 

Список литературы:
1. ООН. Совет Безопасности. Резолюция, принятая советом Безопасности на его 8042-м заседании 11 сентября 2017 года. /RES/2375 (2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/un/res_2375.pdf (дата обращения 09.06.18)
2. Никки Хейли: КНДР демонстрирует паранойю в ответ на санкции // ИТАР-ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4799962 (дата обращения 10.06.18)
3. Отношения США и Северной Кореи // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/spravka/20180612/1522340524.html (дата обращения 13.06.18)
4. Trump celebrates Singapore accord with North Korea, but substance has yet to be revealed [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com (дата обращения 13.06.18)