Специфика государственного управления в сфере международного сотрудничества регионов РФ на примере Ростовской области
Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.
XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Специфика государственного управления в сфере международного сотрудничества регионов РФ на примере Ростовской области
Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности регионов РФ, структура и особенности органов государственного управления в данной сфере. Помимо этого автор рассматривает управление международными связями в Ростовской области, выделяет приоритеты и направления его развития, а также способы достижения целей развития международного сотрудничества области.
Ключевые слова: международное сотрудничество; международные связи регионов; государственное управление в субъектах; международное сотрудничество Ростовской области.
На сегодняшний день на международной арене сложилась довольно сложная политическая обстановка, требующая более качественного и эффективного вмешательства в работу регионов по вопросам международного сотрудничества. Представляет особый интерес повышение результативности государственного управления в субъектах РФ по координации международных, а также внешнеэкономических связей. Работа по содействию поддержанию и развитию международных контактов субъектов Российской Федерации в научно-технической, культурной, экономической областях, а также в сфере образования является одним из приоритетных направлений внешней политики нашей страны.
Ключевыми задачами, которые стоят перед властями регионов в области международного сотрудничества являются:
· создание благоприятных внешних и внутренних условий, необходимых для реализации субъектами РФ права на осуществление внешнеэкономических и международных связей при обеспечении единого внешнеполитического суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
· способствование использованию международных и внеэкономических отношений субъектов и муниципалитетов РФ с целью обеспечения как внешнеполитических, так и внешнеэкономических интересов РФ на международной арене;
· развитие международного, кросскультурного и внешнеэкономического сотрудничества на уровнях регионов и муниципалитетов, как инструмента для формирования добрососедства с зарубежными государствами и их регионами;
· разработка и реализация региональных программ поддержки граждан РФ, которые проживают рубежом, привлечение регионов к реализации совместных мероприятий в данной сфере;
· содействие в развитии экономических и кросскультурных связей российских городов и муниципальных образований с их зарубежными партнерами, применение актуального зарубежного опыта [2].
Государственные органы субъектов РФ, которые осуществляют управленческие функции в сфере как международного так и внешнеэкономического сотрудничества, являются исполнительными органами государственной власти уровня субъектов РФ. В условиях российского федерализма в регионах действуют различные модели государственного управления. В некоторых регионах вышеназванные функции выполняет отдельный государственный орган отраслевой компетенции, где также возможно наделение отдельного государственного органа полномочиями в ряде сфер, в число которых входит и осуществление международных связей. Существует и такая модель управления, как отдельная функция определенного государственного органа, или же на государственный орган отраслевой компетенции возлагаются помимо основных его функций – полномочия по осуществлению международной деятельности.
Разновидностью последней модели можно признать действующую систему управления в ряде регионов, когда на государственные органы, реализующие полномочия в сфере экономической деятельности, возложены в числе прочих функции осуществления координации в сфере международных и внешнеэкономических связей [3].
В структуре управления в соответствующих государственных органах субъектов РФ чаще всего проявляется внешнеэкономическая направленность. Помимо этого, что касается модели и структуры управления международными связями в Ростовской области, то она представлена таким государственным органом отраслевой компетенции, как Министерство экономического развития области. Данный орган в своей структуре содержит Управление международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности.
Государственные органы в субъектах Российской Федерации, которые наделены полномочиями управления в области координации международных и внешнеэкономических связей, действуют в рамках той компетенции, которая определена на региональном уровне и в соответствии с нормативно-правовыми актами этих субъектов.
Ростовская область же осуществляет свою международную деятельность в соответствии с такими нормативно-правовыми актами, как Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
Ключевыми направлениями политики области в сфере международной и внешнеэкономической деятельности являются такие как:
· укрепление и развитие экономических и гуманитарных связей в рамках приграничного сотрудничества, а так же расширение партнерских отношений с государствами СНГ;
· сотрудничество и партнерство с государствами дальнего зарубежья;
· расширение и поддержание связей с дипломатическими представительствами, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ, работа с российскими учреждениями за границей, международными финансовыми и общественными организациями;
· внешнеэкономическая деятельность и работа по привлечению иностранных инвестиций в экономику области. [1]
Основными инструментами, обеспечивающими развитие международных и межрегиональных отношений, являются международные и межрегиональные соглашения и договоры о сотрудничестве, а так же публичные мероприятия. К примеру, визиты представителей различных дипломатических миссий и бизнес-партнеров, представителей иностранных государств, так же это и визиты делегаций субъектов Российской Федерации, в международных и кросскультурных выставках и форумах, которые имеют межотраслевой характер.
Эффективность использования вышеназванных инструментов напрямую зависит от содержательного наполнения реализации данных мероприятий и соглашений о сотрудничестве, которое формируется на основании внесенных отраслевыми органами исполнительной власти Ростовской области предложений. Управлением предпринимаются меры по совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области в сфере международного и межрегионального сотрудничества.
Внешнеэкономическое и международное сотрудничество Ростовской области играет ключевую роль, как в социально-экономическом развитии, так и в укреплении позиций региона в качестве сильного управленческого и контактного центра Юга России и части Центрально-черноземного региона, а также приграничных территорий СНГ. В связи с этим, Правительство Ростовской области сегодня уделяет особое внимание совершенствованию и развитию международных связей области в различных сферах, о чем свидетельствует тенденция постоянного роста числа государств-партнеров региона.
Безусловно, российские регионы своей активной деятельностью создают систематическую основу для международных связей Российской Федерации. Следовательно, необходимость измерения качества государственного управления требует наличия определенных четких критериев, норм и индикаторов оценки эффективности деятельности государственных органов и должностных лиц в данной сфере.
В некоторых субъектах РФ уже предложены критерии оценки эффективности государственных органов, осуществляющих координацию международных и внешнеэкономических связей регионов: это, к примеру, объемы внешнеторгового оборота и выполнения запланированных мероприятий, а также количество заключенных соглашений и договоров. Однако количественные показатели не могут в полной мере демонстрировать эффективность управления. В условиях когда проводится политика импортозамещения, показатели импорта как ожидается должны снижаться, а соответственно, и количество заключаемых соглашений. Значение количественных показателей конечно же весомо, но хотелось бы обратить внимание на критерии эффективности управляющего воздействия, которые предложил Е.В. Охотский. К ним относятся такие показатели, как степень соответствия полученных результатов полномочиям соответствующих государственных органов; легальность принимаемых решений; реальность управляющего воздействия; социальная направленность управленческих актов и действий, степень отражения в них потребностей, запросов и потребностей граждан [4].
В заключении можно выделить ряд приоритетных направлений развития международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности Ростовской области:
· создание и совершенствование правовых и организационных условий для развития международног, кросскультурного и внешнеэкономического сотрудничества, а также активизации внешнеэкономической деятельности организаций Ростовской области;
· приоритетное развитие ВЭД основополагающего фактора ргионального экономического роста, который, в свою очередь, обеспечивает усиление конкурентоспособности Ростовской области на мировом рынке инновационных и интеллектуальных услуг, новейших технологий, сырья и продовольствия;
· формирование системы информационного и консультационного обеспечения существующих и потенциальных организаций-патнеров по экспорту Ростовской области;
· увеличение экспортной доли в структуре внешнеторгового оборота в целом и, прежде всего, доли экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
· создание достойного имиджа региона за рубежом;
· усовершенствование системы защиты местной промышленности в процессе интеграции региональной и мировой экономики;
· создание на территории Ростовской области институтов международных отношений в экономической, предпринимательской, социо-культурной, образовательной и других сферах.
На основании данных направлений можно сформулировать ряд мероприятий, которые поспособствуют решению вышеперечисленных целей и задач Ростовской области по вопросам реализации международного сотрудничества, повышению его эффективности и результативности:
· Разработать и актуализировать систему стратегических документов, направленных на развитие международных отношений и внешнеэкономической деятельности;
· Активизировать деятельность по открытию в городе Ростове‑на-Дону торговых представительств и отделений посольств зарубежных государств, а также визовых центров, что весьма облегчит установление прямых деловых контактов, увеличит приток иностранных инвестиций и количество совершенных экспортно-импортных торговых соглашений;
· С учетом мнения участников ВЭД Ростовской области поспособствовать разработке экономически-привлекательного для зарубежных партнеров порядка процедуры таможенного транзита внешнеторговых грузов из зарубежных стран, таможенного сопровождения на основе использования современных информационных и контрольно-навигационных технологий.
· Разработать механизм и расширить практику обратной связи между участниками ВЭД (прежде всего средние и малые предприятия) и ФТС РФ по различным проблемам ВЭД. Ввести в постоянно действующую практику проведение прямого диалога между таможенными органами и предпринимательским сообществом.
· Проводить на территории Ростовской области различные международные мероприятия бизнес-тематики, а также в сфере культуры, образования и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Ростовская область делает значительный вклад в развитие внешнего сотрудничества как ЮФО, так и Российской Федерации в целом. Ростовская область в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества на сегодняшний день делает уверенные шаги, способствуя созданию и развитию кросскультурных и экономических связей с иностранными государствами и их регионами. Хочется отметить, что область показывает хорошие результаты в данной сфере, а так же показатели эффективность управленческого воздействия достаточно высоки, однако вектор развития задан и еще есть к чему стремиться.