Статья:

Специфика государственного управления в сфере международного сотрудничества регионов РФ на примере Ростовской области

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Ляхова Д.А. Специфика государственного управления в сфере международного сотрудничества регионов РФ на примере Ростовской области // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 9-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика государственного управления в сфере международного сотрудничества регионов РФ на примере Ростовской области

Ляхова Диана Алексеевна
студент, Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности регионов РФ, структура и особенности органов государственного управления в данной сфере. Помимо этого автор рассматривает управление между­народными связями в Ростовской области, выделяет приоритеты и направления его развития, а также способы достижения целей развития международного сотрудничества области.

 

Ключевые слова: международное сотрудничество; международные связи регионов; государственное управление в субъектах; международное сотрудничество Ростовской области.

 

На сегодняшний день на международной арене сложилась довольно сложная политическая обстановка, требующая более качественного и эффективного вмешательства в работу регионов по вопросам международного сотрудничества. Представляет особый интерес повы­шение результативности государственного управления в субъектах РФ по координации международных, а также внешнеэкономических связей. Работа по содействию поддержанию и развитию международных контактов субъектов Российской Федерации в научно-технической, культурной, экономической областях, а также в сфере образования является одним из приоритетных направлений внешней политики нашей страны.

Ключевыми задачами, которые стоят перед властями регионов в области международного сотрудничества являются:

· создание благоприятных внешних и внутренних условий, необходимых для реализации субъектами РФ права на осуществление внешнеэкономических и международных связей при обеспечении единого внешнеполитического суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

· способствование использованию международных и внеэконо­мических отношений субъектов и муниципалитетов РФ с целью обеспечения как внешнеполитических, так и внешнеэкономических интересов РФ на международной арене;

· развитие международного, кросскультурного и внешнеэкономи­ческого сотрудничества на уровнях регионов и муниципалитетов, как инструмента для формирования добрососедства с зарубежными государствами и их регионами;

· разработка и реализация региональных программ поддержки граждан РФ, которые проживают рубежом, привлечение регионов к реализации совместных мероприятий в данной сфере;

· содействие в развитии экономических и кросскультурных связей российских городов и муниципальных образований с их зарубежными партнерами, применение актуального зарубежного опыта [2].

Государственные органы субъектов РФ, которые осуществляют управленческие функции в сфере как международного так и внешне­экономического сотрудничества, являются исполнительными органами государственной власти уровня субъектов РФ. В условиях российского федерализма в регионах действуют различные модели государственного управления. В некоторых регионах вышеназванные функции выполняет отдельный государственный орган отраслевой компетенции, где также возможно наделение отдельного государственного органа полномочиями в ряде сфер, в число которых входит и осуществление международных связей. Существует и такая модель управления, как отдельная функция определенного государственного органа, или же на государственный орган отраслевой компетенции возлагаются помимо основных его функций – полномочия по осуществлению международной деятельности.

Разновидностью последней модели можно признать действующую систему управления в ряде регионов, когда на государственные органы, реализующие полномочия в сфере экономической деятельности, возложены в числе прочих функции осуществления координации в сфере международных и внешнеэкономических связей [3].

В структуре управления в соответствующих государственных органах субъектов РФ чаще всего проявляется внешнеэкономическая направленность. Помимо этого, что касается модели и структуры управления международными связями в Ростовской области, то она представлена таким государственным органом отраслевой компетенции, как Министерство экономического развития области. Данный орган в своей структуре содержит Управление международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности.

Государственные органы в субъектах Российской Федерации, которые наделены полномочиями управления в области координации международных и внешнеэкономических связей, действуют в рамках той компетенции, которая определена на региональном уровне и в соответствии с нормативно-правовыми актами этих субъектов.

Ростовская область же осуществляет свою международную деятельность в соответствии с такими нормативно-правовыми актами, как Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О коорди­нации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Ключевыми направлениями политики области в сфере между­народной и внешнеэкономической деятельности являются такие как:

· укрепление и развитие экономических и гуманитарных связей в рамках приграничного сотрудничества, а так же расширение парт­нерских отношений с государствами СНГ;

· сотрудничество и партнерство с государствами дальнего зарубежья;

· расширение и поддержание связей с дипломатическими представительствами, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ, работа с российскими учреждениями за границей, международными финансовыми и общественными организациями;

· внешнеэкономическая деятельность и работа по привлечению иностранных инвестиций в экономику области. [1]

Основными инструментами, обеспечивающими развитие между­народных и межрегиональных отношений, являются международные и межрегиональные соглашения и договоры о сотрудничестве, а так же публичные мероприятия. К примеру, визиты представителей различных дипломатических миссий и бизнес-партнеров, представителей иностран­ных государств, так же это и визиты делегаций субъектов Российской Федерации, в международных и кросскультурных выставках и форумах, которые имеют межотраслевой характер.

Эффективность использования вышеназванных инструментов напрямую зависит от содержательного наполнения реализации данных мероприятий и соглашений о сотрудничестве, которое формируется на основании внесенных отраслевыми органами исполнительной власти Ростовской области предложений. Управлением предпринимаются меры по совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области в сфере международного и межрегионального сотрудничества.

Внешнеэкономическое и международное сотрудничество Ростовской области играет ключевую роль, как в социально-экономи­ческом развитии, так и в укреплении позиций региона в качестве сильного управленческого и контактного центра Юга России и части Центрально-черноземного региона, а также приграничных территорий СНГ. В связи с этим, Правительство Ростовской области сегодня уделяет особое внимание совершенствованию и развитию международных связей области в различных сферах, о чем свидетельствует тенденция постоянного роста числа государств-партнеров региона.

Безусловно, российские регионы своей активной деятельностью создают систематическую основу для международных связей Российской Федерации. Следовательно, необходимость измерения качества государ­ственного управления требует наличия определенных четких критериев, норм и индикаторов оценки эффективности деятельности государствен­ных органов и должностных лиц в данной сфере.

В некоторых субъектах РФ уже предложены критерии оценки эффективности государственных органов, осуществляющих коорди­нацию международных и внешнеэкономических связей регионов: это, к примеру, объемы внешнеторгового оборота и выполнения запланированных мероприятий, а также количество заключенных соглашений и договоров. Однако количественные показатели не могут в полной мере демонстрировать эффективность управления. В условиях когда проводится политика импортозамещения, показатели импорта как ожидается должны снижаться, а соответственно, и количество заключаемых соглашений. Значение количественных показателей конечно же весомо, но хотелось бы обратить внимание на критерии эффективности управляющего воздействия, которые предложил Е.В. Охотский. К ним относятся такие показатели, как степень соответствия полученных результатов полномочиям соответствующих государственных органов; легальность принимаемых решений; реаль­ность управляющего воздействия; социальная направленность управлен­ческих актов и действий, степень отражения в них потребностей, запросов и потребностей граждан [4].

В заключении можно выделить ряд приоритетных направлений развития международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности Ростовской области:

· создание и совершенствование правовых и организационных условий для развития международног, кросскультурного и внешнеэконо­мического сотрудничества, а также активизации внешнеэкономической деятельности организаций Ростовской области;

· приоритетное развитие ВЭД основополагающего фактора ргионального экономического роста, который, в свою очередь, обеспе­чивает усиление конкурентоспособности Ростовской области на мировом рынке инновационных и интеллектуальных услуг, новейших технологий, сырья и продовольствия;

· формирование системы информационного и консультационного обеспечения существующих и потенциальных организаций-патнеров по экспорту Ростовской области;

· увеличение экспортной доли в структуре внешнеторгового оборота в целом и, прежде всего, доли экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

· создание достойного имиджа региона за рубежом;

· усовершенствование системы защиты местной промышленности в процессе интеграции региональной и мировой экономики;

· создание на территории Ростовской области институтов международных отношений в экономической, предпринимательской, социо-культурной, образовательной и других сферах.

На основании данных направлений можно сформулировать ряд мероприятий, которые поспособствуют решению вышеперечисленных целей и задач Ростовской области по вопросам реализации международного сотрудничества, повышению его эффективности и результативности:

· Разработать и актуализировать систему стратегических документов, направленных на развитие международных отношений и внешнеэкономической деятельности;

· Активизировать деятельность по открытию в городе Ростове‑на-Дону торговых представительств и отделений посольств зарубежных государств, а также визовых центров, что весьма облегчит установление прямых деловых контактов, увеличит приток иностранных инвестиций и количество совершенных экспортно-импортных торговых соглашений;

· С учетом мнения участников ВЭД Ростовской области поспособствовать разработке экономически-привлекательного для зарубежных партнеров порядка процедуры таможенного транзита внешнеторговых грузов из зарубежных стран, таможенного сопро­вождения на основе использования современных информационных и контрольно-навигационных технологий.

· Разработать механизм и расширить практику обратной связи между участниками ВЭД (прежде всего средние и малые предприятия) и ФТС РФ по различным проблемам ВЭД. Ввести в постоянно действующую практику проведение прямого диалога между таможен­ными органами и предпринимательским сообществом.

· Проводить на территории Ростовской области различные между­народные мероприятия бизнес-тематики, а также в сфере культуры, образования и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Ростовская область делает значительный вклад в развитие внешнего сотрудничества как ЮФО, так и Российской Федерации в целом. Ростовская область в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества на сегодняшний день делает уверенные шаги, способствуя созданию и развитию кросскультурных и экономических связей с иностранными государствами и их регионами. Хочется отметить, что область показывает хорошие результаты в данной сфере, а так же показатели эффективность управленческого воздействия достаточно высоки, однако вектор развития задан и еще есть к чему стремиться.

 

Список литературы:
1. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года // В редакции постановления Законодательного Собрания Ростовской области от 24.11.2011 № 1752.
2. Международное и межрегиональное сотрудничество Ростовской области (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=124053&mid=128713&itemId=126650 (Дата обращения: 06.06.2018). 
3. Логвинова И.В. Государственное управление в сфере координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации / И.В.Логвинова // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 11. - С.1149-1156.
4. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. - М.: Издательство "Юрайт", 2013. - 701 с.