Статья:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические институты, процессы и технологии

Выходные данные
Крицкая А.А., Ляхова Д.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(56). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 9-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Крицкая Анна Александровна
канд. полит. наук, доцент кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы РФ, г. Ростов-на-Дону
Ляхова Диана Алексеевна
студент, Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

PROBLEMS AND PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF STATE HUMAN RESOURCES POLICY AT THE REGIONAL LEVEL (THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

 

Anna Kritskaya

Candidate of political sciences, Associate Professor of political science and ethnic policy, South-Russian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russian, Rostov-on-Don

Diana Lyakhova

Student, South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В рамках статьи автором рассматривается вопрос о проведении государственной кадровой политики на территории субъекта Российской Федерации на примере Ростовской области. В статье рассматриваются основные направления региональной кадровой политики Ростовской области и ее ключевые направления развития. Также в статье определены ключевые проблемы реализации кадровой политики на территории Ростовской области, включая недостаточный уровень профессиональной подготовки государственных служащих, вопросы стимулирования деятельности государственных служащих, а также имидж государственного служащего в современной России.

Abstract. In the framework of the article the author considers the issue of conducting state personnel policy on the territory of the subject of the Russian Federation on the example of  Rostov region. The article considers the main directions of the regional personnel policy of the Rostov region and its key areas of development. The article also identifies key problems of implementation of personnel policy in the Rostov region, including insufficient level of professional training of civil servants, issues of incentives for civil servants, as well as the image of a civil servant in modern Russia.

 

Ключевые слова: государственная кадровая политика; региональная кадровая политика; государственная служба; муниципальная служба; государственный служащий; кадры.

Keywords: state personnel policy; regional personnel policy; public service; municipal service; civil servant; human resources.

 

Государственная кадровая политика выступает важнейшей составной частью общей государственной политики в Российской Федерации. Ее ключевое значение для развития государства продиктовано потребностью государственных и муниципальных органов власти в высококвалифицированных специалистах, способных эффективно и с должным уровнем профессионализма реализовывать основные цели и задачи государственной политики как в России в целом, так и в отдельных ее субъектах и муниципальных образованиях.

Само понятие государственной кадровой политики включает в себя деятельность по поиску и рациональному использованию профессиональных кадров в рамках работы государственного аппарата Российской Федерации [1, c. 1]. Отметим, что на сегодняшний день в России наметилась тенденция к постепенной модернизации государственной кадровой политики, что связано с общими изменениями в рамках государственной политики Российской Федерации.

Текущая система набора, обучения и использования государственных кадров не всегда оказывается готова к тем профессиональным вызовам, которые бросает ей государство и современное общество.

Особенно остро вопрос о модернизации государственной кадровой политики стоит «на местах» в различных субъектах Российской Федерации. В рамках данного исследования мы рассмотрим основные направления государственной кадровой политики в Ростовской области, выделим ключевые проблемы и перспективы ее дальнейшего развития.

В первую очередь необходимо отметить, что за последние двадцать лет число государственных и муниципальных служащих в Ростовской области заметно увеличилось (график увеличения числа сотрудников государственных и муниципальных органов представлен на рисунке 1).

При этом указанная тенденция продолжает набирать обороты.

 

Рисунок 1. Численность работников государственных и муниципальных органов Ростовской области [2]

 

Отметим, что вопросы развития государственной кадровой политики в Ростовской области обозначены в рамках Государственной программы Ростовской области «Региональная политика», которая рассчитана на 2019 – 2030 годы. Двумя подпрограммами в рамках данной государственной программы выступают модернизация системы государственной гражданской службы в Ростовской области, а также модернизация муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области. В рамках указанной государственной программы выделены основные проблемные зоны государственной кадровой политики в Ростовской области, которые включают в себя:

1. Общий низкий уровень доверия граждан к работе государственных и муниципальных служащих. Одним из ключевых направлений региональной государственной кадровой политики выступает повышение престижа государственной и муниципальной службы в целях привлечения высококвалифицированных кадров, а также улучшения отношения населения к государственному и муниципальному аппарату.

Так к примеру, в 2019 году Правительством Ростовской области было проведено шесть социологических исследований в области выявления общественного отношения к деятельности государственных и муниципальных органов власти Ростовской области [3]. На основании указанных исследований власти Ростовской области принимают решение о дальнейших направлениях развития кадровой политики.

На наш взгляд, не менее важным способом повышения уровня доверия населения государственным и муниципальным органом является повышение уровня информированности о деятельности таких органов. В рамках реализации государственной программы «Региональная политика» должны быть предусмотрены меры по обеспечению гласности и открытости деятельности органов государственной и муниципальной власти. Представляется необходимым дальнейшее развитие интернет-порталов государственных и муниципальных органов Ростовской области по примеру развития официального портала Правительства Ростовской области.

2. Необходимость повышения профессионализма и уровня компетенции сотрудников государственных и муниципальных органов Ростовской области. Низкий уровень профессиональной компетенции сотрудников государственных и муниципальных органов может послужить причиной серьезных нарушений в работе государственного и муниципального аппарата, поэтому повышение профессиональной компетенции сотрудников и их профессиональное обучение выступает одним из ключевых направлений государственной кадровой политики в Ростовской области.

В рамках проводимых социологических исследований было выявлено, что на сегодняшний день большинство граждан Российской Федерации оценивают уровень кадрового состава государственной службы как «средний» [6, c. 431], что свидетельствует о необходимости дальнейшей работы с кадровым составом в целях повышения уровня эффективности их деятельности, а также уровня одобрения их деятельности со стороны населения Российской Федерации.

Отметим, что указанное направление имеет несколько самостоятельных задач:

- Обучение и профессиональная подготовка новых кадров для государственных и муниципальных органов. Для реализации указанной цели ведется тесное сотрудничество органов государственной и муниципальной власти Ростовской области с ВУЗами, осуществляющими подготовку по направлениям «государственное управление», «муниципальное управление», «юриспруденция» и т. д. Отметим, что именно в рамках государственных и региональных учебных заведений, осуществляющих подготовку по специальностям государственного и муниципального управления, возможна консолидация государственных финансовых средств, которые могут быть направлены на внедрение инновационных технологий обучения будущих сотрудников государственной и муниципальной службы [7, c. 8];

- Дополнительная профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Так, к примеру, за 2019 год 29 сотрудников органов местного самоуправления в Ростовской области прошли подготовку по курсу «Управление муниципальным образованием».

3. Необходимость модернизации самой системы управления государственными и муниципальными кадрами. Отметим, что в Ростовской области реализация государственной кадровой политики возложена на Управление по кадровой работе Правительства Ростовской области. В рамках своей деятельности Управление осуществляет организацию прохождения государственной гражданской службы в Правительстве Ростовской области, а также обеспечивает работу Губернатора Ростовской области по реализации направления государственной кадровой политики в рамках работы государственных и муниципальных органов власти области.

Отметим, что одним из важнейших этапов модернизации системы управления государственными и муниципальными кадрами в Ростовской области стало внедрение информационной системы «ПАРУС – кадры государственной службы». В рамках указанной информационной системы осуществляется мониторинг кадрового учета в органах государственной и муниципальной власти.

Информационная система предлагает широкий спектр возможностей и позволяет вести реестр государственных и муниципальных служащих, учет их трудового стажа, учет наград и поощрений, учет и планирование по конкурсному отбору кандидатов на замещение должностей государственной и муниципальной службы [4]. 

Внедрение информационных технологий в процессы реализации государственной кадровой политики позволяют существенно упростить механизмы управления государственным и муниципальным аппаратом, а также делают возможным более эффективное информирование населения о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Стоит отметить, что в рамках региональной кадровой политики Ростовской области также проводятся стимулирующие мероприятия по награждению лучших сотрудников государственных и муниципальных органов, что положительно влияет на престиж работы государственного и муниципального служащего.

Говоря о региональной кадровой политики Ростовской области нельзя не упомянуть тот факт, что ряд инициатив в указанной сфере был удостоен звания «Лучшие кадровые практики в системе государственного и муниципального управления». Так в 2018 году, Ростовская область была награждена за разработку видеокурсов для муниципальных служащих по вопросам местного значения [5].

Подводя итог вышесказанному отметим, что в настоящее время основными перспективами региональной кадровой политики в Российской Федерации являются:

- цифровизация и информатизация государственной и муниципальной службы;

- повышение общего уровня престижа государственной и муниципальной службы;

- развитие систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров для государственной и муниципальной службы.

Региональная кадровая политика играет большое значение в рамках формирования единой эффективной системы государственной и муниципальной службы.

Ее реформирование позволит существенно улучшить качество работы государственных и муниципальных служащих, а также повысит уровень доверия населения к государственным и муниципальным структурам.

Именно от эффективности функционирования системы государственной и муниципальной службы зависит общая эффективность проводимой государственной политики как в регионах, так и в отдельных муниципальных образованиях, поэтому ее модернизация должна оставаться приоритетным направлением развития современной Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Тонян М.Н., Сычанина С.Н. Сущность государственной кадровой политики и ее цели // Экономика и бизнес: теория и практика – 2019 – С. 1 – 4.
2. Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/11191 (дата обращения: 19.07.2021).
3. Отчет о реализации государственной программы Ростовской области «Региональная политика» за 2019 год // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https://www.donland.ru/result-report/650/ (дата обращения: 19.07.2021).
4. ПАРУС – Управление кадрами государственной гражданской службы // АСБК. Информационные системы и технологии. URL: https://asbc.ru/catalog/parus-kadr-81757198668416328/ (дата обращения: 19.07.2021).
5. Кадровые практики 2018 года // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/17/1/2018 (дата обращения: 19.07.2021).
6. Крицкая А. А., Шлеверда И. Н. Имидж как репрезентация государственной кадровой политики: аспект национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2015. № 3. – С. 430 – 435. 
7. Крицкая А.А., Алейникова Ю.О., Гордеева Е.А. Проблемы и перспективы реализации государственной кадровой политики в муниципальных образованиях современной России // Colloquium-journal. 2019. № 22 (46) – С. 8 – 10.