Статья:

Развитие публичной дипломатии между РФ и странами ЕС в условиях пандемии

Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Шишеня А.А., Парастатов С.В. Развитие публичной дипломатии между РФ и странами ЕС в условиях пандемии // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(53). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие публичной дипломатии между РФ и странами ЕС в условиях пандемии

Шишеня Анастасия Алексеевна
магистрант Пятигорского государственного университета, РФ, г. Пятигорск
Парастатов Ставрис Витальевич
профессор кафедры международных отношений, политологии и мировой экономики ИМОЮ Пятигорского государственного университета, РФ, г. Пятигорск

 

Стремительное распространение коронавируса и меры, предпринятые правительствами, привели к определенным последствиям для экономики, финансов и в целом к разбалансировке очень многих моментов текущей европейской и российской жизни, в том числе политической.

С началом пандемии взаимодействие России и стран Европейского союза в науке, культуре, образовании получило совершенно новые, неожиданные векторы развития.

Так, в области науки произошла переориентация и переход на онлайн-кооперации.

Активизировалось использование цифровых платформ, во многих институтах стал шире использоваться онлайн доступ к данным, публикациям, инфраструктуре.

Пандемия стала стимулом к развитию всего того, что называется «открытой наукой» – платформ, где собраны данные, наблюдений, экспериментов, открыт доступ к публикациям.

В условиях пандемии расширилась международная кооперация в вопросах образования. В рамках межуниверситетского сотрудничества в период пандемии увеличилось количество круглых столов и конференций в онлайн-формате. Одним из важнейших направлений работы российских культурных центров в Европе являются курсы русского языка, где в стационарном режиме обучаются 19 тысяч человек. Учебный процесс по многих центрах в Бельгии, во Франции, Германии перешел на онлайн-формат, и перешел достаточно успешно. То же самое можно сказать о подготовке и переподготовке специалистов.

Это около 6 тысяч преподавателей русского языка и литературы: около 3 тысяч из них готовились очно и еще около 3 тысяч – заочно [6]. В 2020 году все преподаватели до конца года проходили подготовку и переподготовку в онлайн режиме.

Взаимодействие на фоне образования в целом – это очень серьезный инструмент публичной дипломатии.

В последние годы намечается очень большой интерес в развитии отношений с европейскими странами в сфере научной дипломатии.

У России в этом направлении есть существенный потенциал, который важно развивать. Студентов из стран ЕС в Россию приезжает все больше, их интересы заключаются в изучении русского языка, в получении медицинских и творческих профессий. Так, в 2016 г. только из трех стран ЕС (Германии, Италии и Франции) в России училось 3,5 тысячи студентов [3]. При этом в условиях пандемии Россия столкнулась с достаточно сложным моментом: большое количество иностранных студентов, которые обучаются в Российской Федерации, не смогли по разным причинам или не пожелали покинуть Российскую Федерацию.

Это стало очень серьезным вызовом для системы, потому что многие студенты остались без средств к существованию.

Система медицинской помощи подверглась достаточно сильному напряжению, сфера быта и обслуживания претерпела очень серьезные изменения, в связи с тем, что многие предприятия были остановлены, как во многих странах.

И задача РФ заключалась в том, чтобы студенты не попали в некомфортную для себя ситуацию и максимально безболезненно пережили период, когда многие предприятия были закрыты. Как и российские граждане, иностранные граждане стран ЕС автоматически оказались на изоляции. И здесь очень хорошо проявили себя и российские университеты, которые поддержали иностранных студентов, и региональные власти, которые тоже обратили внимание на их сложную ситуацию. Несмотря на все трудности, которые возникали у них самих, они включились в эту деятельность: обеспечивали общежитием, хорошим интернетом, помогали в поиске подработки [4]. Тем не менее не все проблемы были преодолены, найти их решение еще предстоит – в частности, новая волна коронавируса осенью повлияла на то, что около трети иностранных студентов не смогли въехать в РФ для продолжения обучения в новом учебном году. Предлагаемый университетами выход (академический отпуск) для многих студентов не стал приемлемым решением, что спровоцировало перевод некоторых студентов в вузы других стран [8].

Пандемия и изоляция оказали огромное влияние и на культуру. Они способствовали тому, что культурные программы начали проводиться в виртуальном пространстве. Например, за 3 месяца пандемии спектакли Мариинского театра посмотрели 72 миллиона зрителей. Аналогичная ситуация отмечалась и сотрудниками Большого театра, то же самое можно сказать и о музеях, и о других культурных институтах. Страны ЕС стремятся открыть виртуальный доступ к российским и европейским достижениям для ценителей культуры обеих сторон. Так, во Франции проводились такие онлайн-выставки, как «Звезды французского комикса в России» [5], онлайн-фестивали французского кино[1], кинопоказов русского кино во Франции «Вечера российского кино в Бордо» и др. [2].

Один из важнейших уроков, которые можно вынести из текущей ситуации, заключается в ценности коллективного взаимодействия.

Коллективное взаимодействие – это основа для решения любых серьезных вызовов, которые возникают перед как перед РФ, так и перед государствами ЕС. И здесь публичная дипломатия играет огромную роль.

Коронавирус дал возможность продемонстрировать, что и Россия, и европейские страны – больше чем отдельные семьи, местные сообщества или государства-нации, в противостоянии общей беде появилось чувство солидарности в широком смысле.

Так, Россия стала одной из тех стран, кто активно оказывает гуманитарную и медицинскую помощь в другие страны, которые серьезнее других пострадали от эпидемии. В Европе российскую помощь получили Босния и Герцеговина (Республика Сербская), Италия, Молдавия и Сербия [1, c. 7]. Весной 2020 г. Россия отправила наиболее масштабную помощь в итальянскую Ломбардию, где произошла одна из крупнейших вспышек коронавируса в Европе.

Для России очень полезным стал опыт, приобретенный российскими военными в ходе гуманитарной операции в Италии, что было отмечено Минобороны России [7].

К сожалению, это опыт не во всем был положителен. В отношении России в связи с осуществлением российскими военными гуманитарной помощи Италии в СМИ и социальных сетях публиковались обвинения в лицемерии и даже в оккупации, как это было в случае с Италией. В большинстве случаев солидарность и публичная дипломатия в разных ее проявлениях были приняты лишь в тех странах, где эти понятия уже укоренились.

Если говорить о государствах, решающих определенные геополитические проблемы, то в них по большей части проявления солидарности были расценены в политических кругах и в СМИ как ловушка, обман, мошенничество.

Однако даже такой негативный опыт не значит, что России следует в будущем прекратить усилия в этом направлении.

Это скорее значит, что российские политики должны решительнее использовать публичную дипломатию и обращаться к солидарности народов, как это было раньше на протяжении долгих лет. За последние тридцать лет, а то и больше, политический и экономический неолиберализм оказал негативное влияние на взаимодействие людей и отношения народов и государств.

Важно усвоить уроки мировой пандемии и научиться отличать пропаганду от солидарности, искренние чувства и чистые намерения от политики и действий, которые можно расценивать как оккупацию, лицемерие или обман.

В условиях пандемии публичная дипломатия становится ещё важнее, чем раньше, а в постпандемийном мире она должна измениться, стать более ориентированной на практику и поиск взаимовыгодных решений, чем в прошлом.

 

Список литературы:
1. Myfrenchfilmfestival.com: 11-й выпуск первого онлайн-фестиваля французского кино. URL: https://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/myfrenchfilmfestivalcom-11-y-vypusk-pervogo-onlayn-festivalya-francuzskogo-kino
2. Вечера российского кино в Бордо входят в открытый космос кинофестиваля онлайн. URL: https://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/vechera-rossiyskogo-kino-v-bordo
3. Иностранные студенты в России: кто и зачем приезжает в страну. URL: https://www.ucheba.ru/article/2895 (дата обращения: 22.01.21)
4. Как продолжают учиться (и самоизолироваться) иностранные студенты ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/news/edu/356587552.html (дата обращения: 22.01.21)
5. Онлайн-выставка «Звезды французского комикса в России». URL: https://www.institutfrancais.ru/ru/moskva/onlayn-vystavka-zvezdy-francuzskogo-komiksa-v-rossii
6. Публичная дипломатия в мире после пандемии. URL: https://globalaffairs.ru/articles/diplomatiya-v-mire-posle/ (дата обращения: 22.01.21)
7. Сегодня завершается гуманитарная операция Минобороны России по оказанию помощи Италии в борьбе с распространением коронавирусной инфекции. URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12292584@egNews(дата обращения: 22.01.21)
8. Учеба — для русских. Иностранным студентам закрыли въезд в Россию. Они начинают переводиться в вузы других стран. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/09/15/87099-znaniya-dlya-russkih(дата обращения: 22.01.21)
9. Шакиров O.И., Петросян М. К, Соловьев Д.Б. Гуманитарная помощь против коронавируса. Кому и как помогала Россия во время пандемии COVID-19? – — М.: ЦПУР, 2020. — С. 7.