Особенности становления основных течений современного феминизма
Секция: Политическая культура и идеологии
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Особенности становления основных течений современного феминизма
FEATURES OF FORMATION OF THE MAJOR CURRENTS OF MODERN FEMINISM
Olga Glebova
student, Omsk state University F. M. Dostoevsky, Russia, Omsk
Аннотация. Статья посвящена исследованию традиционных феминистских течений, исторических предпосылок их возникновения, выявлению особенностей основных направлений современного феминизма.
Abstract. The article is devoted to the study of traditional feminist trends, historical background of their occurrence, the identification of the main features of modern feminism.
Ключевые слова: марксистский феминизм; социалистический феминизм; радикальный феминизм; либеральный феминизм; женщина; гендерное неравенство; феминизм; женское движение.
Keywords: marxist feminism; socialist feminism; radical feminism; liberal feminism; woman; gender inequality; feminism; women's movement.
Традиционные феминистские теории и концепции начали формироваться еще в первую волну, но приобрели системный вид и утвердились в рамках второго этапа феминизма. В целом, если рассматривать возможность появления единой теории освобождения для женщин, то она минимальна, или вовсе невозможна, потому что направления феминизма имеют отличительные друг от друга особенности по географическому и идеологическому критериям, методам и направленности действий.
Первое течение, к которому мы обратимся, будет «либеральным», и его возрождение в период второго этапа феминизма обычно связывают с опубликованием книги Б. Фридан «Мистика женственности», в которой писательница подняла проблему гендерного неравенства в американском обществе [3, с. 36]. Через несколько лет в США была создана Национальная организация женщин, представители которой добивались запрета на законодательном уровне дискриминации по признаку пола в социально-экономической сфере. Либеральные феминистки занимались отстаиванием прав на получение образования, социальную поддержку государства в воспитании детей, утверждали необходимость принципа равенства в ведении домашнего хозяйства, которое включало бы в себя равное распределение обязанностей между супругами [1, с. 64]. Исследование либерального течения феминизма показало: феминистки данного направления верят в то, что женское подчинение укоренилось в ряде обычаев и правовых ограничений, которые затрудняют для женщин доступ к достижению успеха в общественной жизни, и в отличие от радикальных феминисток, которые находят истоки угнетения женщин в патриархальных гендерных отношениях, либеральные феминистки исследуют правовые системы и считают, что равные права между мужчинами и женщинами можно установить лишь посредством реформирования законодательства [4].
Феминистки уже другого течения (марксистского) фокусируют свое внимание на двух элементах: угнетение женщин через капиталистическую систему производства и через частную собственность. Они проводят аналогию между гендерным притеснением и классовым, а отношения между мужчинами и женщинами рассматривают в контексте отношений между пролетариатом и буржуазией.
Как писала А. Коллонтай, причины эксплуатации и зависимости пролетариата и женщины между собой имеют сходства, а это значит, что способ освобождения можно выделить один – классовая борьба под руководством рабочей партии. Из этого следует, что участие женщин в классовой борьбе объявлялось дорогой к эмансипации [5, с. 82]. Марксистские феминистки, анализируя частную сферу, указывали и на ограниченность женской роли в семье, так как производимые продукты и услуги не имеют обменную стоимость. В целом, женская работа обществом не признается и не рассматривается как «настоящая», поскольку за нее женщины не получают денег. Поэтому, само отождествление женщины с домом и бытом придает ее труду в секторе производства скорее вторичный, чем первичный статус, а работа домохозяек может рассматриваться как домашнее рабство, сформированное из двух элементов – личного служения мужчине как хозяину дома и семьи и неоплачиваемую экономическую службу обществу. Представительницы марксистского направления феминизма рассматривают частную собственность как корень женской дискриминации, и способом освобождения женщин они видят исключительно в революционном уничтожении капитализма. Распространение капиталистических идей, стремительный процесс индустриализации, изменчивость семейных структур и отход от стандартных экономических ролей породили не только либеральный и марксистский, но также и социалистический феминизм [3, с. 37]. В рамках социалистической феминистской теории основные причины дискриминации в отношении женщин также рассматриваются в контексте образования частной собственности и классовой структуры общества. Женщины не могут быть свободными личностями, потому что они финансово зависят от мужчин, поэтому экономическая зависимость для социалистических феминисток представляется движущей силой женского подчинения мужскому полу. А. Бебель в работе «Женщина и социализм» указывал на то, что женское угнетение является следствием развития капиталистического общества, на смену которому в результате революции должно прийти социалистическое. Только при таком исходе женщины будут эмансипированы, так как государство возьмет на себя заботу о воспитании детей и снимет с женских плеч тяжесть домашнего труда. Получается, что единственный выход освобождения человека от классового гнета феминистки видят в социалистической революции, свершить которую должен пролетариат. Проанализировав основные идеи феминисток-социалисток, мы можем утвердить, что, как и патриархат, так и капитализм – взаимно укрепляющиеся и поддерживающие друг друга механизмы, создающие формы женского угнетения.
Сторонники радикального течения феминизма считают угнетение женщин самой фундаментальной и универсальной формой подавления, а в основе самой радикальной феминистской мысли лежит исследование патриархального уклада общества как способа эксплуатации женщины и проявления подавления со стороны мужчины. Наибольшую теоретическую важность в рамках данного направления внесла Кейт Миллет, так как именно ей в работе «Сексуальная политика» было сформировано понятие «патриархат». Для нее основным институтом патриархата является семья, и радикальные феминистки пришли к соглашению, что, вопреки предположениям общепринятой политической теории, семья действительно является основной частью властной структуры общества; будучи таковой, она поддерживает патриархальную власть в «общественном» мире, поэтому и сама является источником угнетения женщин [2, с. 192].
О роли женщины в семье и браке писали и другие феминистки. Например, Кристин Делфи рассматривала брак как трудовой договор или, другими словами, контракт, посредством которого мужчина эксплуатирует женский труд. Из-за того что большинство женщин выполняют домашнюю работу, которая является неоплачиваемой, они находятся в неравном положении с мужским полом на рынке труда, а брак продолжают воспринимать как единственную жизнеспособную экономическую возможность. Из этого следует, что фундаментом брака не является взаимная поддержка супругов, уважение и любовь. Для представительниц радикального феминистского течения семья представляется как общественный институт, в котором эксплуатируется женский труд, где сексуальная мужская власть может выражаться в виде насилия и где усваиваются деспотические модели поведения и гендерные образцы для подражания, поэтому необходимо радикальным путем обновить и переустроить общество. Радикальные феминистки заключают, что женщины смогут освободиться и перестать чувствовать себя угнетенными только тогда, когда патриархальная система будет разрушена, ведь именно эта властная структура является причиной неравенства и подавления, и пока она существует в обществе, никакие социально-политические реформы невозможны в разрешении данного вопроса.
Конечно, современная феминистская теория, как и прежде, продолжает оставаться продуктом западной мысли, но, не смотря на это, она находит своих сторонников в разных уголках мира, которые стараются ее дополнять исходя уже из собственного опыта и своих национальных и исторических традиций. Таким образом, люди пытаются приблизиться к феминистской культуре, а это в свою очередь приводит к возникновению новых направлений и подходов к осмыслению женской природы, что дает феминистской теории импульс к дальнейшему развитию.