Статья:

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политическая регионалистика. Этнополитика.

Выходные данные
Монгуш А.К. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(65). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 15-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Монгуш Алик Кертик-Оолович
магистрант Сибирского института управления-филиал РАНХиГС, РФ, г. Новосибирск

 

REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF LOCAL SELF-GOVERNMENT DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TYVA

 

Alik Mongush

Master's student Siberian Institute of Management-branch of RANEPA, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В настоящее время местное самоуправление в России в своем развитии вступает в новый этап реформирования. В данном процессе особая регулирующая роль отводится органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье рассматриваются особенности региональной государственной политики в сфере развития местного самоуправления в Республике Тыва.

Аbstract. Currently, local self-government in Russia is entering a new stage of reform in its development. In this process, a special regulatory role is assigned to the state authorities of the constituent entities of the Russian Federation. The article discusses the features of regional state policy in the field of local self-government development in the Republic of Tyva.

 

Ключевые слова: региональная политика; местное самоуправление.

Keywords: regional policy; local self-government

 

В Республике Тыва сложилась особая система местного самоуправления (далее - МСУ), которая обусловлена специфическими историческими, географическими, социально-политическими и национально-культурными условиями. Собственные обычаи и традиции, сформировавшиеся на протяжении веков в Тыве, со временем трансформировались и сложились в систему правовых норм.

Для Республики Тыва выделяются характерные особенности организации местного самоуправления, выражающиеся в названии представительных органов местного самоуправления, которые именуются Хуралами представителей, и современной территориальной организации МСУ в Республике Тыва, основанной на элементах кожунно-сумонной системы управления [2, с. 9], возникшей в начале XX в. В качестве национально обусловленных характеристик МСУ можно выделить клановость населения по родственным связям, которая сохраняется в республике и на современном этапе. Данный фактор оказывает существенное влияние и локальные политические режимы, сформировавшиеся в муниципальных образованиях в постсоветский период.

Численность населения республики по данным Росстата по состоянию на 01.01.2022 составляет 332609 чел [10]. Доля городского населения в Республике Тыва неуклонно растет и в 2020 году составила 53,45 % (в 2016 году – 43,8 %). В рамках муниципального устройства в границах административно-территориальных единиц Республики Тыва образованы следующие типы муниципальных образований: 2 городских округа (столица республики город Кызыл и город Ак-Довурак) и 17 муниципальных районов (кожуунов). Муниципальные районы включают 4 городских поселения и 120 сельских поселений (сумонов).

Сельские муниципальные образования осуществляют свою деятельность на территориях с низкой плотностью населения, из них восемь – в отдалённых и труднодоступных местностях. К территориям с высокой плотностью населения относятся городские округа и городские поселения. Как и в ряде других субъектов РФ подавляющее число муниципальных образований региона являются дотационными.

При рассмотрении осуществления местного самоуправления в Республике Тыва немаловажным является то, что в отдельных муниципальных районах органы МСУ осуществляют свою деятельность в приграничных с Монголией территориях. Их деятельность усложняется в связи с организацией международного сотрудничества и приграничного пропускного режима. В таких муниципалитетах возникают проблемы в правовом регулировании обеспечения их компетенции в рамках приграничного сотрудничества [8, с. 132].

Исполнительные органы власти Республики Тыва, формируя государственную политику в сфере развития МСУ на территории региона, принимают системные управленческие меры, учитывающие вышеуказанные факторы и местные условия.

В организационном плане оперативное взаимодействие органов государственной власти субъекта РФ с органами МСУ обеспечивает Департамент по внутренней политике Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва (далее-Департамент). Основными функциями Департамента в части взаимодействия с органами МСУ являются:

  • анализ форм, методов работы органов МСУ, оказание руководителям органов МСУ практической и методологической помощи по вопросам совершенствования муниципального управления;
  • подготовка предложений по кандидатурам в члены конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя местной администрации муниципального района (городского округа);
  • подготовка предложений Главе Республики Тыва об отрешении от должности глав муниципальных образований и председателей местных администраций;
  • подготовка предложений Главе Республики Тыва о роспуске представительного органа муниципального образования;
  • осуществление взаимодействия с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Тыва» [1].

Региональная политика в Республике Тыва в целом развивается в русле и логике общероссийских трендов построения так называемой «единой системы публичной власти». Как и во многих других субъектах РФ с момента внесения ряда поправок в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] в 2014-2017 гг. органы власти республики выбрали приоритетной модель организации МСУ, использующую непрямые способы формирования главы муниципального образования. В соответствии с Законом Республики Тыва от 06 апреля 2005 года № 1237 ВХ-I «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва» [6] глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на четыре года. Исключением здесь является город Кызыл, где срок полномочий главы муниципального образования составляет пять лет.

В развитие обновленных в 2020 году положений ст. 131 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти могут участвовать в формировании органов МСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления, Приказом министерства образования и науки Республики Тыва от 03.09.2020 № 786-д утвержден Порядок согласования назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов местных администраций на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования [7].

Наблюдающийся отход от принципа организационной автономии местного самоуправления в муниципальных образованиях может в определенной мере компенсирован расширением участия населения в решении вопросов местного значения. Региональная власть республики в этом отношении акцентирует внимание на поддержке и развитии территориального общественного самоуправления (далее - ТОС). В 2020 году постановлением Правительства Республики Тыва утверждена «Концепция развития территориального общественного самоуправления в Республике Тыва до 2025 года» (далее - Концепция) [8]. Концепция представляет собой систему взглядов на ТОС в качестве одной из основных форм непосредственного участия населения в МСУ, и определяет его место и роль в развитии институтов гражданского общества на местном уровне, решении общественно значимых задач. Концепция определяет основные ориентиры для региональных органов власти Республики Тыва, органов МСУ по созданию условий для развития ТОС в республике и является основой для разработки правовых актов, организационных и методических документов, планов, программ, «дорожных карт» по развитию и поддержке ТОС [8].

В региональной политике в сфере развития МСУ участвует и Хурал Республики Тыва. Во-первых, региональным парламентом в тесном в взаимодействии с Правительство РТ очерчивается законодательное поле субъекта РФ, конкретизирующее особенности регулирования организации МСУ в муниципальных образованиях. Во-вторых, Хуралом осуществляется регулярное взаимодействие с представительными органами МСУ. Данное направление работы реализует Совет по взаимодействию Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва с представительными органами муниципальных образований. Следует отметить, что деятельность Совета имеет ярко выраженную партийную ангажированность. Так, по итогам заседания Совета по взаимодействию Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва с представительными органами муниципальных образований, проведенного 23 декабря 2020 года, руководителям фракций политической партии «Единая Россия» в местных представительных органах было рекомендовано обеспечить консолидированное голосование при принятии решений по правовым актам и кадровым вопросам, при котором фракцией до сессии принимается соответствующее решение [10]. Если рассматривать опыт других субъектов РФ, то деятельность подобного рода совещательных структур обычно носит внепартийный характер. Хотя, безусловно, доминирование представителей партии «Единая Россия» как в большинстве региональных парламентов, так и в муниципальных представительных органах власти, создает на практике больше возможностей и условий для политической монополизации при принятии решений в процессе законотворчества.

Подготовка и принятие закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [3] в ближайшей перспективе перед регионом ставит ряд стратегических задач, связанных с переходом на одноуровневую систему МСУ. В республике органам государственной власти во взаимодействии с органами МСУ необходимо совместно разрабатывать планы (дорожные карты) по преобразованию муниципальных районов (кожуунов) в муниципальные округа. И здесь, на наш взгляд, потребуется серьезная проработка вопроса по установлению границ новых муниципальных образований, отвечающих современным социально-экономическим реалиям развития территорий.

Следует отметить, что для присвоения муниципальному образованию статуса городского округа согласно проекту нового закона, требуется выполнение ряда условий. Городские округа «Город Кызыл» и «Город Ак-Довурак» Республики Тыва, например, не соответствуют критерию, устанавливающему размер площади городских населенных пунктов в муниципальном образовании. В данные муниципальные образования входят территории, не относящиеся к городским населенным пунктам и превышающие 2/3 от общей площади МО.

Если смотреть на перспективу, то в рамках процесса трансформации территориальных основ МСУ в муниципальных образованиях Республики Тыва повышается ответственность органов государственной власти субъекта и местной власти в выработке оптимальной конфигурации публично-властных структур, сбалансированного бюджетного устройства, а также в решении социальных и кадровых проблем на муниципальном уровне. 

 

Список литературы:
1. Департамент по внутренней политике Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва [Электронный ресурс]. –– URL: https://rtyva.ru/content/2084/32676/ (дата обращения: 01.06.2022).  
2. Дубровский, О.Н. Особенности развития местного самоуправления в Республике Тыва: теоретико-правовой анализ : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Дубровский Олег Николаевич; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. – Москва, 2010. – С. 9. (26 с.) 
3. Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [Электронный ресурс]: Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации / Система обеспечения законодательной деятельности. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8 (дата обращения: 01.06.2022).
4. О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва [Электронный ресурс]: закон Республики Тыва от 06 апреля 2005 года N 1237 ВХ-I. – URL: https://docs.cntd.ru/document/423978704 (дата обращения: 01.06.2022). 
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. – URL:  https://docs.cntd.ru/document/901876063 (дата обращения: 01.06.2022).
6. Об утверждении Концепции развития территориального общественного самоуправления в Республике Тыва до 2025 года [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Тыва от 17.04.2020 № 163. – URL:  https://docs.cntd.ru/document/570773068 (дата обращения: 01.06.2022).
7. Об утверждении порядка согласования назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования [Электронный ресурс]: приказ министерства образования и науки Республике Тыва от 03.09.2020 № 786-д. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/1701202009080001?type=pdf (дата обращения – 01.06.2022).
8. Ондар Н.А. Конституционное развитие местного самоуправления в Республике Тыва: история развития, анализ правовой базы и кадрового обеспечения // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2016. – №. 16. – С. 132. С. 132-137.
9. Протокол заседания Совета по взаимодействию Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва с представительными органами муниципальных образований от 23.12.2020 (г. Кызыл) [Электронный ресурс]. –– URL: http://www.khural.org/struct/sovete/153/  (дата обращения – 01.06.2022).
10. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Popul_Comp2022_site.xls (дата обращения: 01.06.2022).