Статья:

Современные политические коммуникации субъектов РФ в цифровой среде

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические институты, процессы и технологии

Выходные данные
Лакрышкина О.В. Современные политические коммуникации субъектов РФ в цифровой среде // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 15-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные политические коммуникации субъектов РФ в цифровой среде

Лакрышкина Ольга Викторовна
магистрант Алтайский государственный университет, РФ, г. Барнаул

 

MODERN POLITICAL COMMUNICATIONS OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

 

Olga Lakryshkina

Master's Student of Political Science, Altai State University, Russia, Barnaul

 

Аннотация. В условиях пандемии процессы политической коммуникации регионов России вынуждены развиваться в кратчайшие сроки, учитывая запуск национального проекта «Цифровое государственное управление» с ноября 2018 года. В статье рассматривается прогресс субъектов РФ в освоении цифровых инструментов управления и коммуникации, и проблемы, с которыми они сталкиваются.

Abstract. In the context of the pandemic, the processes of political communication in the Russian regions are forced to develop as soon as possible, given the launch of the national project "Digital Public Administration" in November 2018. The article discusses the progress of the constituent entities of the Russian Federation in the development of digital management and communication tools and the problems they face.

 

Ключевые слова: политические коммуникации; национальный проект; цифровая экономика; электронный документооборот.

Keywords: political communications; national project; digital economy; electronic document management.

 

Спустя два года после запуска национального проекта «Цифровая экономика» можно отметить значительное расширение числа российских пользователей в сети Интернет, в том числе и на удаленных территориях нашей страны. Это значит, что цифровая трансформация активно проникает в социально-экономическую среду регионов РФ и вовлекает население в социально-политический процесс. Среди актуальных потребностей для активных Интернет-пользователей – предоставление дистанционного доступа к услугам муниципального и регионального профиля. Напомним, среди показателей, демонстрирующих результаты национального проекта «Цифровое государственное управление» к 2024 году: 100% социально значимых объектов (органов государственной власти, органов местного самоуправления и др.) должны иметь доступ к сети Интернет; автоматизация 90% внутреннего и межведомственного юридически значимого документооборота; 100% соответствие приоритетных госуслуг целевой модели цифровой трансформации.

Региональные и муниципальные ведомства, ожидая распространения широкополосного доступа для граждан, наступательно занимаются развитием электронного документооборота и переносом актуальных сведений из бумажного формата в электронный. Данный проект требует больших временных и финансовых затрат (к примеру, в Алтайском крае на разработку нац. проекта было выделено 536 млн. рублей [2]), поэтому главной помощью и объединением федерального государственного реестра выступает проект Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации – Национальная система управления данными (НСУД), как часть федерального проекта «Цифровое государственное управление».

НСУД на сегодняшний день содержит в себе важный элемент для государственного управления – государственную автоматизированную систему «Управление» (ГАС «Управление»), обеспечивающую сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, аналитических данных, данных официальной государственной статистики, а также иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления [1]. Перспективой НСУД является централизация отчетности федеральных ведомств и значительное упрощение выгрузки работы по итогам проработки подвергшегося мониторингу направления. Если сегодня можно говорить об отчетах на уровне «Регион - Федеральное ведомство – Правительство», то в будущем коммуникация возможна как напрямую «Регион – Правительство», так и взаимодействие «Регион – Регион». Для этого был организован экспериментальный свод сведений о муниципальных образованиях с помощью системы ГАС «Управление», используя данные Роструда, ПФР, ЦИК России и другие. Итоги данного проекта в целом названы удовлетворительными.

Преимуществом прямого взаимодействия региона и федерального центра становится моментальная передача релевантной информации. Эта система подкрепит уже реализуемые антикоррупционные инструменты и поспособствует снижению бюрократической нагрузки органов государственной власти субъектов РФ. Как минимум, теперь запросы из смежных ведомств не будут включать в себя длительную процедуру обработки и сократят время на выработку решений. Оптимизация процесса обработки запросов сформирует положительную реакцию населения и решит проблему маршрутизации обращений.

Помимо разработки внутренней коммуникации, продолжается работа над инструментами сбора обратной связи от граждан РФ. С декабря 2020 года по поручению Президента России во всех регионах созданы центры управления регионом (ЦУР) [3]. Новые пункты мониторинга позволят быстро реагировать на сообщения граждан благодаря упрощенной платформе (обращения могут направляться как через социальные сети, так и через портал государственных услуг) и анализировать поступающую информацию для устранения возникающих проблем в регионе за короткий срок. Стоит отметить, что коммуникация между государственными органами и населением требует тщательной проработки, важно не только сформировать удобные платформы для взаимодействия (будь то официальные порталы с функцией обратной связи или телефоны горячей линии ведомств), но и сформировать положительный образ. На данный момент специалисты по работе с общественностью при органах государственной власти стараются моментально реагировать на комментарии, перенаправлять информацию в муниципальные органы и в онлайн-режиме демонстрировать все стадии решения проблемы. Как и с тотальным переходом на электронный документооборот, необходимо время для налаживания коммуникации с гражданами и их просвещение о деятельности конкретных ведомств (к вопросу оптимизации маршрутизации обращений, упомянутых ранее).

Проект «Цифровая экономка» подразумевает под собой в том числе подготовку кадров, в рамках «Цифрового государственного управления» так же необходимо подготовить государственных и муниципальных служащих по направлениям цифровой экономики. Благодаря проводимым мероприятиям, в Алтайском крае к 2021 году более 700 служащих прошли обучение по цифровой грамотности и более 200 человек повысили квалификацию по направлениям цифровой экономики. Пополнение кадрового резерва уже способствует увеличению предоставляемых региональных и муниципальных услуг в электронной форме. Число региональных услуг возросло до 51 и число муниципальных – до 20 [2]. Показателем работоспособности электронных форм обращения является возросшее число пользователей портала Госуслуг, увеличившееся в Алтайском крае в 2 раза по сравнению с 2018 годом.

По итогам пилотных цифровых проектов, реализуемых частично в ряде субъектов РФ, уже сформировалась потребность проработки нормативно-правовой базы, решающей вопросы процедуры передачи сведений в национальную систему управления данных таких ведомств, как Роструд, ЦИК России, Минюст России, ПФР, ФНС России и Минкультуры России. Теперь перед экспертами появилась задача решить, в каком виде и какие данные будут сохраняться в общем реестре. Вполне вероятно, когда пилотный проект НСУД расширится на большее число субъектов, возникнет необходимость регулирования коммуникаций между субъектами, определения полномочий смежных ведомств соседних регионов, для этого так же потребуется ряд законопроектов. Также, существует техническая проблема кодирования сведений из выгрузок баз указанных ведомств. Так, в ряде регионов сводные данные представлены без деления по муниципальным образованиям, что может значительно затруднить дальнейший аналитический процесс. Специалисты проекта НСУД отмечают необходимость использования кодов ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований) для идентификации муниципалитетов [1]. В связи с этим возникает потребность в улучшении качества предоставляемой информации и введения контроля качества по управлению данных, а значит и выработку качественно нового подхода в обработке поступающих данных.

Регионами уже проделана колоссальная работа, однако с освоением первичных показателей, появляются новые направления развития. Федеральное правительство оказывает материальную и кадровую поддержку субъектам РФ, способствуя наименее болезненному и грамотному переходу в цифровою среду.

 

Список литературы:
1. Национальная система управления данными (НСУД) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ac.gov.ru/projects/project/nacionalnaa-sistema-upravlenia-dannymi-nsud-41 (дата обращения: 07.04.2021)
2. Национальный проект Цифровая экономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://нацпроект22.рф/tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 07.04.2021)
3. Центры управления регионом создали во всех субъектах России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/politika/10148947 (дата обращения: 07.04.2021)