К вопросам о противодействии экстремизму в интернет пространстве в контексте взаимодействия операторов связи и органов власти
Секция: Политические институты, процессы и технологии
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
К вопросам о противодействии экстремизму в интернет пространстве в контексте взаимодействия операторов связи и органов власти
Закон о связи является ключевым элементом, который определяет степень взаимодействия оператором связи и органов власти в области реализации оперативно-розыскных мероприятий, что в свою очередь способствует обеспечению безопасности Российской Федерации [8].
Средства связи, которые используются интернет провайдерами на территории Российской Федерации обязаны соответствовать нормативным требованиям, в том числе и средства оперативно-розыскных мероприятий, которые регламентированы Министерством связи по согласованию с ФСБ [8].
Для реализации услуг связи, в том числе доступа к интернет пространству, провайдер обязан получить лицензию, которая подтверждает возможность и законную обоснованность предоставления услуг. Оператор связи получает лицензию в Роскомнадзоре.
С этого момента, в течение последующих 45 дней интернет провайдер обязан обратиться в ФСБ для разработки плана внедрения технических средств оперативно-розыскных мероприятий [6]. Данный план разрабатывается на протяжении следующих трех месяцев и составляется в трех экземплярах: первый находится у Роскомнадзора, второй у территориального управления ФСБ, а третий остается у оператора связи. Вместе с данным планом прилагаются схемы строения сетей представленного оператора связи, а также план нумерации используемый в сетях оператора, копия лицензий на оказание услуг связи и копия договора, регламентирующая отношения клиентов с компанией предоставляющей услуги связи.
План внедрения систем оперативно-розыскных мероприятий подтверждается руководителем организации или уполномоченным представителем данной компании, который впоследствии будет оказывать содействие и взаимодействие с органами ФСБ и иными уполномоченными органами Российской Федерации. При этом, Роскомнадзор является регулирующим и контролирующим звеном. Этот момент обусловлен тем, что разработка и внедрение системы оперативно-розыскных мероприятий имеет прямое отношение к выполнению лицензионных условий по реализации услуг связи. Подтверждением о внедрении и вводе в эксплуатацию системы оперативно-розыскных мероприятий является акт, который в свою очередь также подтверждается подписями представителей ФСБ, Роскомнадзора и оператора связи [8].
Стоит отметить, что в ситуации, когда органы ФСБ не обладают необходимыми ресурсами для проведения оперативно-розыскных мероприятий, тогда указанный функционал на себя перенимают органы внутренних дел, которые также являются уполномоченной организацией [6].
Роскомнадзор также формирует единый реестр доменных имен и универсальных указателей страниц сайтов и сетевых адресов сайтов в сети интернет, которые содержат запрещенную к распространению на территории Российской Федерации информацию. Ресурсы содержащие детскую порнографию, пропаганду самоубийств, использования наркотиков и способы их приготовления, экстремизм и любая иная информация, которая запрещена судом, является поводом для внесения сайта в данный реестр. Важно отметить, что оспорить решение суда по данному поводу можно лишь на протяжении следующих трех месяцев. По факту принятия решения о блокировке доступа к той или иной информации, компания, предоставляющая услуги хостинга в течение суток информирует владельца указанной страницы или ресурса о принятом решении, при этом у владельца размещенной информации на протяжении следующих суток есть возможность убрать негативный материал и избежать блокировки. Если непосредственный владелец или хостинг провайдер отказываются удалять противозаконный материал со своих ресурсов, тогда в последующие сутки операторы связи обязаны заблокировать доступ своих клиентов к данным ресурсам в соответствии с единым реестром Роскомнадзора. Операторы связи при блокировке ресурсов в соответствии с реестром Роскомнадзора зачастую сталкиваются с ситуацией, когда, блокируя адрес одного ресурса блокируются страницы, которые и не причастны к первоначальному ресурсу, поскольку они расположены на одном и том же IP-адресе, и компании, которая занимается предоставлением хостинга [9].
Система оперативно-розыскных мероприятий подразумевает перехват трафика и проверку передачи данных по конкретному контролируемому объекту.
Анализ массовой передачи данных возможен при условии установления оператором дополнительного оборудования, которое по сути не является необходимостью с точки зрения регламентирующих положений взаимодействия спецслужб и операторов связи. Таким образом существует проблема сбора информации и непосредственного ресурса ответственных за отслеживание трафика лиц [9].
Получается, что в решении вопросов по противодействию экстремизму в интернет пространстве на территории Российской Федерации существует ряд открытых вопросов.
По сути для распознавания негативного или противозаконного материала среди пользователей сети спецслужбам необходимо проверять трафик каждого конкретного пользователя, что в принципе является невозможным учитывая количество пользователей в сети.
Вместе с этим, реестр предписывающий блокировку ресурсов интернет провайдерами, также не является конечным решением вопроса доступа, поскольку среди пользователей услуг уже давно распространена информация о методах обхода подобных блокировок.
Также важным является распространение программного обеспечения, которое использует современные средства шифрования и недоступность для проверки даже при использовании современного оборудования и соответствующего контроля.