Статья:

К вопросам о противодействии экстремизму в интернет пространстве в контексте взаимодействия операторов связи и органов власти

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические институты, процессы и технологии

Выходные данные
Стефачев А.В. К вопросам о противодействии экстремизму в интернет пространстве в контексте взаимодействия операторов связи и органов власти // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 16-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросам о противодействии экстремизму в интернет пространстве в контексте взаимодействия операторов связи и органов власти

Стефачев Алексей Витальевич
магистрант МПГУ РФ, г. Москва

 

Закон о связи является ключевым элементом, который определяет степень взаимодействия оператором связи и органов власти в области реализации оперативно-розыскных мероприятий, что в свою очередь способствует обеспечению безопасности Российской Федерации [8].

Средства связи, которые используются интернет провайдерами на территории Российской Федерации обязаны соответствовать нормативным требованиям, в том числе и средства оперативно-розыскных мероприятий, которые регламентированы Министерством связи по согласованию с ФСБ [8].

Для реализации услуг связи, в том числе доступа к интернет пространству, провайдер обязан получить лицензию, которая подтверж­дает возможность и законную обоснованность предоставления услуг. Оператор связи получает лицензию в Роскомнадзоре.

С этого момента, в течение последующих 45 дней интернет провайдер обязан обратиться в ФСБ для разработки плана внедрения технических средств оперативно-розыскных мероприятий [6]. Данный план разрабатывается на протяжении следующих трех месяцев и составляется в трех экземплярах: первый находится у Роскомнадзора, второй у территориального управления ФСБ, а третий остается у оператора связи. Вместе с данным планом прилагаются схемы строения сетей представленного оператора связи, а также план нумерации используемый в сетях оператора, копия лицензий на оказание услуг связи и копия договора, регламентирующая отношения клиентов с компанией предоставляющей услуги связи.

План внедрения систем оперативно-розыскных мероприятий подтверждается руководителем организации или уполномоченным представителем данной компании, который впоследствии будет оказывать содействие и взаимодействие с органами ФСБ и иными уполномоченными органами Российской Федерации. При этом, Роскомнадзор является регулирующим и контролирующим звеном. Этот момент обусловлен тем, что разработка и внедрение системы оперативно-розыскных мероприятий имеет прямое отношение к выполнению лицензионных условий по реализации услуг связи. Подтверждением о внедрении и вводе в эксплуатацию системы оперативно-розыскных мероприятий является акт, который в свою очередь также подтверждается подписями представителей ФСБ, Роскомнадзора и оператора связи [8].

Стоит отметить, что в ситуации, когда органы ФСБ не обладают необходимыми ресурсами для проведения оперативно-розыскных мероприятий, тогда указанный функционал на себя перенимают органы внутренних дел, которые также являются уполномоченной организацией [6].

Роскомнадзор также формирует единый реестр доменных имен и универсальных указателей страниц сайтов и сетевых адресов сайтов в сети интернет, которые содержат запрещенную к распространению на территории Российской Федерации информацию. Ресурсы содержащие детскую порнографию, пропаганду самоубийств, использования наркотиков и способы их приготовления, экстремизм и любая иная информация, которая запрещена судом, является поводом для внесения сайта в данный реестр. Важно отметить, что оспорить решение суда по данному поводу можно лишь на протяжении следующих трех месяцев. По факту принятия решения о блокировке доступа к той или иной информации, компания, предоставляющая услуги хостинга в течение суток информирует владельца указанной страницы или ресурса о принятом решении, при этом у владельца размещенной информации на протяжении следующих суток есть возможность убрать негативный материал и избежать блокировки. Если непосредственный владелец или хостинг провайдер отказываются удалять противозаконный материал со своих ресурсов, тогда в последующие сутки операторы связи обязаны заблокировать доступ своих клиентов к данным ресурсам в соответствии с единым реестром Роскомнадзора. Операторы связи при блокировке ресурсов в соответствии с реестром Роскомнадзора зачастую сталкиваются с ситуацией, когда, блокируя адрес одного ресурса блокируются страницы, которые и не причастны к первоначальному ресурсу, поскольку они расположены на одном и том же IP-адресе, и компании, которая занимается предоставлением хостинга [9].

Система оперативно-розыскных мероприятий подразумевает перехват трафика и проверку передачи данных по конкретному контролируемому объекту.

Анализ массовой передачи данных возможен при условии установления оператором дополнительного оборудования, которое по сути не является необходимостью с точки зрения регламентирующих положений взаимодействия спецслужб и операторов связи. Таким образом существует проблема сбора информации и непосредственного ресурса ответственных за отслеживание трафика лиц [9].

Получается, что в решении вопросов по противодействию экстремизму в интернет пространстве на территории Российской Федерации существует ряд открытых вопросов.

По сути для распознавания негативного или противозаконного материала среди пользователей сети спецслужбам необходимо проверять трафик каждого конкретного пользователя, что в принципе является невозможным учитывая количество пользователей в сети.

Вместе с этим, реестр предписывающий блокировку ресурсов интернет провайдерами, также не является конечным решением вопроса доступа, поскольку среди пользователей услуг уже давно распространена информация о методах обхода подобных блокировок.

Также важным является распространение программного обеспе­чения, которое использует современные средства шифрования и недоступность для проверки даже при использовании современного оборудования и соответствующего контроля.

 

Список литературы:
1. Елагин В.С. Законный перехват трафика. А как у них? // Вестник связи. –М. – 2016. – C. 6.
2. Интерфейсы СОРМ. Справочник / Б.С. Гольдштейн, Ю.С. Крюков, А.В. Пинчук, И.П. Хегай, В.Э. Шляпоберский. — СПб.: БХВ Петербург, 2014. — 160 с.
3. Калигин А. СОРМ в кубе. // Стандарт. – 2014. – № 10.
4. Костин Д.В., Шелухин О.И. Сравнительный анализ алгоритмов машинного обучения для проведения классификации сетевого зашифрованного трафика // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2016. - Том 10. - №9. - С. 43-52.
5. Левшин Н.С. Российские законы как инструмент недобросовестной конкуренции в сфере электронной коммерции. Пробелы в российском законодательстве, 2014. - С. 110-114.
6. Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 (ред. от 30.12.2017) "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполно-моченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность"
7. Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. N 6 "Об утверждении Требований к сетям электросвязи для прове¬дения оперативно-розыскных мероприятий. – Часть I. – Общие требования"
8. Семенов М.В. Новый план внедрения технических средств для проведения ОРМ // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. – N 6. С. 6 - 14.
9. Слугин И.А. Регуляция сетевого пространства в России: текущая ситуация и возможные перспективы. // Бизнес. Общество. Власть. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2012. – No12. – С. 95-105.
10. Чемодуров А.С., Карпутина А.Ю. Обзор средств фильтрации трафика в кор¬поративной сети // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15039.htm (Дата обращения: 06.10.2017).