Статья:

ВОЙНА В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ: ЭТНИЧЕСКАЯ СТОРОНА КОНФЛИКТА

Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Туранский М.М. ВОЙНА В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ: ЭТНИЧЕСКАЯ СТОРОНА КОНФЛИКТА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(56). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 23-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЙНА В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ: ЭТНИЧЕСКАЯ СТОРОНА КОНФЛИКТА

Туранский Михаил Максимович
аспирант, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

WAR IN BOSNIA AND HERZEGOVINA: ETHNIC SIDE OF THE CONFLICT

 

Mikhail Turanskii

Postgraduate student, National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Russia, Nizhni Novgorod

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос влияния этнической обстановки в Боснии и Герцеговине в конце XX века на разжигания конфликта. Является ли этническая напряженность причиной войны или только инструментом политических элит для достижения своих целей?

Abstract. The article examines the influence of the ethnic situation in Bosnia and Herzegovina at the end of the 20th century on fueling the conflict. Is ethnic tension the cause of the war, or is it just a tool for political elites to achieve their goals?

 

Ключевые слова: Босния и Герцеговина; этнос; этническое самосознание; этническое меньшинство; этнический конфликт.

Keywords: Bosnia and Herzegovina; ethnos; ethnic identity; ethnic minority; ethnic conflict.

 

Введение

Славяне начали заселение Балканского полуострова в VI в. Изначально это был единый этнос, из которого впоследствии сформировались два народа – сербы и хорваты. Разделение произошло во многом из-за разного вероисповедания, так как часть славян поселились на территориях, где было сильное влияние миссионеров из Константинополя, другие же поселились на территориях, находящихся под влиянием католической церкви.

Примечательно, что на первых этапах разделения славян на новые этносы, боснийцы в отдельный этнос не выделялись. Де факто, они являются потомками сербов и хорватов.

Босния и Герцеговина, на протяжении своего существования, очень часто находилась под влиянием региональных держав, которые боролись за господство над этим молодым государством. Именно этот факт способствовал развитию на территории страны невероятно богатого и разного этнического и религиозного состава населения. Можно выделить три основных религии: ислам, православное христианство и римский католицизм. Как правило, эти три религии соответствуют трем основным этносам: боснийцам, сербам и хорватам соответственно.

Многонациональное население с разными религиозными убеждениями, а также историческое и географическое положение страны между Хорватией и Сербией уже давно сделали Боснию и Герцеговину уязвимой для националистических территориальных течений.

Этническая напряженность в регионе и Боснийская война

Как уже говорилось ранее, территория Боснии и Герцеговины постоянно подвергалась вторжениям со стороны соседних государств или была завоевана различными империями. С XV в. регион был захвачен Османской империей, и это сыграло ключевую роль в формировании современного религиозного облика страны.

Сербы, хорваты и боснийцы обладают едиными южнославянскими корнями, и главное различие заключается в разности вероисповедания. Это объясняется во многом наследием Османской империи, власти которой позволяли автономным религиозным общинам существовать под ее правлением. Тем не менее, многие образованные боснийцы, представители знати, принимали ислам, чтобы сохранить не только свои земли и имущество, но и статус в обществе.

Довольно интересно стоял вопрос с самоопределением боснийцев, как этноса. В XIX в. многие боснийцы предпочитали указывать, что они принадлежат к сербам (православные боснийцы) или к хорватам (католические боснийцы) [4;1]. И только в XX в. большая часть населения стала самоидентифицироваться как «мусульмане» (в рамках понятия этноса, а не религии), в 1990-х на смену этому определению, наконец, пришел современный термин «боснийцы».

Проблема с самоопределением боснийцев также остро стояла в Югославии после смерти Тито. Идея включения боснийцев в сербский или хорватский этнос привлекала региональных лидеров, которые жаждали захватить территории Боснии и Герцеговины. Стоит отметить, что такие националистические настроения привлекали и образованную боснийскую политическую элиту, ведь боснийцев часто не допускали в правящие круги, отдавая предпочтения сербам или хорватам.

Этническая карта Боснии до 1992 г. была весьма пестрой. Отдельные регионы страны характеризовались большим количеством проживающих там сербов, хорватов или боснийцев, тогда как в других регионах этнического большинства не наблюдалось. Большие региональные центры были этнически смешанными, представители разных этнических групп, как правило, проживали в разных частях города.

Этническая напряженность, которая долго формировалась на Балканах и которая достигла своего пика при сербском президенте Слободане Милошевиче, довольно быстро перетекла в войну. Военные действия и сам конфликт хоть и начался в 1992 г., приготовления к нему начались заранее. В начале 1991 года в районах, где преобладало сербское население, были самопровозглашены автономные сербские регионы. К середине 1991 г. Слободан Милошевич ввел на территорию Боснии войска Югославской народной армии (ЮНА) под предлогом мирных учений. При этом местные вооруженные единицы, состоящие из несербских военных, были разоружены [5, c. 19].

В августе 1991 года Сербская Демократическая Партия объявила бойкот боснийскому правительству и в октябре перенесла свой штаб в Банью Луку, провозгласив создание «Сербского национального правительства». В этот же период времени боевые действия масштабно развернулись в Хорватии, политическая стабильность Боснии подверглась угрозе.

Когда в декабре Европейское сообщество признало независимость Хорватии и Словении, оно также предложило Боснии и Герцеговине подать аналогичную заявку. Референдум о независимости был проведен 29 февраля − 1 марта 1992 г., хотя партия Караджича препятствовала голосованию в большинстве населенных сербами районах, и почти никто из боснийских сербов не проголосовал. Из почти двух третей проголосовавших избирателей почти все проголосовали за независимость, которую президент Изетбегович официально провозгласил 3 марта 1992 года.

К моменту провозглашения независимости Боснии и Герцеговины этническая напряженность в стране достигла своего предела. Европейский союз предложил создать в стране этнические регионы, однако это предложение было отвергнуто тремя главными политическими партиями страны. Началась война в Боснии и Герцеговине.

В ходе военных действий подразделения боснийских сербов из Югославской армии атаковали крупные города, большая часть местного боснийского населения была изгнана из мест проживания. Города, где преобладали боснийцы, такие как Зворник, Фоча и Вишеград, стали первыми жертвами процесса, который позже стал известен во всем мире как этническая чистка.

11 июля 1995 года сербские силы атаковали и захватили город Сребреница, город, который ООН в 1993 году объявил в качестве убежища. Войска разделили местное население по гендерному признаку: женщины и девочки отправлялись на автобусах в места заключения, тогда как мужчин и мальчиков расстреливали на месте. Около 8000 человек погибли в результате этой резни.

Политологи до сих пор спорят, какое количество жертв стало итогом этого конфликта. Независимо от того, какие цифры показывает нам статистика, эта война стала одни из самых кровопролитных и разрушительных событий в конце XX века. Помимо жертв, больше половины населения (боснийцев) бежали из страны, целые города были разрушены, а деревни стерты с лица земли. Один македонский офицер югославской армии описал это как «резню, которую остановить было невозможно» [3, c. 126].

Выводы

Несмотря на ужасающую жестокость, проявленную всеми сторонами войны, некоторые по-прежнему утверждают, что это насилие не имело этнической основы. Ганьон отмечает, что, как и во время хорватского конфликта, Сербия очень затруднилась найти людей для участия в военных действиях в Боснии. Сербские лидеры вербовали своих граждан для войны, «выслеживая их, упаковывая в автобусы и отправляя на боснийский фронт против их воли»[2, c. 1]. Основное утверждение примордиализма основано на чувстве братства между этнически похожими людьми, явление, которое во многих случаях казалось отсутствующим в Боснии.

Война в Боснии была поистине трагическим и ужасающим конфликтом, который оставил местное население физически, психологически и эмоционально травмированным. Нельзя отрицать, что этнический фактор был решающим в ходе разжигания этого конфликта. Однако говорить, что конфликт возник чисто на основе этнической напряженности нельзя. Она скорее использовалась как инструмент политическими элитами.

 

Список литературы:
1. Avruch, Kevin. “Culture and Ethnic Conflict in the New World Disorder.” Race and Ethnicity: Comparative and Theoretical Approaches. ed. John Stone and Rutledge Dennis (Malden: Blackwell Publishing, 2003), pp. 72-82.
2. Gagnon, V.P. The Myth of Ethnic War: Serbia and Croatia in the 1990s. Ithaca: Cornell University Press, 2004.
3. Glenny, Misha. The Fall of Yugoslavia: The Third Balkan War. New York: Penguin Books, 1992.
4. Noel Malcolm, Bosnia: A Short History, (New York: New York University Press, 1996): 1.
5. Pond, Elizabeth. Endgame in the Balkans: Regime Change, European Style. Washington: The Brookings Institute, 2006.
6. Stevanovic, Vidosav. Milosevic: the People’s Tyrant. London: I.B. Tauris, 2004.