Статья:

Подходы к проблеме терминологического определения непризнанных государств в отечественной и зарубежной историографии

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Левченко Е.В. Подходы к проблеме терминологического определения непризнанных государств в отечественной и зарубежной историографии // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 14-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Подходы к проблеме терминологического определения непризнанных государств в отечественной и зарубежной историографии

Левченко Екатерина Викторовна
магистрант, Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь

 

Approaches to the problem of the terminological definition of unresolved states in the domestic and foreign historiography

 

Ekaterina Levchenko

master student Sevastopol State University, Russian Federation, Sevastopol

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме терминологического определения непризнанных государств. Непризнанные государства классифицируются по группам. Выделяются и обобщаются основные термины, которые используются в отечественной и зарубежной историографии.

Abstract. The article is devoted to the problem of the terminological definition of unrecognized states. Unrecognized states are classified into groups. The basic terms that are used in domestic and foreign historiography are identified and summarized.

 

Ключевые слова: классификация типов непризнанных государств; непризнанное государство; самопровозглашенное государство.

Keywords: classification of types of unrecognized states; unrecognized state; self-proclaimed state.

 

Одной из проблем современной системы международных отно­шений является наличие непризнанных государств. Непризнанные государства – это общее название группы территориальных образований, которые, несмотря на имеющиеся у них признаки государственности, не могут выступать в качестве субъекта международных отношений, поскольку не имеют полного международного дипломатического при­знания. Непризнанное государство, при отсутствии международной правосубъектности, продолжает быть актором системы международных отношений, что существенно влияет на внешнеполитические курсы других стран.

Чаще всего, непризнанные государства рассматриваются в кон­тексте анализа этнических и политических конфликтов. Территори­альные споры переходят в состояние «замороженных», однако данные споры не исчезают, следовательно, существует необходимость дать новые оценки событиям.

Феномен существования непризнанных государств, и сам термин «непризнанное государство», появился в конце ХХ века вследствие уточнения термина - «самопровозглашенное государство» [6, с. 24]. В начале XXI века данный термин приобретает особую актуальность. В существующей современной литературе не существует единой общепризнанной дефиниции указанного феномена. Подавляющее большинство современных российских ученых, занимающихся иссле­дованием этого вопроса, используют термин «самопровозглашенное» или «непризнанное» государство.

В отечественной и зарубежной современной литературе в научный оборот вводится группа терминов, характеризующих территориальные образования, «выводимые местными силами из-под фактической юрисдикции государства» [7, С. 16-19]. К данным терминам относятся: «непризнанные государства», «непризнанные государственные образо­вания», «самопровозглашенные республики/государства», «государства де-факто» и т. д. Однако совокупность вышеназванных терминов не формирует целостного терминологического аппарата относительно непризнанных территориальных образований.

Существующее в современной научной литературе многообразие определений понятия «непризнанное государство» растет. Соответ­ственно, возникает необходимость систематизации понятий. По мнению российского ученого А.Г. Большакова, «ситуация может быть решена путем отбора небольшого количества академических терминов, которые могут быть реализованы на практике или в рамках академических и эмпирических подходов» [2, с. 87].

В первую очередь, требуется уточнение в использовании относительно непризнанных государств терминов «государство» («state») и «государственное образование» («state entity»). Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти как в политических науках. [9, с. 167]. «Государство» включает в себя определенную территорию с определенной структурой управления. Другими словами, в понятии «государство» основополагаю­щим признаком считается наличие особого механизма осуществления власти, наличие законодательной и правовой системы, также государство всегда обладает суверенитетом.

Под «государственным образованием» понимается определенная территория, которая имеет некоторые специфические черты, и более высокий статус, чем у обычной административно-территориальной еди­ницы. Чаще всего понятие «государственное образование» используется по отношению к автономным областям, которые называют национально-государственными образованиями.

Исходя из приведенных определений, «государственные образо­вания» обладают признаками государства при отсутствии нескольких составляющих государства. Таким образом, термин «государство» включает в себя «государственное образование», что не дает оснований использовать их как синонимы.

По мнению С.М. Маркедонова, «самопровозглашенное госу­дарство» - это государство, которое само себя провозгласило и смогло создать полноценные институты власти и организовать эффективный контроль над обозначенной в качестве «своей» территории [5, с. 39].

«Квази/псевдогосударством» как понятием активно оперируют зарубежные исследователи. По мнению Р. Джексона, квазигосударство - это такое государство, признанное на международном уровне, однако не контролирующее полностью своей территории [14, c. 207]. Термин «квази-государство» в российской научной литературе используют такие исследователи как Л.А. Бредегулова, В.А. Колосов, придавая такому государству значение неопределенного, ненастоящего. Также, «квази-государство» имеет лишь определенные признаки государства, но не является им в общем смысле этого слова» [6, с. 125]. Современный исследователь В.А. Колосов, отмечает, «нет принципиальных различий между «псевдогосударством» и «квазигосударством» [15, c. 153].

Понятие «де-факто государство» в работах российских иссле­дователей используется М.В. Ильиным [3], М.А. Колеровым [4] и С.М. Маркедоновым [5]. Анализируя употребление указанными авторами данного термина показывает, что оно употребляется для обозначения государственных образований, не имеющих правового статуса и влияния на международной арене.

Американский исследователь С. Пегг обозначает «де-факто госу­дарство» как территориальное образование, которое с одной стороны возникло в результате фактической сецессии и «способно оказывать полный спектр государственных услуг населению», а с другой - «стремится к международному признанию, но не может его получить и остается нелегитимным в глазах мирового сообщества» [16, с. 26].

Необходимо отметить, что зарубежные исследователи используют более широкий ряд терминов и понятий. Например, термин «неприз­нанные государства» («unrecognized states») использует С.А. Осипова [6, с. 25], а Н. Касперсен [13] использует термин «квазигосударства» («quasi-states»).

Отечественные исследователи чаще оперируют терминами «непризнанное государство» и «самопровозглашенное государство». На различие между данными понятиями большинство исследователей не заостряют внимание.

Таким образом, анализ литературы позволяет классифицировать термины по двум основным группам: устойчивые (широко исполь­зуемые) и неустойчивые (малораспространенные). В первую группу можно отнести термины «непризнанное государство» («unrecognized state»), «самопровозглашенное государство» («self-proclaimed state»), «квази-государство» («quasi-state»), «де-факто государство» («de facto state»).

К малораспространенным терминам относятся: «искусственное государство» («artificial state»), «государство-в-государстве» («state-within-state»), «слабое государство» («failed state»).

При использовании того или иного термина, подходящего для обозначения статуса государственности, следует учитывать такие критерии как историческое развитие, внутриполитические особенности, перспективы государства при международном признании.

Существует необходимость дальнейшей разработки системы критериев, по которой то или иное непризнанное государственное образование можно будет отнести к определенному типу, категории, что упростит терминологическую нагруженность в данном вопросе.

 

Список литературы:
1. Бердегулова Л.А. Квазигосударства на постсоветском пространстве / Л.А. Бердегулова // Международный журнал прикладных и фундаменталь-ных исследований. - 2011. - № 7 - С. 161-162.
2. Большаков А.Г. Непризнанные государства европейской периферии и пограничья. / Большаков А.Г. // Международные процессы. - 2007. - Т. 5. - № 3 (15). - С. 83-88.
3. Ильин М.В. Альтернативные формы суверенной государственности [Электронный ресурс] / М.В. Ильин. // Международный институт гуманитарно-политических исследований. - Режим доступа: http: //www.igpi.ru/bibl/other_articl/1253005 141.html.
4. Колеров М.А. Непризнанная жизнь / М.А. Колеров // Апология. Новый гуманитарный журнал. - 2005. - № 5. - С. 48.
5. Маркедонов С.М. Государства de facto [Электронный ресурс] / С.М. Маркедонов. - Режим доступа: http://www.apn.ru/defacto/id=543.
6. Осипова С.А. Непризнанные государства как политико-правовой феномен: теоретико-методологический аспект / С.А. Осипова // Вестник СевНТУ. - 2011. - № 123. Серия: политология. - С. 24-27. 
7. Попов Ф.А. От «безгосударственной территории» к «государству де-факто» // Международные процессы. – 2011. – № 2. – С. 16-19.
8. Сербина А.А. Проблема определения статуса непризнанных государств // Вестник РГГУ: научный журнал. Серия «Международные отношения». № 4 (2010). М.: РГГУ, 2010. – С. 86-92. 
9. Сергеева Л.В. Проблема понятийно-категориального аппарата при классификации типов непризнанных (частично-признанных) государств постсоветского пространства. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. II. - C. 169-172.
10. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 590 с.
11. Чемурзиева З.И. Институционально-правовые технологии легитимации непризнанных государств на постсоветском политическом пространстве: диссертация кандидата юридических наук: Ростов-на-Дону, 2007. - 148 с.
12. Braillard Ph., Djalili M.-R. Les relations Internationales. - Paris, 1988, p. 31.
13. Caspersen N. The Politics of De Facto/Unrecognised States. Research Statement for the Politics of De Facto/Unrecognised States [Електронний ресурс] / N. Caspersen. - Режим доступа: http://www.lancs.ac.uk/fass/projects/unrecognised-states/unrecognised_state.php.
14. Jackson R.H. Quasi-States, Dual Regimes, and Neoclassical Theory: International Jurisprudence and the Third World. / R.H. Jackson // International Law and International Relations. – Cambridge; New York: Cambridge University Press. - 2007. - P. 205-232.
15. Kolossov V. Pseudo-States as Harbingers of a New Geopolitics: The Example of the Trans-Dniester Moldovan Republic (TMR). / V. Kolossov, J. O’Loughlin // Boundaries, Territory and Postmodernity. - London: Franc Cass, 1999. - P.151-176.
16. Pegg S. De Facto States in the International System. Working Paper № 21. / S. Pegg // Institute of International Relations, University of British Columbia. - London: Palgrave Macmillan. - 1998. - 26 p.