Проблематика привлечения военнослужащих к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
Секция: Административное право; административный процесс
LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Проблематика привлечения военнослужащих к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
Задачами Уголовного кодекса Российской Федерации [1] являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Для осуществления этих задач Уголовный кодекс Российской Федерации [1] устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.
В настоящей статье речь пойдет о проблематике привлечения военнослужащих к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) – нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию.
Диспозиция статьи в нынешней редакции предусматривает: «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичные преступления» .
Так, Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» [2], частично декриминализировал ст. 116 УК РФ о нанесении побоев, внеся в нее некоторые изменения.
Теперь, в зависимости от обстоятельств, виновные в нанесении побоев или иных насильственных действий могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) – «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния», введенной Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности».
В связи с этим, УК РФ дополнен ст. 116.1, предусматривающей наказание для лиц, уже подвергнутых административному взысканию по ст. 6.1.1 КоАП РФ, и повторно совершивших аналогичное административное нарушение.
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
На квалификацию правонарушения влияют мотивы избиения.
Так, уголовная ответственность за побои по ст. 116 УК РФ грозит преступнику, совершившему данное деяние из: хулиганских побуждений; идеологических принципов; ненависти к представителям определенной политической группы, расы или национальности, религии, социальной группы. Побои выделены в самостоятельный состав преступления, отличный от причинения легкого вреда здоровью. Объектом побоев или иных насильственных действий является здоровье человека. Во-первых, с точки зрения медицины физическая боль – это не только эмоциональная реакция человека на повреждающее воздействие, но и определенное нарушение функций организма. Во-вторых, побои, иные насильственные действия часто выступают как способ совершения более опасных преступлений, причиняющих определенный вред здоровью (ст.ст. 111, 112, 115 УК РФ).
С объективной стороны побои представляют собой нанесение неоднократных ударов. Нанесение одного удара не может называться побоями. При отсутствии последствий, предусмотренных ст. 115 УК РФ, нанесение одного удара может рассматриваться как способ совершения другого преступления, например, хулиганство, оскорбление. Иные насильственные действия, причинившие физическую боль (сдавливание части тела, вырывание волос, щипание и пр.), приравнены к побоям. Поверхностные повреждения, которые согласно Медицинским критериям не считаются причинившими вред здоровью, тоже попадают под понятие иных насильственных действий.
Если же избиение произошло из личной неприязни и ненависти к потерпевшему, то нарушение будет квалифицировано по ст. 6.1.1 КоАП РФ.
А в случае, если лицо уже привлекалось к ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ за аналогичные деяния, и не истек срок административного взыскания, напомним – 1 год, то оно несет ответственность по ст. 116.1 УК РФ.
При квалификации преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ не стоит пренебрегать комментариями УК РФ предусматривает, что уголовную ответственность по ст. 116.1 УК РФ, несет физическое лицо в возрасте от 16 лет и старше, которое в момент совершения преступления находилось во вменяемом состоянии. Как видно из данного положения военнослужащие могут являться субъектами преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ.
КоАП РФ в соответствии со ст.ст. 2.5, 24.5 и 28.9 исключает наложение на военнослужащих административного взыскания по ст. 6.1.1 КоАП РФ, предусматривая за это дисциплинарную ответственность.
Тем самым, военнослужащие не могут быть подвергнуты административному взысканию за административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.1.1 КоАП РФ, так как за такие деяния они несут дисциплинарную ответственность. За точно такие же повторные нарушения ответственность военнослужащих опять будет дисциплинарной.
Таким образом, привлечь военнослужащего к уголовной ответственности по ст. 116.1 УК РФ за повторное административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.1.1 КоАП РФ не представляется возможным, ввиду отсутствия точно такого же, то есть повторного административного наказания, действующего 1 год с момента его совершения, поскольку, как говорилось выше, военнослужащие за такие административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность.
В заключение еще раз хочется напомнить, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания, а лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.