Статья:

ОТСУТСТВИЕ СРОКА ДЛЯ АННУЛИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНОГО ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ УПЛАТЕ (ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ УПЛАТЫ) АВАНСОВОГО ПЛАТЕЖА АКЦИЗА НА АЛКОГОЛЬНУЮ И СПИРТОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ В РАМКАХ СТАТЬИ 204 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

Выходные данные
Канева Н.А. ОТСУТСТВИЕ СРОКА ДЛЯ АННУЛИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНОГО ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ УПЛАТЕ (ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ УПЛАТЫ) АВАНСОВОГО ПЛАТЕЖА АКЦИЗА НА АЛКОГОЛЬНУЮ И СПИРТОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ В РАМКАХ СТАТЬИ 204 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(59). — М., Изд. «МЦНО», 2021.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТСУТСТВИЕ СРОКА ДЛЯ АННУЛИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНОГО ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ УПЛАТЕ (ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ УПЛАТЫ) АВАНСОВОГО ПЛАТЕЖА АКЦИЗА НА АЛКОГОЛЬНУЮ И СПИРТОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ В РАМКАХ СТАТЬИ 204 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Канева Наталия Андреевна
юрисконсульт по работе с дебиторской задолженностью отдела судебной защиты Управления правовой работы с дебиторской задолженностью Регионального центра правового обеспечения в г. Сыктывкаре ПАО «Т Плюс», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Юридический институт кафедра государственно-правовых дисциплин, РФ, г. Сыктывкар

 

В данной статье рассматривается проблема отсутствия сроков для аннулирования первичного извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию и предоставления корректировочного извещения в связи с изменением объема закупаемого спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции или изменением продавца, у которого организация закупает спирт. Данная проблема возникает по итогам проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию.

Поскольку, «по данным статистической отчетности акцизы занимают шестое место в структуре налоговых поступлений после налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль организаций, НДС, налога на доходы физических лиц и имущественных налогов» их роль в формировании бюджета страны безусловно высока [3]. В связи с указанным, важно рассмотреть каждую проблему, возникшую в результате государственного контроля в целях упрощения и облегчения выполнения законных норм плательщиками акциза на алкоголь.

Как показывает практика, «рост ставок акциза на алкогольную продукцию связан с намерением государства сократить масштабы злоупотребления алкогольной продукцией и увеличить акцизные поступления в бюджет. Однако приведенные цифры показывают, что размер дохода федерального бюджета увеличивается в процентном соотношении не так значительно, как растут ставки акцизов.

Это свидетельствует о неэффективности акцизной политики государства на алкогольном рынке, а также о том, что часть производства и оборота алкогольной продукции осуществляется нелегально.» [2] Что указывает на важность проработки недостатков взаимодействия государства и налогоплательщиков.

Обязанность, в случае необходимости замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого (передаваемого) этилового спирта, в том числе в результате фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки закреплена п. 20 ст. 204 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)[1]. Плательщик акциза должен аннулировать ранее представленное извещение об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичное извещение) и представить новое извещение в порядке, установленном ст. 204 НК РФ.

В указанной выше норме отсутствует срок для предоставления аннулированного извещения, что затрудняет проведение камеральной налоговой проверки.

 

Налоговые инспекции Республики Коми отсутствие указанного выше срока заменяют сроком, установленным п. 3 ст. 88 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налоговым органом выявляется несоответствие между объемом закупленного этилового спирта, отраженного в Извещении об освобождении авансового платежа акциза на алкогольную продукцию и объемом этилового спирта, отраженном в Разделе 7 налоговой декларации по акцизу на алкогольную продукцию по строке «фактически закупленный объем этилового спирта».

На основании выявленного несоответствия Инспекцией направляется Требование о предоставлении пояснений, в котором указывается, нарушение Обществом пункта 20 статьи 204 НК РФ и указывается перечень документов, который необходимо представить в случае замены объема закупленного спирта.

Пунктом 8 статьи 6.1. НК РФ установлено, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Следовательно, в соответствии со статьей 88 НК РФ, выставленным Требованием налоговый орган устанавливает срок представления пояснений или уточненной налоговой декларации и пакета документов, предусмотренных пунктом 20 статьи 204 НК РФ.

Проблема заключается в том, что на данное требование налогоплательщик имеет право ответить пояснением, не предоставляя документов.

По мнению автора, законодателю необходимо установить срок для аннулирования первичного извещения и предоставления корректировочного. Пункт 20 статьи 204 НК РФ следует дополнить и изложить в следующей редакции: «В случае необходимости замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого (передаваемого) этилового спирта, в том числе в результате фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки (в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), производитель алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (покупатель этилового спирта) должен аннулировать ранее представленное извещение об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичное извещение) и представить новое извещение до окончания срока действия первичного извещения, предусмотренного пунктами 10 и 15 настоящей статьи в следующем порядке…».

В соответствии с пунктом 10 статьи 204 НК РФ Извещение об уплате авансового платежа акциза действует с 1-го числа налогового периода, в котором согласно пункту 6 статьи 204 НК РФ наступает срок уплаты авансового платежа акциза, по последнее число (включительно) следующего налогового периода.

Таким образом, срок для предоставления корректировочного Извещения был бы гораздо больше срока, установленного п. 3 ст. 88 НК РФ, что расширяет права плательщика акциза и дает возможность налоговым органам контролировать оборот этилового спирта.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.02.2021 N 6-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000
2. Ерохин В.М. Критерии и показатели эффективности административно-правового регулирования алкогольного рынка // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1. С. 115-125.
3. Кириллова Е.В. — Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: фискальная значимость, проблемы взимания и пути их решения // Налоги и налогообложение. - 2020. - № 3. DOI: 10.7256/2454-065X.2020.3.32657 URL: https//nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp?id=32657