Статья:

СУБЪЕКТЫ, ПРАВОМОЧНЫЕ ОБЛАДАТЬ ПРАВАМИ НА АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Пикущих Д.А. СУБЪЕКТЫ, ПРАВОМОЧНЫЕ ОБЛАДАТЬ ПРАВАМИ НА АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(63). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 22-28.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СУБЪЕКТЫ, ПРАВОМОЧНЫЕ ОБЛАДАТЬ ПРАВАМИ НА АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Пикущих Дмитрий Андреевич
магистрант, Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

SUBJECTS ENTITLED TO HAVE RIGHTS TO AN AUDIOVISUAL WORK

Dmitriy Pikushchikh

Master’s degree, the all- Russian state university of justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Moscow

 

Аннотация. В рамках настоящего исследования был проведен анализ возможных субъектов, правомочных обладать правами на аудиовизуальное произведение. В целях совершенствования положений ГК РФ, определяющих ключевые вопросы правового регулирования авторских прав, были предложены пути совершенствования действующих правовых дефиниций.

Abstract. Within the framework of this study, an analysis of possible subjects entitled to have rights to an audiovisual work was carried out. In order to improve the provisions of the Civil Code of the Russian Federation defining the key issues of legal regulation of copyright, ways to improve the existing legal definitions were proposed.

 

Ключевые слова и словосочетания: авторское право; аудиовизуальное произведение; продюсер; автор сценария; изготовитель; режиссер; двусторонний авторский договор.

Keywords: copyright; audiovisual work; producer; script writer; producer; director; bilateral copyright agreement.

 

Нынешний XXI век в рамках историко-аналитического мировосприятия определяется как век современных технологий или, иными словами, эпоха цифровизации. В современных условиях развития социума еще более актуальными становятся вопросы правового регулирования ново образуемых правоотношений, охватывающих все сферы общественной жизни, в связи с чем ведущие отрасли права (гражданское, уголовное, трудовое, семейное и т.д.) находятся в постоянном развитии и претерпевают изменения, соответствующие требованиям своевременности. Так, относительно молодым институтом гражданского права является авторское право.

Авторское право представляет собой правовую область знаний, регулирующую правоотношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства. Ключевой особенностью, обусловившей выделение данной группы правоотношений в отдельный институт, является именно специфичность возможных неимущественных и имущественных прав автора на объективные результаты собственной (или коллективной) творческой деятельности. В связи с чем возникает множество вопросов касательно непосредственного использования указанных прав, возможности их передачи третьим лицам и круга возможных участников данных правоотношений. Ввиду очевидной обширности допустимых вариаций регулирования правоотношений рассматриваемого института, в рамках настоящего исследования считаем необходимым обратить внимание на его отдельную составляющую - права на аудиовизуальное произведение.

В соответствии с частью 1 статьи 1263 ГК РФ, аудиовизуальное произведение – это «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств [2]». Вторая составляющая указанной части анализируемой нормы дает примерный перечень произведений, которые, в рамках гражданско-правового регулирования, следует признавать аудиовизуальными. В целях определения ключевых особенностей рассматриваемых правоотношений, обратим внимание на доминирующие признаки аудиовизуального произведения.

Первый признак – наличие зафиксированной серии связанных между собой изображений. Таким образом, аудиовизуальное произведение характеризуется как единый цельный объект, состоящий из результатов интеллектуальной деятельности одного лица либо, что наиболее распространено, - сразу нескольких лиц.

Второй признак – целевое назначение аудиовизуального произведения - зрительное и слуховое восприятие. Отметим, что звуковое сопровождение определяется законодателем лишь в качестве факультативного признака данного объекта интеллектуальной собственности. Об анализируемой позиции возможно судить исходя из уточнения «с сопровождением или без сопровождения звуком». В данном случае учитываются такие специфичные жанры, как, например, немое кино, где эффект очевидности движущихся объектов и полного погружения в транслируемую реальность достигается в отсутствие слухового восприятия. В свою очередь, возникают вопросы касательно целевого указания законодателя на «зрительное и слуховое восприятие», которое, ввиду избранной формулировки, как видится, нивелирует факультативный характер звукового сопровождения. Более логичным кажется формулировка «зрительное и (или) слуховое восприятие».

Третий признак - восприятие с помощью соответствующих технических устройств. В данном случае речь идет об объективно возможной форме воспроизведения самого объекта интеллектуального права с целью поглощения его потребительских свойств в момент просмотра (прослушивания).

Все вышеупомянутые признаки так или иначе связаны с одним из основных составляющих правоотношений - субъектами, правомочными обладать правами на аудиовизуальное произведение. Анализ все той же статьи 1263 ГК РФ позволяет подразделить субъектный состав правообладателей аудиовизуального произведения на две основные группы:

1) авторы самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности - аудиовизуального произведения (среди них выделяют режиссера-постановщика, автора сценария, композитора, являющегося автором музыкального произведения);

2) изготовитель.

В соответствии с частью 1 статьи 1228 ГК РФ: «Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат [2]». По отношению к указанной норме статья 1263 ГК РФ является конкретизирующей и определяет следующие вариации авторов:

1. Режиссер-постановщик. Данный субъект является одним из основных лиц, осуществляющих процесс по созданию аудиовизуального произведения. Последний «осуществляет руководство процессом съемки фильма, организует совместную творческую работу съемочной команды, несет ответственность за художественную составляющую фильма [1]». В силу прямого указания закона, за режиссером-постановщиком (наряду с иными перечисленными субъектами) закрепляется исключительное право на все неимущественные права в отношении созданного им произведения.

2. Автор сценария. Сценарист является субъектом, создающим, своего рода, творческую основу формирования аудиовизуального произведения, - его сценарий (прикладное произведение для постановки кинофильма). «Все внутреннее сюжетное содержание аудиовизуального произведения оформляется работой сценариста [3, с. 122]».

3. Композитор. Композитор является автором музыкального произведения, представляющего собой звуковое сопровождение для аудиовизуального произведения.

Таким образом, аудиовизуальное произведение создается и транслируется благодаря деятельности каждого из указанных авторов. Цельный результат, характеризующийся наличием фактического единства внешней формы и внутреннего содержания, является олицетворением вносимого интеллектуально-творческого вклада со стороны режиссера, автора сценария и (или) композитора.

Указанная позиция в рамках правового исследования породила несколько противоречащих положений. В соответствии с первым доктринальным подходом, деятельность, осуществляемая рассмотренными авторами аудиовизуального произведения, может и должна быть признана деятельностью в соавторстве ввиду наличия объединенного интеллектуального труда участников, который, ввиду специфичности своего содержания, не подлежит фактическому разделению. Представители данной точки зрения – Кондратьева Е.А., Веденина Д.В.

В противовес указанному мнению выступает доктринальный подход, в соответствии с которым деятельность режиссера, автора сценария, композитора по созданию аудиовизуального произведения соавторством не является. В качестве аргумента поддерживается точка зрения, согласно которой каждый из субъектов (режиссер-постановщик, автор сценария, композитор) обладает правом авторства исключительно на свою составную часть совокупного интеллектуального труда.

В рамках проводимого исследования мы придерживаемся точки зрения, в соответствии с которой аудиовизуальное произведение все же следует признать продуктом соавторской деятельности субъектов данной категории правоотношений. К такому выводу, как видится, подводит содержание положений статьи 1258 ГК РФ. Анализируемый нормативный акт, отмечая возможность существования как раздельного, так и неделимого соавторства, в некоем роде определяет компромиссный вариант в отношении двух доктринальных подходов. Так, например, творческую деятельность режиссера следует отнести к неделимому соавторству ввиду непосредственного взаимодействия со всеми аспектами и на всех этапах создания аудиовизуального произведения. В свою очередь, интеллектуальный вклад сценариста и композитора является отделимым и порождает возможность его самостоятельного использования. В качестве подтверждения поддерживаемой позиции, приведем положения из Постановления Суда по интеллектуальным правам от 27 мая 2015 г. № А07-22795/2013, в соответствии с которым: «по общему правилу в случае создания произведения, в том числе сложного, в соавторстве требуется подтверждение перехода исключительных прав от всех его авторов [4]».

Однако, какова практическая значимость доктринального толкования аудиовизуального произведения как произведения в соавторстве? Важность данного факта обусловлена оказываемым влиянием на правовой статус субъектов, правомочных обладать правами на аудиовизуальное произведение.

Так, бесспорным выступает тот факт, что каждый из авторов обладает личными неимущественными правами в отношении той части своего интеллектуального вклада в произведение, которое он внес непосредственно. При этом, будучи соавтором аудиовизуального произведения как составного, комплексного объекта, и режиссер, и автор сценария, и композитор имеют соответствующие права и на данное произведение, как единый, сложный объект интеллектуального творчества.

Отдельного внимания заслуживает несколько обособленный субъект, правомочный обладать правами на аудиовизуальное произведение – изготовитель. Гражданским кодексом РФ данный субъект определяется в качестве лица, организовавшего создание этого произведения (т.е. продюсера). Более комплексное определение содержится в статье 3 Федерального закона от N 126 «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»: «продюсер фильма - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма [5]».

Гражданский кодекс РФ определил, что продюсеру по умолчанию принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом. И, если на теоретическом уровне подобное распределение ролей в целом понятно и очевидно, то на практике возникают некоторые затруднения.

Так, например, продюсер (исполнитель), будучи субъектом, осуществляющим деятельность по организации и созданию аудиовизуального произведения (в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ), в момент осуществления возложенных на него функций может реализовывать свою деятельность в большой степени вариативности. Иными словами, исполнитель, например, в момент осуществления организационно-технических мероприятий, зачастую непосредственно вовлекается в формирование окончательного варианта музыкального сопровождения (наложение звука на текст, обработка вокальных записей и т.д.). Подобные действия в результате позволяют стать продюсеру одновременно и автором музыкального произведения и, соответственно, автором самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности. Таким образом, субъект становится обладателем производных авторских или смежных прав.

В связи с вышеизложенным, в рамках разрешения возникающих коллизий правового статуса исполнителя (продюсера) аудиовизуальных произведений отметим необходимость заключения договора, отдельными положениями которого должна быть отмечена возможность продюсера по приобретению авторских прав на использование соответствующего произведения (например, музыкального) путем заключения двусторонних авторских договоров с правообладателем (композитором).

В рамках совершенствования гражданского законодательства, считаем возможным и необходимым в части 4 статьи 1263 ГК РФ расширить понятие исполнителя (продюсера), разграничив его на две составляющие: продюсер как изготовитель аудиовизуального произведения, продюсер как изготовитель фонограммы (с отсылкой к положениям статьи 1322 ГК РФ).

 

Список литературы:
1. Ахмедов М.А. Субъекты прав на аудиовизуальное произведение // Вестник магистратуры. 2017. №12-3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-prav-na-audiovizualnoe-proizvedenie (дата обращения: 07.04.2022).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/bcdb3bad76a5cc627f036c9e23135e25579d3635/ (дата обращения: 06.04.2022).
3. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: Учебно-практическое пособие / под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2015.
4. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27 мая 2015 г. № А07-22795/2013. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70956004/ (дата обращения: 06.04.2022).
5. Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11454/. (дата обращения: 07.04.2022).