Статья:

Некоторые проблемы в сфере осуществления надзора за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций.

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Федотова К.А., Шляпникова О.В. Некоторые проблемы в сфере осуществления надзора за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 77-80.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые проблемы в сфере осуществления надзора за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций.

Федотова Кристина Андреевна
магистрант, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Шляпникова Ольга Викторовна
канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В данной статье поднимаются некоторые проблемы правового регулирования деятельности прокурора при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законов Уголовно-исполни­тельными инспекциями, при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, также предложены некоторые пути решений вышеуказанной проблемы.

 

Ключевые слова: Прокурорский надзор; специализированные прокуратуры; районная прокуратура; полномочия прокурора; уголовно-исполнительные инспекции; исполнение наказаний; наказания; не связанные с изоляцией от общества.

 

В связи с расширением применения судами наказаний, как наказаний, не связанных с изоляцией от общества и ввиду реализации на практики концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая проявляется в гуманиза­ции наказания и расширения видов наказаний альтернативных лишению свободы, возникает необходимость в более детальном изучении прокурорского надзора за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, призванных осуществлять полномочия по исполнению наказаний, данных видов.

Надзору за соблюдением действующего законодательства адми­нистрацией учреждений, исполняющих наказания, назначаемые судом посвящена 4 глава ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в сферу деятельности, которых относятся и уголовно-исполнительные инспекции.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченные прокуроры, осуществляющие надзор в дан­ной сфере наделены полномочиями посещать уголовно-исполнительные инспекции в любое время [3].

Но на практике мы сталкиваемся с такой проблемой заклю­чающееся в том, что несмотря на достаточно широкие полномочия прокурора при осуществлении надзора в данной сфере правоотношений, в результате проверок выявляются факты, не позволяющие говорить нам об эффективном состоянии соблюдения учреждениями уголовно-исполнительных системы требований действующего законодательства.

Практика проводимых проверок уголовно-исполнительных инспек­ций за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, показывает, что на сегодняшний день существуют серьезные недостатки при проведении сотрудниками Уголовно-исполнительных инспекций воспитательных работ и реали­зации других направлений по предупреждению совершения новых преступлений лицами, которые стоят на учете в данных учреждениях.

Так, ярким примером нарушения норм уголовно-исполнительного законодательства является несвоевременная постановка на учет осужден­ных лиц. Прежде всего данные нарушения прослеживаются при испол­нении наказания в виде обязательных работ, далеко не единичные случае выявления такого нарушения, как несвоевременная постановка на учет осужденного, при проведении прокурорской проверки. Так же встречаются нарушения ч. 1 ст. 25 УИК РФ, когда осужденных направляют для отбывания обязательных работ в учреждения и предприятия, которые не были определены органами местного самоуправления. Стоит отметить, что причиной нарушений данного требования, установленного законодательством, является отсутствие списка организаций для отбывания данного вида наказания, который должен быть утверждён органами местного самоуправления, либо причиной такого нарушения может являться несоответствие данных организаций требованиям, которые закреплены в нормативно-правовых актах.

В ходе проведения инспектирования, так же имели место случаи отсутствия надлежащего и своевременного учета времени отработки обязательных работ и суммарного учёта времени, отработанного осужденным, а именно это проявлялось в том, что осужденные отбывали наказание менее 12 часов за неделю, что противоречило нормам дей­ствующего законодательства. И в тот же момент в указанной сфере, проверки выявили также случаи, когда осужденные отрабатывали сверх установленной нормы, без заявления от них.

В правоприменительной практике так же встречаются факты, когда лицам, отбывшим наказание в виде обязательных работ, не выдавались документы об освобождении данных лиц от наказания, в соответствии с ч. 3 ст. 173 УИК РФ [2].

Нарушения, о которых говорилось выше, свидетельствуют о том, что в деятельности уголовно-исполнительных инспекций, имеют место недостатки организационно- управленческого характера.

Так же стоит отметить, что существуют и другие проблемы при осуществлении уголовно-исполнительными инспекциями наказаний, не связанных с лишением свободы, не смотри на то, что в России доста­точно часто судами применяются альтернативные виды наказания к каждому второму осужденному, стоит отметить такую тенденцию, что данная категория лиц, повторно совершают преступления, что лишний раз подтверждает низкий уровень воспитательной работы с осужденными сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций, недостаточную их результативность, что приводит к повторности совершения преступлений данной категорией лиц.

Одной из функциональных обязанностей уголовно-исполнительных инспекций контроль за поведением условно осужденных, которые реали­зуются в совокупности мер, направленных на благоприятное воздействие на осужденного, исправление его негативных черт. В том случае если условно осужденный допускает какие-то нарушения сотрудник уголовно-исполнительной инспекции наделен полномочиями направлять компетентным органам предложения, которые направлена на исправ­ление данного осужденного.

Уголовно-исполнительные инспекции могут направить пред­ставление в суд о продлении исправительного срока, либо отменить условное осуждение и обязать исполнять наказание, назначенное судом, либо предоставить представление об отмене условного осуждения и снять с осужденного судимость.

Однако правоприменительная практика свидетельствует о том, что такое поощрение для осужденного как отмена условного осуждения выглядит как некое исключение, а не правило. Этому можно найти объяснение в том, что уровень контроля над лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы проводится регулярно и в больше объеме, чем у рассматриваемой нами категории осужденных. Причиной нерегулярного контроля и надзора за условно осужденными является несоответствие штата сотрудников количества объема работы, что влияет на результативность их исправительного воздействия.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о существующих недостатках в деятельности уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества и условно осужденными, что требует надлежащей организации прокурорского надзора по выявлению и пресечению фактов нарушения законодательства в указанной сфере.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017// СЗ РФ 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // СЗ РФ 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2014 N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"// Законность, N 4, 2014.