Статья:

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Конференция: LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

Выходные данные
Чолтян Л.Н. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(73). — М., Изд. «МЦНО», 2023. — С. 18-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Чолтян Людмила Николаевна
канд. юрид. наук, доцент, Белгородский университет кооперации, экономики и права, РФ, г. Белгород

 

MECHANISM OF LEGAL REGULATION OF STATE ENVIRONMENTAL MONITORING

 

Lyudmila Choltyan

PhD in Jurisprudence, assistant professor in Belgorod University Cooperation, Economics and Law, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы правового регулирования экологического мониторинга, являющегося комплексной системой наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Проанализированы нормативные акты в рассматриваемой сфере. Особое внимание уделено принятой Концепции совершенствования мониторинга окружающей среды, которая определяет основные направления государственного регулирования в данной сфере деятельности, в том числе в части определения требований к формированию и функционированию государственной и локальных систем наблюдений, форматам, содержанию и срокам предоставления информации.

Abstract. The article deals with the issues of legal regulation of environmental monitoring, which is a comprehensive system of monitoring the state of the environment, assessment and prediction of changes in the state of the environment under the influence of natural and anthropogenic factors. The normative acts in the field under consideration are analyzed. Particular attention is paid to the adopted Concept of Improving Environmental Monitoring, which defines the main directions of state regulation in this field of activity, including in terms of determining the requirements for the formation and functioning of state and local observation systems, formats, content and timing of information provision.

 

Ключевые слова: мониторинг; окружающая среда; антропогенное загрязнение, законодательные акты; конференция ООН; изменение климата; станции наблюдения; государственный фонд данных; международные конференции; министерство природных ресурсов и экологии РФ; биосфера.

Keywords: monitoring; environment; anthropogenic pollution; legislative acts; UN conference; climate change; observation stations; state data fund; international conferences; Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation; biosphere.

 

Проблема загрязнения окружающей среды и связанного с этим нарушения экологического равновесия в природе, несомненно, является актуальной на сегодняшний день, в связи с чем она отнесена к категории глобальных.

Одним из главных направлений стратегии регулирования качества окружающей среды является вопрос создания системы, которая способна определять наиболее сложные источники и факторы антропогенного воздействия на здоровье населения и окружающую среду, выделять наиболее уязвимые элементы и звенья биосферы, подверженные такому воздействию. Такой системой признана система мониторинга антропогенных изменений состояния окружающей природной среды, способная представить необходимую информацию для принятия решений соответствующими службами, ведомствами, организациями.

Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году. Первым шагом в создании такой системы стала конференция ООН по охране окружающей среды в Стокгольме в 1972 году. Одним из важных решений Стокгольмской конференции была рекомендация по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды (YEMS).

В 1974 году в Найроби была образована межправительственная комиссия по системе глобального мониторинга, разработана первая схема организации мониторинга антропогенных загрязнителей. Тогда же был уточнен список наиболее опасных загрязнителей для учета их при организации мониторинга. Загрязнители оценивались по различным критериям:

  • по воздействию на здоровье человека;
  • влиянию на климат или экосистемы;
  • склонности к разрушению природной среды;
  • способности накапливаться в пищевых цепях;
  • возможности химической трансформации во вторичные токсические или мутагенные вещества и другим.

В 1975 г. была организована Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) под эгидой ООН, но эффективно действовать она начала только в последнее время. Эта система состоит из 5 взаимосвязанных подсистем: изучение климатических изменений, дальнего переноса загрязняющих среду веществ, гигиенических аспектов среды, исследования Мирового океана и ресурсов суши. Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга, а также международные и национальные системы мониторинга. Одна из главных идей мониторинга – выход на принципиально новый уровень компетентности во время принятия решений локального, регионального и глобального масштабов [1].

В России Единая государственная система экологического мониторинга создана в 1993 г. Ее задачами являются:

– наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановкой на поверхности Земли и околоземном космическом пространстве;

– оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загрязняющих веществ и т.п.

Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ от 2002 года «Об охране окружающей среды» государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) – это комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды [2].

Объектами экологического мониторинга являются: окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства (аварии, инциденты, иные нештатные ситуации), способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты (например, заповедные).

Законодательством могут быть установлены порядок регистрации объектов экологического мониторинга, ведение единого реестра таковых, ограничения на доступ к экологической информации и другие правила, регулирующие организацию и осуществление мониторинга.

Предусмотрены различные виды экологического мониторинга, которые выделяют в зависимости: от масштабов системы мониторинга: глобальный; национальный; региональный; локальный; от уровня измененности человеком окружающей среды: фоновый; импактный; от объекта мониторинга: собственно экологический (воздуха, вод, почв, животного мира, опасных отходов); радиационный; социально-гигиенический

Общие положения об экологическом мониторинге и его видах содержатся также в Федеральных законах об охране атмосферного воздуха от 4 мая 1999 г. (ст. 23), о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г. (ст. 1 и 45), о гидрометеорологической службе от 19 июля 1998 г., в Водном, Земельном и Лесном кодексах, а также в утвержденных постановлениями Правительства РФ положениях: о социально-гигиеническом мониторинге от 2 февраля 2006 г., о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 23 июля 2004 г. №372 [3], об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды от 15 ноября 1997 г. [4] о ведении государственного мониторинга водных объектов от 10 апреля 2007 г. [5], о создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов от 26 февраля 1999 г., об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения от 22 ноября 2000 г. [6], о общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда РФ, документов библиотечных фондов, Архивного фонда РФ, а также кинофонда от 05 июля 2001 г. №504 [7].

Согласно постановлению Правительства РФ от 9 августа 2013 г. №681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии РФ государственного фонда.

Создание государственного фонда осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, являющимся государственным оператором государственного фонда, с участием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.

Государственный фонд является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку и анализ данных, а также включающей в себя:

а) данные, содержащиеся в базах данных подсистем единой системы мониторинга;

в) данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В России разрабатывается проект создания комплексной платформы для мониторинга окружающей среды. Новая система будет собирать информацию о состоянии окружающей среды посредством объединения данных нескольких существующих систем наблюдения и автоматического контроля, установленных на предприятиях [8].

Федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды» направлен на создание комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, обеспечивающей всестороннее и своевременное информирование органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменений. Для достижения целей федерального проекта к 2024 году планируется сформировать нормативную правовую базу для функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды; проанализировать существующую систему экологического мониторинга и возможные пути развития; обеспечить функционирование комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на всей территории Российской Федерации. Также будет создана цифровая модель экологического мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, включающая сеть сбора данных о состоянии компонентов природной среды, объекты негативного воздействия на окружающую среду и объекты накопленного вреда окружающей среде [9].

Локальные системы мониторинга уже действуют в разных регионах России. Такие решения есть в Ростовской области, в Камчатском крае и так далее. Например, на Камчатке уже запущена система экологического мониторинга, а также специальный портал, на котором в картографическом удобном формате есть наглядная визуализация экологической обстановки в каждой точке мониторинга.

Согласно приказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 2 февраля 2017 г. №23 «Об утверждении Концепции совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017-2025 годы» непосредственными результатами реализации Концепции к 2025 году должны стать:

исключение дублирования работ, выполняемых государственной наблюдательной сетью, территориальными и локальными системами наблюдений;

организация и функционирование локальных систем наблюдений мониторинга загрязнения окружающей среды в 100% районов расположения объектов с высоким риском загрязнения окружающей среды исходя из специфики выбросов и сбросов загрязняющих веществ, в том числе, по специфическим (маркерным) веществам;

обеспечение принятых международным сообществом показателей в степени полноты и достоверности информации о загрязнении окружающей среды, а также сопоставимости этой информации на всей территории страны;

обеспечение технического перевооружения и модернизации не менее 50% государственной наблюдательной сети до уровня, соответствующего международным стандартам;

увеличение до 100% учреждений Росгидромета, размещающих на своих сайтах оперативную и режимную информацию о загрязнении окружающей среды [10].

Следует отметить, что на сегодняшний день негативные последствия хозяйственной деятельности и техногенного воздействия человека на окружающую среду это уже объективная реальность. Ухудшение состояния окружающей среды связано с нерациональным использованием природных ресурсов, низким уровнем разработки и дальнейшего внедрения современных безотходных технологий, ошибками в экологической и технической политике, малой изученностью возможных последствий антропогенного воздействия на экосистему. В связи с чем чрезвычайно важным для долгосрочного прогнозирования качества экологической системы и практических действий по ее улучшению являются постоянный мониторинг окружающей среды текущего состояния и грамотное определение направлений изменения окружающей среды.

 

Список литературы:

1. https://studwood.net/1181177/ekologiya/istoriya (дата обращения 20.01.2023).
2. Федеральный закон  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //СЗ РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 2.
3. Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» //СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3262.
4. Постановление Правительства РФ от 15.11.1997 №1425 «Об информационных услу-гах в области гидрометеорологии и мониторинга  загрязнения окружающей природ-ной среды» //СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5410.
5. Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 №219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» //СЗ РФ 2007. № 16. Ст. 1921.
6. Постановление  Правительства РФ от 22.11.2000 №883 «Об организации проведения мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения» //СЗ РФ. 2000. № 48. Ст. 4701.
7. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 504 «Об общероссийском монито-ринге состояния и использования памятников истории и культуры» //СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 3015.
8. https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/6103afce9a79476310f6ad4b (дата обращения 20.01.2023).
9. https://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения 20.01.2023).
10. https://www.garant.ru (дата обращения 20.01.2023).