Статья:

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ОМБУДСМЕНА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРОВ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Абубакирова К.Р. ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ОМБУДСМЕНА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРОВ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(58). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 10-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ОМБУДСМЕНА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРОВ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Абубакирова Кристина Рустамовна
студент, Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

FINANCIAL OMBUDSMAN INSTITUTION AS A TOOL FOR IMPROVING DISPUTES IN THE FINANCIAL SERVICES MARKET

 

Kristina Abubakirova

Student of Private educational institution of higher professional education Siberian Law University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В данной статье анализируется опыт созданного института финансового уполномоченного, который осуществляет урегулирование финансовых споров в досудебном порядке. В статье рассматривается модификация данного правового института за предыдущие периоды.

Abstract. This article analyzes the experience of the established institute of the Financial Commissioner, which settles financial disputes in a pre-trial manner. The article discusses the modification of this legal institution for previous periods.

 

Ключевые слова: институт финансового уполномоченного; досудебное урегулирование; финансовые споры; потребитель финансовых услуг. 

Keywords: institute of financial commissioner; pre-trial settlement; financial disputes; consumer of financial services.

 

Институт финансового уполномоченного на 2021 год стала востребованной процедурой. Массив рассмотренных споров данным институтом, оказывает существенное влияние на снижение нагрузки на суды общей юрисдикции, но о большом снижении речи идти не может. В своем выступлении на Пленум Верховного суда Российской Федерации 2020 года председатель Вячеслав Лебедев отметил возросшее количество споров по взысканию кредитной задолженности. В обосновании причин председатель указал, что кредитные организации предоставляют недостоверную информацию потребителям кредитных услуг.

По результатам рассмотрения обращений потребителей в службу финансового уполномоченного выявилась, что 52% решений было вынесено в пользу потребителей услуг на финансовом рынке, 48% в пользу финансовых организаций. Исходя из этого, можно сделать вывод, что институт финансового уполномоченного действует сбалансировано, и защищает интересы более слабой стороны финансовых договоров.

В процессе становления службы финансового уполномоченного до настоящего момента было пройдено три стадии:

1) рассмотрение споров по обязательному страхованию гражданской ответственности автомобилистов;

2) начиная с 28 ноября 2019 г. к системе досудебного урегулирования были подключены все страховые продукты;

3) с 1 января 2020 г. в сферу деятельности вошли микрофинансовые организации;

4.) с 1 января 2021 г. все остальные финансовые организации - банки, НПФ, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды.

Относительно микрокредитных финансовых организаций нужно иметь ввиду, что Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» [1] предусматривает возможность рассмотрения финансовым уполномоченным претензий граждан применительно к данным организациям. В отличие от споров в областях, где много конфликтных ситуаций с обеих сторон договора и наблюдается востребованность института досудебного урегулирования, взаимоотношения граждан с различными кредитными организациями имеют серьезную отличительную особенность. В случаях, когда ответчиком выступает страховая организация, которая не выполнила условия договора либо не полностью его выполнила, то в случаях с кредитными организациями к ответу призывается физическое лицо, которое не может выполнять взятое на себя обязательство по договору. И небольшая категория споров предполагает жалобу самого гражданина на кредитную организацию, в случае введения гражданина в заблуждение, неверное составление договоров, неправильное исчисление процентных ставок по кредитному договору. На данный момент категорий данных споров очень мал. [2]

В правовых взаимоотношениях финансовых организаций и потребителей на рынке финансовых услуг, последние являются более слабой стороной договора, в связи с этим должен быть институт, который будет обладать авторитетом для осуществления медиации  при возникновении конфликтный ситуаций.

Потребность для введения данного правового института обусловлена устойчивым недоверием граждан к судебной системе. По результатам опроса судебной системе, не доверяют более 40% респондентов и такой же процент лиц, которые не обращались в судебные органы. [3]

Формирование института финансового уполномоченного в полном объеме даст толчок для становления систем разрешения споров в области финансового права, а так же становлению процессуальной составляющей, так как потребитель финансовой услуги зачастую оказывается беспомощен перед юридическими и организационными ресурсами противостоящей финансовой организации.

Сама по себе процедура разрешения споров достаточно структурированная, предполагает оформленное обращение с претензионной стадией, процедура должна быть личной.

Данный институт права можно характеризовать как в роли некого суда, который выполняет широкий спектр услуг и решает задачи не только в рамках арбитража, но и правозащиты.

Проанализировав данные представленные на официальном сайте финансового уполномоченного за 2019 год, 2020 год можно сделать вывод о том, что в данный орган по результатам сравнения в 2019 году обратились 64 749 заявителей, из которых 63 185 (97,6%) заявителей – физические лица, финансовые услуги которым были оказаны в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, 1 564 (2,4%) заявителя – лица, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, а в 2020 году обратились 123 746 заявителей, из которых 121 691 (98,3 %) заявителей – физические лица, финансовые услуги которым были оказаны в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, 2 055 заявителей (1,7 %) – лица, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. Исходя из этого можно сделать вывод, что количество обращений в службу финансового омбудсмена увеличилось в два раза.

Лидируют обращения в службу финансового уполномоченного в рамках договора страхования, а только после - обращения в рамках предоставления кредитных услуг.

Исходя из отчета, представленного на официальном сайте видно, что решения финансового уполномоченного обжаловались в 2019 году: 16 188 решений о полном или частичном удовлетворении требований Потребителя, принятых финансовым уполномоченным в 2019 году, финансовыми организациями было обжаловано в суде 4 845 (30%) решений. По состоянию на 01.04.2020 по результатам рассмотрения заявлений финансовых организаций об обжаловании решений финансового уполномоченного, принятых в 2019 году, судами было вынесено 851 решение.

В 2020 году: 16 218 решений, из них: — в 4849 случаях решение финансового уполномоченного оставлено судом без изменения (в иске отказано); — в 423 случаях решение финансового уполномоченного отменено судом (иск удовлетворен); — в 5067 случаях решение финансового уполномоченного.

Исходя из вышеуказанного, статистика  свидетельствует о небольшом росте обжалования решений финансового омбудсмена, но в целом она не изменилась.

Резюмируя выше сказанное, институт финансового уполномоченного нужно развивать, как минимум для снижения нагрузки на судебную систему, а так же для досудебного урегулирования споров, для создания среды, в которой потребитель (более слабая сторона финансовых услуг) будет защищена максимально возможным образом.

 

Список литературы:
1. «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ - КонсультантПлюс.
2. Прохода В.А. Доверие россиян национальной судебно-правовой системе (по материалам социологического исследования) -  Социодинамика. 2019. № 5. С. 86 - 94.
3. Ю.В. Воронин Институт финансового омбудсмена как инструмент совершенствования процедуры урегулирования типовых споров на финансовом рынке (попытка индуктивного анализа) - СПС КонсультантПлюс.