Статья:

Проблемы хранения избирательной документации

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Ведерникова И.И. Проблемы хранения избирательной документации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 34-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы хранения избирательной документации

Ведерникова Инна Игоревна
аспирант Юридического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет («ВятГУ»), РФ, г. Киров

 

The problems of storage of electoral documents

 

Inna Vedernikova

post-graduate student Of the law Institute Vyatka state University (Vyatka state University), Russia, Kirov

 

Аннотация. В статье анализируются проблемные вопросы законодательной регламентации сроков хранения избирательной документации. Автор приходит к выводу о том, что ограниченность сроков хранения избирательной документации, установленная российским законодателем, может повлечь нарушение избирательных прав граждан. Выявленная правовая коллизия между законодательной регламентацией сроков хранения избирательной документации и существующей судебной практикой позволило автору предложить внести соответствующие изменения в законодательную норму.

Abstract. The article analyzes the problematic issues of legislative regulation of the terms of storage of electoral documents. The author comes to the conclusion that the limited period of storage of electoral documents, established by the Russian legislator, may lead to a violation of the electoral rights of citizens. The revealed legal conflict between the legislative regulation of the terms of storage of electoral documents and the existing judicial practice allowed the author to propose appropriate changes to the legislative norm.

 

Ключевые слова: избирательные права; избирательные документы; срок хранения; ограниченность сроков; продление.

Keywords: voting rights; election documents; the retention period; the limited time; the extension.

 

В сфере правового регулирования ряда избирательных документов, таких как, избирательные бюллетени, списки избирателей, подписные листы с подписями избирателей и др., законодателем устанавливается единый срок их хранения - не менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов референдума. Указанный срок регламентирован почти во всех нормативных правовых актах, регламентирующих указанную сферу: Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее - Закон № 5- ФКЗ) [1, с. 2710], Федеральных законах от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Закон № 19) [2, с. 171] и от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Закон № 20-ФЗ) [3, с. 740], Законе г. Москвы от 06 июля 2005 г. № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» [4, с. 414], Постановлении ЦИК России от 28 февраля 2018 г. № 145/1206-7 [5, с. 166] и многих других.

В правовом сообществе относительно длительности указанных сроков уже давно длятся постоянные дискуссии, сводящиеся к ограниченности сроков хранения избирательной документации, могущие повлечь нарушение избирательных прав граждан.

Так, по одному административному делу (решение Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25 декабря 2013 г. № 2-352/2013) в суд с заявлением о признании недействительным итогов голосования по республиканскому округу обратилось региональное отделение политической партии, мотивируя свои требования тем, что не соответствует выданным бюллетеням количество проголосовавших избирателей, но данный факт судом первой инстанции не принят во внимание: исследовать бюллетени и списки избирателей, содержащие сведения, указанные в протоколах, не представилось возможным, так как документы уничтожены путем сожжения [6, с. 21]).

Апелляционная инстанция, оставив жалобу без удовлетворения, указала в мотивировочной части решения, что доказательств, достоверно подтверждающих содержание в строках сводной таблицы и протоколах об итогах голосования неверных сведений, материалы дела не содержат (Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 марта 2014 г. № 33-324/2014 - Заявление о признании недействительными итогов голосования по единому республиканскому округу по выборам депутатов оставлено без удовлетворения: во время проведения голосования не было допущено таких нарушений избирательного законодательства, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей [7, с. 57]).

Налицо - правовая коллизия, законодательный парадокс: неверных сведений материалы дела не содержат, так как они уничтожены, но их и не может содержаться в материалах дела априори, как и априори не может быть рассмотрено такое дело с установлением всех фактических обстоятельств.

Как мы видим, на сегодняшний день ограниченные сроки хранения избирательной документации (избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов с подписями избирателей и др.) нередко приводят к дальнейшей невозможности установить истину, лишая граждан права надлежащим образом защищать свои избирательные права, что говорит о несовершенстве российского избирательного законодательства.

В сложившейся проблемной ситуации цель российского законодателя должна заключаться в ограждении избирательных комиссий всех уровней от хранения и дальнейшего уничтожения всей избирательной документации для гарантированной возможности предоставления и восстановления истинных результатов голосования субъектам избирательных отношений, не согласным с итогами голосования, либо в случае выявления серьезных нарушений путем пересчета бюллетеней или иного процессуального действия в судебном порядке.

Если мы обратимся к правовой регламентации сроков хранения избирательной документации к зарубежным странам, то можно увидеть, что, например, в США такой срок составляет не менее двух лет (при этом для населения доступ с целью проведения общественной проверки является открытым) [8, с. 49].

Считаем, что в России назрела необходимость законодательной регламентации более длительных сроков хранения избирательной документации, в связи с чем, предлагается внести в п. 4 ст. 84 Закона № 5-ФКЗ, в п. 3 ст. 81 Закона № 19-ФЗ, в п. 28 ст. 85 Закона № 20-ФЗ фразу «не менее одного года» и заменить на фразу «не менее двух лет», также привести в соответствие все иные нормативные правовые акты.

Таким образом, можно сделать следующий вывод.

1. Показатели эффективности реализации административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан напрямую связаны с целями профилактики и недопущения нарушений законодательства в избирательной сфере.

2. Анализ эффективности реализации административно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав граждан позволяет выявить правовую коллизию между законодательной регламентацией сроков хранения избирательной документации и существующей судебной практикой и предложить законодательное изменение таких сроков в виде продления их на один год.

 

Список литературы:
1. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
3. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
4. Закон г. Москвы от 06.07.2005 № 38 (ред. от 25.04.2018) «Избирательный кодекс города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005.  Ст. 414
5. Постановление ЦИК России от 28.02.2018 № 145/1206-7 «О Порядке хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации в 2018 году, и Порядке уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации в 2018 году» // Вестник ЦИК России. 2018. № 7. Ст. 166 
6. Решение Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25 декабря 2013 г. № 2-352/2013 – официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 07.06.2018).
7. Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия – Алания от 19 марта 2014 г. №33-324/2014 – официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 04.06.2018).
8. Аничикин И.М. Повышение эффективности административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан: проблемы и перспективы [Текст] / И.М. Аничикин // Современное право. 2015. № 10. Ст. 49.