Статья:

Нововведения в закупках у государственных и муниципальных предприятий

Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Рыбникова А.С., Плахтий Е.В. Нововведения в закупках у государственных и муниципальных предприятий // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(37). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 20-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нововведения в закупках у государственных и муниципальных предприятий

Рыбникова Анна Сергеевна
магистрант, Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Екатеринбург
Плахтий Елена Владимировна
канд. юрид. наук, доцент, Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье проведен анализ основных новелл, связанных с осуществлением закупок государственными и муниципальными предприятиями. В частности, автором проведен анализ единых требований к проведению конкурентных закупок, правил проведения их в электронной форме, особенностей единого реестра участников закупок, требований об обеспечении заявки на участие в процессе определения поставщика и др.

 

Ключевые слова: государственное унитарное предприятие (ГУП); муниципальное унитарное предприятие (МУП); контрактная система; конкурентная закупка; электронная форма

 

В последние годы правила, по которым функционирует контрактная система в ГУПах и МУПах, были в значительной степени изменены. Так, до 2017 года эти заказчики проводили свои закупки по Закону № 223-ФЗ [2], после их в большинстве случаев обязали использовать Закон № 44-ФЗ [3], затем аптекам, а потом и всем остальным ГУП и МУП разрешили вернуться к Закону № 223-ФЗ − при закупках без привлечения бюджетных средств.

Сейчас по общей схеме ГУП и МУП применяют:

- Закон № 223-ФЗ − для закупок за счет средств, которые зарабатывают сами;

- Закон № 44-ФЗ − для закупок за счет средств, предоставленных им из бюджетов своих учредителей.

В первую очередь необходимо отметить, в соответствии с Законом № 44-ФЗ с 01.01.01.2019 для государственных и муниципальных закупок императивным стал ряд правовых норм, которые были введены в данный Закон еще в 2018 году. В частности, до конца 2018 года закупки для нужд государства и его муниципальных образований можно было проводить еще по «старому», а к началу 2019 года на заказчиков по контрактам была возложена обязанность внесения в свои положения о закупке соответствующих изменений и с начала 2019 года осуществлять закупки по новым правилам, внесенным российским законодателем.

Так, в частности, в таких положениях государственные и муниципальные заказчики в процессе установления правил относительно выбора способа конкурентной закупки, стали в обязательном порядке учитывать условия, определённые Законом № 44-ФЗ. К наиболее значимым можно отнести следующие условия.

1. Участник конкурентной закупки имеет право направить заказчику запрос, касающийся дачи разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В данном случае в течение 3 рабочих дней с даты поступления вышеуказанного запроса заказчик обязан дать конкретные разъяснения по поводу существующих положений документации о конкурентной закупке, разместив такой ответ в ЕИС с указанием предмета запроса. При этом, участник закупки, от которого поступил запрос, не указывается. Особо стоит отметить, что заказчик имеет право не осуществлять данного рода разъяснение в случае, если запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

2. Заказчик вправе полностью отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (то есть, собственно, лоту) только до момента наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В данном случае решение заказчика, направленное на такую отмену, должно быть размещено в ЕИС непосредственно в день принятия такого решения. По истечении вышеуказанного периода времени и до момента заключения договора заказчик имеет право отменить определение поставщика (исполнителя, либо подрядчика) лишь в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Отметим, что особенности применения положений норм действующего российского права о непреодолимой силе регламентированы ГК РФ [6]. Данного рода законодательная новация должна положить конец определенного рода «вольнице» со стороны заказчиков в контексте определения правил отказа от государственной или муниципальной закупки.

3. Участник конкурентной закупки имеет право подать лишь одну заявку связанную с участием в такой закупке относительно каждого предмета закупки (то есть лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке определенных в документации. Помимо этого, участник закупки имеет право изменение или отзыва своей заявки до момента истечения срока их подачи. Отметим, что заявка на участие в вышеуказанной закупке является измененной или отозванной только тогда, когда изменение было осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке [7].

4. Договор гражданско–правового характера по результатам конкурентной закупки должен заключаться не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, отражающего все результаты конкурентной закупки.

Если в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ участниками закупки могут быть лишь субъекты малого и среднего предпринимательства, такие конкурентные закупки осуществляются только в обязательной электронной форме.

Для таких закупок определены и конкретные правила. К примеру, данного рода закупки осуществляются только в виде конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений в обязательной электронной форме. При этом в качестве обеспечения конкурентной заявки в таких закупках могут использоваться не только денежные средства, но и такой способ обеспечения исполнения обязательств как банковская гарантия.

Вышеуказанные закупки должны проводиться только на электронных площадках, которые в полной мере функционируют в соответствии с едиными требованиями, определенными нормами Закона № 44-ФЗ, а также некоторыми дополнительными требования по Закону № 223-ФЗ. При этом, данного рода закупки могут быть произведены заказчиками лишь на электронных площадках, которые включены специальный перечень, утвержденный на уровне Правительства РФ [4].

В процессе внесения изменений в извещение, содержащее в себя порядок осуществления конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в ней должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в ЕИС таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее ½ срока подачи заявок на участие в такой закупке, определенного соответствующим положением о закупке для выбранного способа закупки [5].

Таким образом, существенным нововведением применения норм Закона № 44-ФЗ является то, что с начала 2019 года все конкурентные закупки проводятся в обязательной электронной форме.

Из этого правила есть и исключения, например, когда осуществляется запрос котировок для нормального жизнеобеспечения граждан, закупок на территории иностранного государства (ч. 43 и 44 ст. 112 Закона № 44-ФЗ), ввиду чего в нормах Закона № 44-ФЗ пока еще имеются разделы, регламентирующих порядок проведение так называемых «бумажных» закупок.

Соответственно, любые открытые конкурентные закупки проводятся в обязательной электронной форме, а закрытые только в случаях, определенных на уровне Правительства РФ. Государственные и муниципальные закупки осуществляются благодаря специальным электронным площадкам, ввиду чего российским законодателем была введена их дифференциация на обычные и специализированные. На обычные электронных площадках проводятся открытые закупки, а на специализированных − закрытые. В обоих случаях конкретные перечни существующих электронных площадок утверждены Правительством РФ, при этом в первый перечень на сегодняшний день включено восемь площадок, во второй − лишь одна.

Наконец, еще одной новацией является установление конкретных мер ответственности за ложную внешнюю экспертизу. Особо стоит отметить, что достоверная экспертная оценка в процессе статистического анализа государственных и муниципальных закупок способствует объективному анализу закупочной деятельности и принятию эффективных управленческих решений, направленных на качество осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, эксперты и экспертные организации не включены российским законодателем в число участников контрактной системы, однако их правовой статус не позволяет исключить их из состава лиц, которые участвуют в контрактных правоотношениях.

Серьезным недостатком в правовом регулировании отношений в сфере контрактной системы государственных закупок с участием экспертов является отсутствие единой информационной системы реестра экспертов, что снижает правовые гарантии прозрачности проведения экспертизы и обоснованности и правильности ее результатов.

С целью совершенствования норм Закона № 44-ФЗ считаем необходимым установить порядок самостоятельного проведения экспертизы заказчиком, изменить перечень случаев, когда необходимо обязательно проводить экспертизу результатов исполнения контрактов [8]. На основании изложенного, вопросы административно-правового регулирования контрактной системы государственных закупок требуют дальнейшего оперативного совершенствования и законодательного регулирования.

В целом, все участники закупочного процесса в России (в частности, ГУПы, МУПы) должны быть заинтересованы максимально заинтересованы в достижении положительных результатов, выработке единообразных подходов к толкованию норм законов № 44-ФЗ, 223-ФЗ. Лишь такое поведение всех участников контрактной системы может позволить в полной мере искоренить наиболее значимые недоработки ранее принятых российским законодателем нормативных актов в анализируемой сфере. Несмотря на определённого рода процедурность и формальность российского права, основная задача стоит непосредственно перед всеми участниками по внедрению наиболее оптимальных практик в сфере государственных и муниципальных закупок в России, а достижение положительных результатов возможно только при обязательном соблюдении норма действующего законодательства, а также наиболее открытом диалоге всех сторон, прямо или косвенно заинтересованных в закупочном процессе.

Таким образом, среди главных нововведений действия контрактной системы у ГУП и МУП при применении Закона № 223-ФЗ можно выделить; единые требования относительно процесса проведения конкурентных закупок, их обязательная электронная форма при участии субъектов малого и среднего предпринимательства, изменение правил продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке.

Новациями в Законе № 44-ФЗ можно назвать также обязательное применение электронной формы закупок, за исключением случаев, предусмотренных нормами действующего законодательства, введение единого реестра участников закупок, уменьшение суммы банковской гарантии, требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика, а также установление ответственности за ложную внешнюю экспертизу.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 18. Ст. 2194.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 2019. № 18. Ст. 2194.
4. Кошелюк Б.Е. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (постатейный). − М.: Изд-во Проспект, 2019. − 576 с.
5. Конышева Т.А. Унитарные предприятия в контрактной системе // Право и экономика. − 2017. − № 3. − С. 1-4.
6. Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» ч. 3 ст. 401 ГК РФ и п. 8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195783/ (дата обращения: 12.01.2020)
7. Степанова Е.Е. Контрактная система в сфере закупок: опыт цивилистического исследования. Монография. − М.: Изд-во Гамма, 2018. − 381 с.
8. Тасалов Ф. Контрактная система: правовое положение экспертов // Конкуренция и право. − 2014. − № 2. − С. 41-45.