Статья:

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ РЕЖИССЁРОВ-ПОСТАНОВЩИКОВ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТРАНАХ СНГ

Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Ботин В.А. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ РЕЖИССЁРОВ-ПОСТАНОВЩИКОВ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТРАНАХ СНГ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(65). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 33-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ РЕЖИССЁРОВ-ПОСТАНОВЩИКОВ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТРАНАХ СНГ

Ботин Виктор Алексеевич
аспирант, Российская государственная академия интеллектуальной собственности, РФ, г. Москва

 

REGULATION OF THE RIGHTS OF DIRECTORS OF THEATRICAL AND ENTERTAINMENT PERFORMANCES IN THE CIS COUNTRIES

 

Victor Botin

Graduate student of the Russian State of Intellectual Property, Russia, Moscow

 

Аннотация. Достижения театрального искусства за последние полтора века неразрывно связаны с развитием режиссерского театра. Благодаря творческим, организационным усилиям режиссеров-постановщиков создается художественно целостное сценическое произведение. Одна из составляющих работы современного режиссера — объединение всех элементов спектакля и подчинение их реализации единого творческого замысла. В современном театре режиссер-постановщик является организатором исполнения театрально-зрелищного представления, объединяющим благодаря своему творческому труду все элементы сценического действия, а именно: пьесу, актерское искусство, декоративное оформление, звуковое сопровождение, световое оформление и музыкальную аранжировку, а также другие виды изобразительного искусства, применяемые при постановке спектаклей.

Abstract. The achievements of theatrical art over the past century and a half are inextricably linked with the development of the director's theater. Thanks to the creative, organizational efforts of the production directors, an artistically integral stage work is being created. One of the components of the work of a modern director is the unification of all the elements of the performance and subordination of their implementation to a single creative idea. In the modern theater, the stage director is the organizer of the performance of a theatrical and spectacular performance, combining, thanks to his creative work, all the elements of stage action, namely: a play, acting, decorative design, sound, lighting design and musical arrangement, as well as other types of fine art used in the staging of performances.

 

Ключевые слова: Режиссер-постановщик; театрально-зрелищное представление; смежные права; авторское право.

Keywords: Stage director; theatrical and entertainment performance; related rights; copy.

 

Сегодня СНГ – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, призванная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества.

На восемнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ был принят модельный закон «О театре и театральной деятельности» [26].

Данный закон направлен на унификацию правового регулирования театральной деятельности в странах участниках СН Данный модельный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и публичным показом в живом исполнении театральных постановок, определяет правовые основы театральной деятельности, а также формы ее государственной поддержки.

Целью модельного Закона «О театре и театральной деятельности» является обеспечение и защита прав граждан, а также иных лиц на свободу художественного творчества, участие в театральной деятельности, пользование услугами театров и театральных организаций, на доступ к произведениям театрального искусства.

Задачами модельного Закона является создание правовых гарантий для:

1) сохранения самобытности театральной культуры, развития межрегиональных, межнациональных и международных культурных связей;

2) сохранения исторически сложившейся системы государственных и муниципальных театров, развития театров иных организационных форм и форм собственности, реализации инновационных проектов в сфере театральной деятельности;

3) защиты прав постановщиков и актеров на театральную постановку; последовательного проведения политики государственного протекционизма в отношении театрального искусства, творческих работников театров и других организаций, осуществляющих в соответствии со своими уставами театральную деятельность;

4) финансово-экономического обеспечения деятельности театров, системы социальной защиты работников театров; создания условий для обновления творческих составов театров.

В законе точно разграничены субъекты права на театральную постановку для показа в живом исполнении, данными субъектами являются постановщик, артисты, исполняющие роли (партии) в театральной постановке, и продюсер. Постановщику и артистам, исполняющим роли (партии) в театральной постановке, принадлежит право на имя - обозначение своего имени в рекламных изданиях, на афишах, в других информационных материалах, связанных с театральной постановкой.

Постановщик имеет право на защиту театральной постановки от искажений. Такими искажениями признаются осуществленные без ведома или разрешения постановщика изменения состава исполнителей ролей (партий), мизансцен, хореографии, сценографии, световой партитуры, театральных костюмов, используемых артистами аксессуаров, музыкального решения театральной постановки. Договором между постановщиком и продюсером могут быть установлены другие признаки искажений театральной постановки.

Данный закон без каких-либо изменений был принят на национальном уровне такими странами участниками СНГ как Таджикистан [19], Туркменистан [20], Азербайджан [15].

Режиссер-постановщик театрально-зрелищных произведений в данных государствах относится к субъектам смежных прав на театрально-зрелищные произведения наравне с актерами-исполнителями.

В Беларуси в соответствии с абз. 6 п. 3 ст. 25 Законом Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» [16] публичное исполнение режиссера-постановщика спектакля предусмотрено в числе правомочий, входящих в состав исключительного права наряду с правом на использование записи исполнения. Кроме того, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2011 № 1609 «О коллективном управлении имущественными правами» [28], утверждены ставки вознаграждения за использование произведений и исполнений в составе спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений: 3% за многоактные и 1,5 за одноактные постановки. Однако право на неприкосновенность постановки законодательством Республики Беларусь не предусмотрено.

В Республике Молдова на основе модельного закона СНГ был принят закон «О театрах, цирках и концертных организациях» [17], который определяет основные принципы творческой деятельности театров, цирков и концертных организаций, порядок их создания, реорганизации, ликвидации, финансирования и управления ими. Данный закон не разграничивает права на театрально-зрелищные представления.

Смежные права на театрально-зрелищные представления принадлежат исполнителям без конкретного перечня таковых на основании закона Республики Молдова «Об авторском праве и смежных правах» [18]. Точного указания на режиссеров-постановщиков театрально-зрелищных представлений в нормативных правовых актах Республики Молдова нет, так же, как и в Армении, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане.

Единственная страна участник СНГ, которая не относит постановку театрально-зрелищных произведений к смежным правам – Украина. Подп. 6 ст.8 п.1 .Закона Украины 3793-XII от 23 декабря 1993  «Об авторском праве и смежных правах» [21] указывает драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа, и их постановки в числе объектов авторского права.

Так же, Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 № 72 «Об утверждении минимальных ставок вознаграждения (роялти) за использование объектов авторского права и смежных прав» (с изм. от 14.09.2011) [27] установлены минимальные ставки авторского вознаграждения (роялти) за публичное исполнение, публичный показ, публичное оповещение или ретрансляцию (повторное публичное сообщение) произведений науки, литературы и искусства, в числе которых 1% выплачивается режиссеру-постановщику по всем видам постановок.

Таким образом, на примере наиболее «родственных» нашему государству стран, мы показали многостороннее отношение к правовому статусу режиссера-постановщика театрально-зрелищных представлений, что ведет к большой проблеме правотворчества на национальном уровне, вызывая дискуссии среди теоретиков.

Отнесение к объектам смежных прав театральных постановок не предусмотрено Международной конвенцией об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (далее – Римская конвенция) [25], которой под исполнителями понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.

Режиссеры и дирижеры отнесены российским законодательством к субъектам смежных прав, что не противоречит Римской конвенции, и создает дополнительные гарантии для охраны технического воплощения исполнений в виде записей, сообщения в эфир и т.п. Однако правовой режим объектов смежных прав не предусматривает охраны «живых постановок». А изменение правового режима на авторскую защиту создает противоречие к Договору о Евразийском экономическом союзе [11]. В абз. 2 ст. 2 Протокола об охране и защите на объекты интеллектуальной собственности (Приложение 26 к договору) режиссеры-постановщики указаны в качестве исполнителей, обладающих смежными правами.

Данная проблематика, наталкивает нас на вывод о том, что необходима разработка единого унифицированного законодательства в сфере театральной деятельности, так же доказывая необходимость регламентирования статуса авторов театральной постановки как самостоятельного объекта, обосновываем признание этого статуса за тремя авторами – драматургом, режиссёром-постановщиком и композитором, уточняя что в отношении признания статуса автора за режиссером-постановщиком, предлагается, не меняя правовую природу режиссера-постановщика как обладателя смежных прав, закрепить за ним авторское право не к его постановке (исполнению), а к театрально-зрелищному представлению в целом, при этом признавая его как исполнителем по отношению к своей постановке, так и соавтором ряда произведений входящих в театральную постановку. Предлагаем осуществить регламентацию в первую очередь на международном уровне, далее на национальном в следующей последовательности: автор драматического произведения, режиссер-постановщик, автор музыкального произведения.

 

Список литературы:
1. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957. 280 с.
2. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. 280 с.
3. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. 416 с.
4. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М., 1988. 210 с.
5. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском и смежных правах. 3-е изд. М.: Экзамен, 2003. 186 с.
6. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный).// СПС «КонсультантПлюс».
7. Глумов А. Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки. М., 1955. 479 с.
8. Гоинь Е.С. Модернизация положений о договорах в сфере интеллектуальных прав // Законодательство. 2015. № 2. С. 10-18.
9. Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Юрид. лит. 1955. 232 с.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.).
11. Гражданское право: учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2011. Т. 3. 798 с.
12. Гришаев С.П. Смежные права. // СПС «КонсультантПлюс».
13. Договор о Евразийском экономическом союзе: Подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) Приложение № 26. // СПС «КонсультантПлюс»
14. Дозорцев В.А Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М.: Статут, 2003. 416 с.
15. Дозорцев В.А. Тенденции развития исключительных прав в Российской Федерации. Место авторского права в системе исключительных прав // Авторское и смежное право: Сборник докладов. 1998. № 9. С. 15-20. 
16. Еременко В.И. О правовой охране смежных прав в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2012. № 2. С. 30-55.
17. Закон Азербайджанской Республики «О театре и театральной деятельности» от 29.01.2006 // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16140. (дата обращения 15.05.2022).
18. Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17.05.2011 № 262-З // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=711501. (дата обращения 13.05.2018).
19. Закон Республики Молдова «О театрах, цирках и концертных организациях» от 31.10.2002 № 1421 // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=5102. (дата обращения 13.05.2022).
20. Закон Республики Молдова «Об авторском праве и смежных правах» от 29.07.2016 № 212 // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=88779. (дата обращения 13.05.2022).
21. Закон Республики Таджикистан «О театре и театральной деятельности» от 02.01.2002 // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=5869. (дата обращения 14.05.2022).
22. Закон Туркменистана «О театре и театральной деятельности» от 08.11.2014 // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=71130. (дата обращения 13.05.2022).
23. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.01.1993 № 3792-XII // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=9524. (дата обращения 15.05.2022).
24. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М: Юрид. лит. 1972. 168 с.
25. История русского драматического театра / Под ред. Ю.А Дмитриева, Т.М. Родиной, О.М. Фельдман и др. М: Искусство, Т. 2. 556 с.
26. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп. от 05.02.2014) // Собр. законодательства РФ, 2014, № 9.
27. Международная конвенция «Об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций» принята 26.10.1961 // [Электронный ресурс] URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=12656. (дата обращения 14.05.2022).
28. Модельный закон «О театре и театральной деятельности» // [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901814689. (дата обращения 14.05.2022).
29. Модельный закон «О театре и театральной деятельности» // [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901814689. (дата обращения 14.05.2022).
30. Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении минимальных ставок вознаграждения (роялти) за использование объектов авторского права и смежных прав» от 18.01.2003 № 72 // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=19148. (дата обращения 15.05.2022).
31. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О коллективном управлении имущественными правами» от 29.11.2011 // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=892130. (дата обращения 13.05.2022).
32. Устав Содружества Независимых Государств // [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=4132. (дата обращения 12.05.2022).