Статья:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОНДОВ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ НОРВЕГИИ

Конференция: LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Парыгин В.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОНДОВ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ НОРВЕГИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(66). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОНДОВ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ НОРВЕГИИ

Парыгин Владислав Андреевич
cтудент Сибирского юридического университета, РФ, г. Омск

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FUNDS OF THE NORWAY INSURANCE SYSTEM

 

Vlad Parygin

Student of Siberian Law University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В данной статье мы попытаемся изучить Норвежскую систему страхования по всем важным, ключевым показателям, а также углубленно рассмотреть какое влияние на процедуры страхования оказывает различные пенсионные фонды.

Также мы проведем сравнительный анализ двух основных пенсионных фондов страны.

Abstract. In this article, we will try to study the Norwegian insurance system in all important, key indicators, as well as to consider in depth what impact various pension funds have on insurance procedures. We will also conduct a comparative analysis of the country's two main pension funds.

 

Ключевые слова: страховой рынок; экономика; законы Норвегии; пенсионный фонд.

Keywords: insurance market; economy; laws of Norway; pension fund.

 

Многие эксперты отмечают, что отечественному страховому рынку (РФ) стоит строить систему страховых услуг, беря пример с Норвегии.

Одновременно принимая при этом лишь лучшие черты данного рынка, пытаясь избежать худших.

Вообще в Скандинавии система имущественного и личного страхования распространена гораздо шире, чем в России.

Это обусловлено множеством факторов: это и долгая история развития данного института, и сам менталитет норвежцев.

Поднимая тему страхования Норвегии нельзя не углубиться в структуру государственной системы страхования данной страны.

Она финансируется за счет государственного бюджета (распределительный тип PAYG). Система управляется Администрацией труда и социального обеспечения Норвегии (далее – NAV), которая является составной частью ю Министерства труда и социальных вопросов.

Выплата пенсий осуществляется NAV по возрасту и социальным выплатам: пособие по безработице, по инвалидности, по болезни, по временной нетрудоспособности (с ограничениями на работу), по рождению и уходу за ребенком и пр., объем в совокупности составляет одну треть бюджета страны.

Участниками обязательного государственного страхования являются все работающие лица на территории Норвегии, постоянно проживающие жители Норвегии, под постоянно проживающим жителем Норвегии считаются лица, проживающие в Норвегии не менее 12 месяцев (или у которых есть официальное намерение прожить как минимум 12 месяцев) и определенные категории граждан, работающих за границей.

Из обязательного страхования исключены иностранные граждане, являющиеся работниками иностранного государства или международной организации, а также другие специфичные категории лиц (получающие пенсию из-за границы и т.д.). Работа или долгосрочное пребывание (больше года) за границей может привести к прекращению членства в государственной системе страхования.

Лица, которые не застрахованы в соответствии с вышеуказанными положениями, могут застраховать себя добровольным страхованием при соблюдении определенных условий.

Государственная пенсия финансируется за счет текущих налоговых поступлений, что по сути, является системой распределительного типа в системе пенсионного страхования страны.

Следует отметить то, что NAV учитывает историю взносов каждого участника этой системы. Взносы и выплаты составляют существенную часть бюджета правительства, дефицит покрывается ежегодными траншами и другими налогами из Государственного пенсионного фонда Норвегии.

Государственный пенсионный фонд Норвегии (Government pension fund, ГПФ) принадлежит государству, в связи с этим его собственником является парламент Норвегии (Стортинг). Целью ГПФ является долгосрочное использование нефтяных доходов, а также формирование накоплений для финансирования пенсионных обязательств по Национальной системе страхования.

Министерство финансов Норвегии несет общую ответственность за управление Государственным пенсионным фондом Норвегии.

В состав ГПФ входят Государственный пенсионный фонд «Глобальный» (GPFG) и Государственный пенсионный фонд «Норвегия» (GPFN). Оперативное управление двумя составляющими осуществляется Норвежским Банком (Norges Bank) и компанией «Folketrygdfondet» соответственно, на основании мандата Министерства финансов.

Государственный пенсионный фонд «Глобальный» (ГПФ «Глобальный») - фонд, в который отчисляются сверхдоходы нефтяной промышленности Норвегии с дальнейшим инвестированием их в международные активы. ГПФ «Глобальный» был создан в 1990 году с целью долгосрочной подготовки к поэтапному введению нефтяных доходов в норвежскую экономику. Долгосрочное, рациональное управление Фондом помогает обеспечить то, чтобы как нынешние, так и будущие поколения могли бы извлечь выгоду из нефтяных богатств Норвегии.

Фонд является неотъемлемой частью годового государственного бюджета Норвегии.

Правительство может использовать средства фонда для покрытия дефицита бюджета, но максимальная сумма транша из ГПФ «Глобальный» не должна превышать 4% от стоимости его активов.

Предполагается, что такой размер изъятия средств из ГПФ «Глобальный» соответствует уровню реального инвестиционного дохода фонда.

Государственный пенсионный фонд «Норвегия» (ГПФ «Норвегия») - управляется специально созданной государственной компанией «Folketrygdfondet» согласно мандату Министерства финансов. ГПФ «Норвегия» был создан в 1967 году в соответствии с Законом о Национальном страховании под названием Фонд Национальной системы страхования (National Insurance Scheme Fund). Название было переименовано 1 января 2006 года одновременно с переименованием ГПФ «Глобальный».

Главной целью управления ГПФ «Норвегия», также, как и ГПФ «Глобальный», является получение максимально возможного уровня реальной доходности в долгосрочной перспективе с учетом умеренного уровня риска. Однако во многом из-за функций фонда «Норвегия», который призван обеспечивать стабильность системы пенсионного обеспечения Норвегии, между двумя фондами существуют различия в инвестиционных стратегиях.

Инвестиционные стратегии для ГПФ «Глобальный» и ГПФ «Норвегия» определяются Министерством финансов Норвегии.

В соответствии с бенчмарком для ГПФ «Глобальный» 70% активов должны размещаться в акции. Для ГПФ «Норвегия» доля размещения в акции для составляет 60%, 40% в инструменты с фиксированной доходностью, причем 85% инвестиций должно приходится на Норвегию и 15% - на Данию, Финляндию и Швецию.

 

Список литературы:
1. Цуциева О.Т., Икоев В.Т. НОРВЕЖСКАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 9-3. – С. 601-608.
2. Цибульникова В.Ю., Земцов А.А. Об особенностях системы страхования банковских вкладов в странах Европейского союза // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 6. – С. 204-209.
3. Телякова О.В. Обзор пенсионной системы Норвегии: до, вовремя и после реформы // Финансы и кредит. – 2011. – № 31 (463) – С. 75-80.