Статья:

Семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ и зарубежных странах. Сравнительный анализ

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Шершень Т.В., Лукина А.О. Семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ и зарубежных странах. Сравнительный анализ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 121-128.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ и зарубежных странах. Сравнительный анализ

Шершень Тамара Васильевна
канд. юрид. наук, доц., заведующая кафедрой Гражданского права, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь
Лукина Александра Олеговна
магистрант, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь

 

Аннотация. В данной статье приведен сравнительный анализ семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и других зарубежных странах, что на сегодняшний день является весьма актуальным. Это связано с тем, что российский институт семьи и гражданское законодательство в последнее время существенно видоизменяется. В статье рассмотрены семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При сравнительном анализе выявлены достоинства и недостатки российского и зарубежного законодательства.

 

Ключевые слова: семья; семейные формы воспитания детей; защита детей; дееспособность; права детей; опека; попечительство; патронаж; приемная семья.

 

В каждом государстве степень заботы и защиты детей является одним из критериев характеристики самого государства (далее – общества и семьи).

Дети, в силу своих психологических и физиологических особенностей, являются недееспособными, нуждаются в воспитании и заботе, не могут полноценно защищать себя и свои права.

Обстановка каждой страны в политической, экономической, социальной и духовной сферах несомненно различна, у каждой есть свои преимущества и недостатки в развитии этих четырех сфер жизни общества. Мы не отрицаем того, что именно недостатки государственной политики, экономического положения страны, духовного развития общества и социальных отношений сказываются на жизни нового поколения, и, несомненно, мы должны устранять корни недостатков. К примеру, одной из главных причин того, что российские граждане неохотно усыновляют детей, – ненадлежащий уровень социально-экономических условий, в том числе жилищные проблемы, а также отсутствие государственной поддержки детей и семей с детьми. Появилось множество вытекающих последствий из недостатков мировых государств, все страны объединяет одна общая проблема – это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В данной научной работе мы рассмотрим семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за рубежом и в России, что дает нам полное представление о исследуемой проблеме в диссертации. Помимо этого, знание законодательства других государств, помогает улучшить Российскую систему правового регулирования.

В первую очередь, на примере России, на основании Конституции, Федеральных Законах, Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации, мы определимся с термином «семейные формы воспитания» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который включает в себя усыновление, опеку, попечительство и патронаж.

Именно вышеуказанные нормативно-правовые акты являются основополагающими документами РФ, которые регулирует отношение между государством и обществом, между гражданами РФ, где, в том числе, дети являются самостоятельным субъектом права.

Так в ч.1, главе 3 ГК РФ детям, оставшимся без попечения родителей (совершеннолетним и несовершеннолетним, дееспособным и недееспособным), посвящены ст.ст. 26–41. Здесь опека (ст. 32) устанавливается над гражданами до 14 лет и опекун вправе совершать от имени и в интересах подопечного все необходимые сделки.

Попечительство (ст. 33), в свою очередь, касается несовершеннолетних от 14 до 18 лет, где попечитель может давать согласие на сделки, которые несовершеннолетние дети не вправе совершать самостоятельно.

Весомое отличие патронажа (ст. 41) от опеки и попечительства трактует ГК РФ. Во-первых, по нашему мнению, патронаж – это не вполне семейная форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ведь он устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином от 18 лет, который, по каким-то причинам не может защищать свои права.

Здесь совершеннолетнему гражданину назначается помощник на основании договора, помощник получает заработанную плату и, вместе с органами опеки и попечительства (вместе с социальными службами) оказывает ту или иную поддержку и помощь гражданину, над которым устанавливается патронаж.

Выше мы уже упомянули органы опеки и попечительства (ст. 34 ГК РФ). Это органы исполнительной власти и местного самоуправления, они осуществляют опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей. Также орган опеки и попечительства осуществляет контроль деятельности опекунов и попечителей.

Семейный Кодекс Российской Федерации содержит в себе не только права детей (ст.ст.47–79, раздел 4 «Права детей и родителей»), но и отдельный раздел (ст.ст. 121–155, гл. 18-22, раздел 6), посвященный формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь появляется еще не рассмотренная нами форма воспитания – усыновление и термин приемная семья. Над ребенком устанавливается опека и попечительство, которые мы рассматривали выше, приёмной семьей (ст.ст. 151–154) по договору.

Усыновление или удочерение (гл.19, ст.ст. 124–144) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 введен Федеральным законом от 27.06.1998 № 94-ФЗ) и устанавливается над несовершеннолетними детьми.

Рассматривая семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежных странах и в России, следует обратить внимание на существующие нормы международного права: Всеобщая декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и др.

Как и Российская Федерация, Федеральная Республика Германии тоже ставит в основу защиту прав детей. Федеральное, местное и региональное законодательство создают различные комитеты и комиссии для оказания помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Источником правового регулирования по защите детей является Конституция ФРГ. Здесь гарантирована образовательная помощь.

Отличие от России заключается в том, что акцент ставится не на усыновление, а на опекунство и попечительство, по причине более просто пути составления документов, также в такой ситуации ребенку дается возможность встречаться и поддерживать связь со своими настоящими родителями. К тому же в Германии всё больше и больше открываются негосударственные учреждения в помощь детям, чего в России явно недостаточно.

По закону ФРГ только после неудачных попыток удержать ребенка в настоящей семье следует процедура усыновления или установления опекунства/попечительства.

Соединенные Штаты Америки далеко не отстают от Германии. США занимают лидирующее положение в мире, которое касается института усыновления.

В тоже время Россия и Америка схожи в стратегии правового регулирования воспитания и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сравнивая работы опеки в этих странах. Так, например, финансирование детей-сирот сконцентрировано, по большей части, на местном уровне.

Вместе с тем требуется выделить и отличительные черты в работе органов опеки и попечительства Америки и РФ. Так, до последнего времени российская система основывалась на детских домах, а в США в течении продолжительного времени активно практиковалось временное проживание детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях. Также в США дети не могут попасть под любую форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, без судебного решения, в то время как в России постановление пленума Верховного суда необходимо лишь при усыновлении. Лишь 10 % детей США, оказавшихся в приемных семьях, остаются там до совершеннолетия. И примерно 50% американских детей, попавших к приемным родителям, возвращаются в свою семью в течение года, в то время как в России воссоединение происходит крайне редко.

В Великобритании, как и в предыдущих странах, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляют в реабилитационный центр временного содержания, приют или в детский дом.

Поиск опекунов начинается тогда, когда для ребенка не удается найти защиты со стороны его родственников. Также в Англии практикуется семья выходного дня.

Современная государственная политика социальной помощи во Франции постепенно выросла из действий отдельных частных лиц, и сейчас в этом направлении работают многочисленные ассоциации и частные учреждения. Чаще всего они финансируются из государственных фондов. Признается, что социальная политика должна быть направлена на реализацию социальной помощи на местном уровне, чтобы ребенок, оставшийся без попечения родителей, имел доступ к социальным службам, оставаясь в знакомой ему обстановке.

Но всё-таки основной структурой защиты ребенка во Франции является семья, в которой он родился и должен иметь возможность развиваться. Французское право и социальные службы в приоритет ставят связь ребенка с биологическими родителями, пребывание в доме биологических родителей. И даже когда возникает острая необходимость перемещения ребенка в приемную семью из-за возникновения опасности для него, считается необходимым поддерживать его связь с кровными родственниками.

В Японии, по нашему мнению, происходит уникальная ситуация, ведь при решении вопроса об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, рассматривается детский дом, а потом уже воспитание в приемной семье (фостеринг). Поэтому здесь с каждым годом растёт количество детей в детских домах. Причем имеет не много случаев, где суды принимают своё участие, определяя воспитанников детских домов, сравнивая, к примеру, с Англией.

Интересно заметить, что в Японии, как и в Англии, родители могут отдать свои детей в детский дом, с сохранением родительских прав. А потом забрать обратно.

Более 90 % детских домов Японии – частные. Следует отметить, что, в Японии не развита система профессиональной социальной работы, и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от совместной работы органов местного самоуправления и местных волонтерских организаций, контролирующих благосостояние детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Приемные родители в Японии делятся на четыре вида: приемные родители, родственники-опекуны, приемные родители на временный срок, профессиональные приемные родители.

Профессиональные приёмные родители являются опекунами детей, которые более двух лет назад психологически травмировались из-за небрежного отношения к себе своими предыдущими родителями.

Профессиональные родители, как и во многих других государствах, перед тем как стать опекуном или попечителем, проходят обучение. Также требуется официальное разрешение на опеку и минимум трёх летний опыт воспитания приемных детей (работа в центрах дневного пребывания, детских домах, домах ребенка и других детских социальных учреждениях).

Следует подчеркнуть, как бы в перевес России, что приёмным родителям в Японии выплачивают деньги в зависимости от возраста опекаемого, а также есть расходы, которые родителям полностью возмещаются.

Парадокс в том, что, как мы и отметили ранее, приёмных семей в Японии очень мало, а наполняемость детских домов почти стопроцентная. Савенко О.Е. в своей научной статье о детях, оставшихся без попечения родителей, поясняет это критическое для детей социальное положение высокими духовными ценностями страны и уникальным мировоззрением её граждан.

В Англии, наоборот, устройство детей под опеку органов местного самоуправления производится по большей части профессионалами специалистами социальной работы, которые отвечают за качество услуг, предоставляемых детям, начиная с момента их помещения в детские или приемные дома.

Контроль приемных семей прописан в нормативно-правовых актах Англии: «Общие инструкции об устройстве детей» и «Правила устройства детей на воспитание в приёмную семью». Также существуют Национальные стандарты воспитания в приёмной семье. Важно подметить, что в приёмной семье не могут опекаться более 3 детей, но имеют место исключения, когда приемные дети, оставшиеся без попечения родителей, желают жить со своими родными братьями и сёстрами с ними в одной семье. В случаях, когда ребенка не удалось устроить в семью – его направляют во временное детское учреждение (детский дом, приют, интернат).

В Великобритании существует целая система отчетности приёмных родителей перед органами опеки, куда входит регулярное обучение попечителей и опекунов.

Что касается Финляндии, то здесь вообще не предусмотрено и никак законодательно не закреплено лишение родительских прав. И, в любом случае, контакт родителя и ребенка не должен быть приостановлен.

В судах Финляндии решение принимается независимо от того, российский или финский ребенок. А права и интересы ребенка превыше всего.

Проанализировав семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России, США, ФРГ, Франции, Японии, Англии и Финляндии, можно сделать вывод, что самым верным способом из всех принимаемых мер является выявление кризисных семей и далее работа с этими семьями.

Также знакомство с опытом работы различных государств позволяет выявить самые эффективные способы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. В крайнем случае, мы хотя бы должны знать, за что нам бороться.

Помимо множества государственных программ, существует ряд международных мер и работ, которые тоже требуют своего совершенства, а в таком случае мы должны иметь в виду, с чем и кем мы работаем.

Сохранение семьи как ведущего института позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание как межнациональная идея, способная активизировать мировое сообщество для новых свершений, новых научных открытий и идей.

Семейные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот требуют не только дальнейшего изучения, но и совершенствования в каждой стране.

 

Список литературы:
1. Бессчетнова О.В. Усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США // Вестник Томского ГПУ.
2. Всеобщая декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года – [Электронный ресурс] – (дата обращения: 15.03.2017).
3. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт. 2013. URL: http://www.rfh.ru/downloads/Books/134693008.pdf (дата обращения: 17.03.2017). С. 124.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2015. № 27. Ст. 3945.
5. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года – [Электронный ресурс] – (дата обращения: 15.03.2017).
6. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) – [Электронный ресурс] – (дата обращения: 15.03.2017).
7. Кондакова Т.В. Организация работы службы сопровождения принимающих семей во Франции // Приемная семья. – 2008. – № 2. – С. 45–48.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31.Ст. 4398.
9. Кустова В. Усыновление в Японии // URL: http://www.ru-jp.org/adoption.htm (дата обращения: 17.03.2017).
10. Лобанова Т. В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 4.
11. Мировой опыт развития семейных форм устройства детей. Источник: http: //www. usynovite. ru/experience/history/chapter2/.
12. Савенко О.Е. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежных странах // Вектор юридической науки. 2015. С. 126–135.
13. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) – [Электронный ресурс] – Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2017).
14. Татаринцева Е. А. Новые тенденции в развитии законодательства об усыновлении в Англии. 2009. URL: http://www.juristlib.ru/book_4883.html (дата обращения: 17.03.2017).
15. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» – [Электронный ресурс] – Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2017).
16. Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – [Электронный ресурс] – Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2017).
17. Французский гражданский кодекс / Пер. с франц. А.А. Жуковой, Г.А. Пашковской. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 1101 с.
18. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2017) – [Электронный ресурс] – Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2017).
19. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» – [Электронный ресурс] – Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2017).
20. Чавдарова А. Защита прав детей в Федеративной Республике Германия // Социальная охрана и защита детей в Болгарии, Польше, России, Словацкой Республике, Чешской Республике и Федеративной Республике Германия. Габрово: Екс-прес, 2011. С. 67.
21. Adoption in America. Historical perspectives / edited by Wayne Carp. US: University of Michigan Press, 2007.
22. Breid, Inde: Befreiungspedagogik und Kinderdorf-idee, SOSKinderdorfen in Entwicklundslandern, Paulo Freire und Hermann Gmaeiner im Vergleich. Verlag Dialogische Erziehung, Oldenburg, 2003.