Статья:

ТЕОРИЯ ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Этика

Выходные данные
Тошбаева М.Т. ТЕОРИЯ ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XC междунар. науч.-практ. конф. — № 7(90). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРИЯ ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Тошбаева Матлуба Тохировна
студент, Наманганский государственный университет, Узбекистан, г. Наманган

 

MODERN UNDERSTANDING OF CLASSICAL MORAL ISSUES

 

Matluba Toshbaeva

Student, Namangan State University, Uzbekistan, Namangan

 

Аннотация. Статья о сходстве поведения человека с поведением животного под влиянием естественного отбора природы в зависимости от уровня интеллекта и самоконтроля; о причинах толкающих людей на преступления; о влиянии исламской и православной религий на нравственность людей; личные наблюдения педагога за трудно воспитуемыми детьми и о некоторых способах решения проблемы в профилактике детской преступности.

Abstract. The article is about the similarity of human behavior with animal behavior under the influence of natural selection of nature, depending on the level of intelligence and self-control; about the reasons for pushing people to commit crimes; about the influence of Islamic and Orthodox religions on people's morality; personal observations of a teacher for difficult-to-educate children and about some ways to solve the problem in the prevention of child crime.

 

Ключевые слова: эволюция; внутривидовая и межвидовая борьба; преступление; естественный отбор; агрессия и жестокость; идеология; общий интеллект; эмоциональный интеллект; моральный самоконтроль; нравственные ценности; разум.

Keywords: evolution, intraspecific and interspecific struggle, crime, natural selection, aggression and cruelty, ideology, general intelligence, emotional intelligence, moral self-control, moral values, reason.

 

Согласно теории Чарльза Дарвина, люди произошли в результате эволюции животных. Следовательно, в людях присутствуют гены животных, о чём свидетельствуют исследования учёных: «по генетическому строению к человеку ближе всего шимпанзе: у человека с ними 96 % общих генов. С абиссинскими кошками нас объединяет 90 % наследственного материала, а с мышами 85 %, с мушками дрозофилами у нас 65 % общих генов» [1]. Нахождение останков древних людей и результаты исследований в области антропологии, палеонтологии, биологии и морфологии показывают, как при эволюционном развитии от человека умелого до человека разумного Homo sapiens, наблюдается увеличение массы мозга [3]. С изучением антропогенеза стало известно, что с увеличением массы мозга человек стал отличаться от животного высокой степенью развития головного мозга. Благодаря этому у человека развилось абстрактное мышление и сознание, он живёт в обществе и общается с помощью речи, а также имеет трудовые навыки.

Современный человек, закончив эволюцию биологическую, начал эволюцию культурную. Принято считать, что это произошло около 35-40 тысяч лет назад. С развитием интеллекта у человека появились такие понятия как: нравственные (моральные) ценности: честность, верность, справедливость, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм; духовная культура – искусство, религия. То есть современный человек стал нравственной, духовно развитой и интеллектуальной личностью в общем понимании. Но у всех ли людей одинаково развит интеллект? И как связано духовно-нравственное развитие с развитием общего интеллекта?

В наше время можно определить коэффициент интеллекта – IQ, с помощью специальных тестов (таких как тест Айзенка) и разделить уровни интеллекта на низкий, средний и высокий [4].

Первые представители биологических видов человека были крайне «примитивны» (безнравственными, в современном понимании, и с низким уровнем интеллекта). Но эта «примитивность» сохранилась и у некоторых представителей современного человеческого общества. От уровня интеллекта и способности себя контролировать зависит поведение современного человека в той или иной ситуации: способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Способность контролировать себя с точки зрения господства над собственными желаниями и аппетитами называется самоконтролем. Если человек способен отказать себе в желаниях и потребностях, когда они толкают его переступить за грань нравственности и рамки закона, значит, он обладает моральным самоконтролем – это способностью личности формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков. Самоконтроль в общем смысле этого слова, помогает принимать правильные решения, уменьшая количество импульсивных действий. Способность самоконтроля заключается в использовании разума для управления инстинктами [5]. А разум формируется у человека на основе интеллекта с получением своего жизненного опыта, а также при наблюдении за поведением других людей и анализе их ошибок. Разум и ум – понятия неразделимые, причем разум превосходит ум. Следовательно, чем выше уровень интеллекта у человека и имеется жизненный опыт, тем лучше он контролирует свои эмоции, желания и потребности. Чем ниже уровень интеллекта, тем меньше человек ограничивает себя в желаниях, а значит тем инстинктивнее (импульсивнее) его поведение и подобно поведению животных.

Импульсивное поведение животного, формирующееся в процессе естественного отбора и направленное на удовлетворение биологических потребностей, зависит от внутривидовой борьбы за существование. Внутривидовая борьба самая острая и жёсткая среди всех видов борьбы, так как особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах: у них одна еда и одна территория. Примерами примитивного поведения животных внутри вида могут быть состязания за добычу между хищниками одной популяции (первыми питаются сильнейшие из стаи); внутривидовой каннибализм – уничтожение молодняка при избыточной численности популяции (нередко львы съедают детёнышей самки для устранения конкурентов); борьба за главенство в стае (борьба самцов (среди бабуинов) или самок (среди гиен) за право быть вожаком стаи – животная иерархия) [6]. Вместе с тем оказывается, что жестокость и агрессия являются целесообразными и оправданными с точки зрения двух главных задач каждого индивида – сохранение жизни самой особи и её потомства.

Сравним поведение животного в борьбе за добычу внутри вида с поведением современного человека с низким уровнем интеллекта при совершении преступления. Человек с низким развитием интеллекта и без нравственных устоев, с наркотической или алкогольной зависимостью (наркотические вещества и алкоголь приводят к деградации личности) ведёт себя так же импульсивно и жестоко, как животное. В борьбе за добычу внутри вида животные ведут открытую агрессивную борьбу, вне зависимости от того: охотился хищник на добычу или нет, прикладывал какие-то усилия, чтобы её добыть или нет. Такая борьба может закончиться убийством одного из стаи. Человек, не придерживающийся моральных норм, или с низким уровнем интеллекта, также открыто или скрыто борется за добычу, которую не заработал своим трудом. Открыто нападая на другого человека (убийство, насилие) или делая это скрытым способом (воровство, коррупция), он удовлетворяет свои желания и потребности, в которых не может себе отказать, когда ему предоставляется такая возможность, либо эту возможность он находит сам – как хищник жертву. Главное для такого человека – это завладеть материальными ценностями в личных целях, скрыть следы преступления и остаться безнаказанным, а угрызениями совести он мучиться не будет.

Изучение судебной практики наглядно показывает, что значительная доля преступлений совершается людьми с низким интеллектом, так как совершаемые преступления данной категорией людей (кражи, разбои и грабежи) не отличаются своей сложностью и изобретательностью, и не требуют серьёзных умственных усилий. Сниженный интеллект нередко сопровождается неправильной оценкой своих и чужих поступков, склонностью к грубым влечениям и исчезновением привязанности к родным и близким. Подобное исчезновение привязанности к родным и близким можно увидеть в борьбе родных людей за наследство, где забываются родственные отношения, где братья и сёстры становятся злейшими врагами, как во внутривидовой борьбе за обладание ресурсами (у многих видов животных также нет родственных отношений, нет братьев и сестёр).

Из этого следует: жестокость и агрессия, импульсивность действий – главный фактор естественного отбора среди живых организмов в природе. Об этом свидетельствуют и отношения в мире людей: жестокие войны между странами, нациями, религиями как межвидовая борьба животных за ресурсы и территорию.

Такие сходства в поведении человека и животного в межвидовой и внутривидовой борьбе ещё раз подтверждают теорию Чарльза Дарвина о происхождении человека в результате эволюции животных.

Чем выше интеллект, тем сильнее человек контролирует свои эмоции и желания, чувства и агрессию. Человек с развитым интеллектом способен к рациональному рассуждению, предвидению последствий своих поступков, осознанию ответственности за них. Следовательно, у него гораздо больше шансов избежать конфликта либо урегулировать его мирным путём. Человек же с низким интеллектом подобными качествами не обладает, рассуждать не привык и руководствуется в основном своими эмоциями, подвержен действиям импульсивного характера, что нередко приводит к совершению преступлений [7].

Существуют черты характера и качества поведения, которые говорят о высоком уровне интеллекта человека. Одна из таких черт – это эмпатия (эмоциональный интеллект) – понимание чувств другого человека, сопереживание и высокий уровень самоконтроля (способности принимать обдуманные решения, управлять своими эмоциями) [2]. Человек с более высоким уровнем интеллекта и высокой нравственностью для выживания и для улучшения условий своей жизни выбирает гуманные способы решения проблем, саморазвивается и трудится во благо общества. Такому человеку присущ альтруизм и открытость ко всему новому и неизведанному.

Но человек с высоким уровнем интеллекта тоже совершает преступления и причинами этому могут быть недостаточность жизненного опыта, то есть ещё не созревший разум (в молодости); одержимость какой-либо идеологией; психические аномалии (отклонение в психике говорит об абсолютном отсутствии самоконтроля желаний и потребностей), а также вынужденность принятия преступных действий в целях защиты.

Одержимые идеологией люди могут совершать преступления большого масштаба, например, «фюреры» разного уровня, управляющие одержимыми нацисткой идеологией «очищения арийской расы» фашистами (геноцид евреев и цыган в 1930-40-х годах); заражённые религиозной идеологией террористы и др. Но люди могут совершать преступления и с благородными намерениями, чтобы помочь бедным и угнетенным: как большевики, организовавшие революцию для ликвидации социального неравенства в 1917 году; как Владимир Путин, вынужденный проводить Специальную военную операцию на Украине для того, чтобы защитить русских людей, подвергающихся издевательствам и геноциду со стороны киевского режима, чтобы защитить Россию, как государство, от западных агрессоров.

Фёдор Михайлович Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» написал об обществе, разлагающемся от безнравственности и алкоголизма; о людях, совершающих преступления с благородными или низкими намерениями.

Бедный, но с высоким интеллектом студент, Родион Раскольников, одержимый своей теорией, в которой делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих» похож на психически нездорового человека, внутри которого долго борются две стороны: это нравственность (сердце, чувства) и желание проверить свою теорию (ум, заражённый теорией животного мира); и в конечном итоге всё-таки побеждает естественный отбор природы. Доказывая, что он сильный и жестокий, что он право имеющий альфа-самец, убивает старуху-процентщицу и её сестру, и забирает добычу себе. Убивая, он превращается в животное и теряет душу, присущую только человеку. Но откуда в нём столько жестокости? Где берет истоки эта теория животного мира в Родионе Раскольникове, с детства воспитанного добрым и порядочным человеком? Родион Раскольников с детства рос в бедности и много раз был свидетелем безнаказанной жестокости и унижения со стороны богатых и сильных людей по отношению к бедным и слабым (сон, который увидел Раскольников накануне преступления – это был эпизод из его детства). И он решил доказать жизни и, в первую очередь, себе то, что он не относится к бедным и слабым, что он сильный и право имеющий. Комплекс бедности и протест своему социальному и материальному положению в обществе закладывались у него с детства и вылились в эту негуманную теорию. Ф.М. Достоевский показывает в своем романе, что одержимость какой-либо ложной идеей может повлечь за собой массу неправомерных действий.

Сестра Раскольникова, Дуня, девушка с высокими нравственными ценностями, вынуждена была совершить преступление и стрелять несколько раз в Свидригайлова от безысходности, оказавшись в безвыходной ситуации.

Сонечка Мармеладова, верующая девушка, наполненная чувством сострадания и сопереживания, совершает преступление против себя – приносит в жертву нравственность и человеческое достоинство, помогает выжить братьям и сестрам несмотря на то, что они ей не родные.

Свидригайлов, безнравственный человек с низким интеллектом, раб своих желаний и похотей, совершает гнусные преступления за преступлениями; и в итоге, не получив желаемого, заканчивает жизнь самоубийством.

Старуха-процентщица, собирая у себя такое количество ресурсов, которого хватило бы поправить материальное положение многих людей, по закону природы была обречена на смерть, так как из-за низкого интеллекта не могла придумать иного способа приумножения капитала, кроме как давать под проценты деньги, впуская малознакомых людей в дом. Если не Раскольников, то кто-то другой из претендентов на её «сокровища»» все равно бы её убил [8].

Хоть герои Достоевского и вымышленные, но они отражают жестокую реальность жизни – хищника и жертву в дикой сущности природы, где выживает только сильнейший.

Природа требует постоянной борьбы и доказательства того, что человек имеет право на жизнь, право на имущество, право на власть – право на всё, что у него есть, вне зависимости от того, каким образом он этого добился; доказательства того, что он достоин того, на что претендует в будущем.

Человек с низким развитием интеллекта приносит большое потомство, передавая своё ДНК большому количеству особей, а главная цель природы – получить большое количество особей для выбора из них наиболее приспособленных к жизни. Человек с высоким уровнем интеллекта приносит маленькое потомство, так как всё своё время и энергию тратит на саморазвитие, карьерный рост, на открытия и изобретения в науке. А это противоречит законам природы и, естественно, природа пытается избавиться от высокоинтеллектуальных людей при помощи низкоинтеллектуальных. Человек с высоким уровнем интеллекта создаёт вакцины от высококонтагиозных заболеваний, останавливая эпидемии; лекарства от неизлечимых болезней, продлевая жизнь всему человечеству; находит способы предотвращения природных катаклизмов и примирения воюющих стран; тем самым препятствуя природе сокращать численность людей с помощью смертельных болезней, стихийных бедствий и войн. Высокоинтеллектуальные люди с нравственными ценностями могут сопротивляться и противостоять законам природы, но их численность мала.

Таким образом, можно прийти к выводу: все живые организмы на этой планете, начиная от бактерий и заканчивая человеком, вынуждены подчиняться законам природы, а именно естественному отбору. Человек должен применять все свои знания, умения и навыки для того, чтобы жить и продолжить род. Но есть ли возможность, если не исключить, то хотя бы уменьшить влияние естественного отбора на людей?

Ислам и Православие учат людей быть гуманными по отношению друг к другу. Призывая поститься, учат терпению, самоконтролю и укреплению силы воли в себе; воспитывают высокие нравственные ценности в человеке. В детстве и молодости, когда интеллект развивается, а из-за недостаточности жизненного опыта разум ещё не сформирован, – религия помогает идти по правильному пути, не совершая преступлений и безнравственных поступков. В итоге, увеличивая количество истинно верующих людей, которые не пользуются религией в корыстных целях и не стремятся к исключительности (религиозная интолерантность), возможно уменьшить влияние естественного отбора природы на людей и тем самым остановить разложение общества, а, следовательно, и деградацию человечества.

Также для того, чтобы уменьшить влияния фактора естественного отбора на человека целесообразно развивать общий интеллект и воспитывать в нём с детства, а именно в семье и школе – в дошкольном, младшем и старшем школьном возрасте – высокую нравственность и гуманность.

Работая учительницей начальных классов в школе с русским языком обучения, мне пришлось непосредственно столкнуться с детской преступностью. У одной из моих учениц была нехорошая привычка незаметно брать деньги у детей и взрослых. Об этой её склонности мне стало известно, когда в классе у детей часто стали пропадать деньги, и они обвиняли в этом её. В инциденте, в котором одноклассница обвинила девочку в пропаже денег, мать девочки отрицала её вину. Девочка живёт в семье со средним достатком: мама – портниха, папа – шофёр. Неоднократно становясь свидетелями этой неприятной ситуации в классе, дети перестали общаться с ней и часто конфликтовали. Отец и мать отрицали эту аморальную привычку дочери, о которой не могли не знать, так как девочка делала это достаточно профессионально и часто (однажды она достала деньги из моей сумки, находясь рядом со мной, пока я показывала ей в тетради её ошибки). Родители могли отрицать её склонность лишь по двум причинам: либо потому, что считали её привычку как «нужную» (по их мнению) приспособленность к жизни, либо они стыдились того, что у них такой ребёнок и не знали, что с этим делать.

У моей ученицы была повышенная потребность в еде. Она ела даже во время уроков (в то время как другие дети могли дождаться перемены), что говорит об отсутствии самоконтроля и по этой причине она отличалась от одноклассников лишним весом (из-за чего сильно комплексовала). Родители девочки давали ей деньги на карманные расходы, но, видимо, этих денег ей было недостаточно, чтобы удовлетворить свою повышенную потребность в еде. По этой причине ребенок нашел свой способ решения проблемы. В учебе девочка была слабоуспевающей из-за языкового барьера (русским языком владела слабо). А при виде денег на руках у кого-нибудь из детей, она под разными предлогами начинала крутиться около них, пытаясь найти способ их забрать. Ребёнок совершал преступление, и это могло негативно отразиться на её будущем, ведь девочка мечтает стать врачом. Для того, чтобы не навредить репутации своей ученицы, целесообразным было ни с кем не обсуждать эту проблему и открыто не говорить об этом с детьми. Неоднократные объяснения в общих чертах на уроках воспитания всем детям о том, что нельзя без разрешения брать чужое и к каким плохим последствиям это может привести, как негативно может отразиться на их будущем, вызывало у девочки чувство стыда, и она опускала глаза. Мы не беседовали с ней отдельно на эту тему, чтобы не заострять на этом её внимание. Вместо этого мы стали индивидуально, а позже и в группе с другими детьми заниматься изучением русского языка как иностранного и выполнять задания по математике. Занятия, которые начинались с простых слов и применения игр, красочного раздаточного материала с дополнительной мотивацией светлой мечтой в будущем стать врачом, заинтересовали мою ученицу, она начала изучать русский язык. Ребенок выбрал себе гуманную профессию, значит стремится к хорошему и правильному поведению, мечтает в будущем быть полезной обществу.

В результате исследований учёными было установлено, что изучение иностранных языков увеличивает количество и качество серого вещества в мозге человека даже у пожилых людей, следовательно, достаточно эффективно развивает общий интеллект [9]. К тому же при изучении иностранного языка повышается уровень эмоционального интеллекта, а с развитием интеллекта повышается и уровень самоконтроля.

В результате регулярных занятий (в течение 3 месяцев) русским языком и математикой у моей ученицы пропало беспокойное поведение при виде денег в руках одноклассников. Компенсация внимания, которого ей не хватало в семье, индивидуальными регулярными занятиями, развитие интеллекта с помощью иностранного языка и математики, помогли девочке избавиться от постоянной потребности в еде, и как результат исключить нужду в деньгах и повысить самоконтроль. У моей ученицы появилась уверенность в себе, так как она могла отвечать и выполнять задания не хуже других детей; с нею стали общаться и сидеть за одной партой её одноклассницы. А больше всего меня радовало то, что моя ученица понемногу стала разговаривать со мной на русском языке. Родители девочки поверили в свою дочь, в её светлое будущее и поняли, что ребенка не нужно приспосабливать к жизни плохими привычками, которые в будущем ей только мешали бы. В классе перестали пропадать деньги. И хотя я в то время не была уверена в том, что моя ученица окончательно избавилась от своей привычки, положительные изменения в её поведении и учебе давали надежду на лучшее. В данное время, моя ученица учится уже в третьем классе и осознанно перестала брать чужое без разрешения.

Ещё одно экспериментальное проведение индивидуальных дополнительных занятий с одной из моих учениц первого класса, с гиперактивностью и признаками агрессии, выраженным упрямством (девочка постоянно конфликтовала с одноклассниками и ходила во время урока, отвлекала одноклассников, отказывалась выполнять задания в классе и не могла ни с кем сидеть за одной партой) также стало давать положительные результаты. Уже через четыре месяца индивидуальных дополнительных занятий русским языком как иностранным и математикой, моя ученица научилась говорить, читать и писать на русском языке, решать примеры и задачи, простые уравнения, а самое главное ладить с другими детьми. Исчезли признаки агрессии. Девочка стала активно участвовать на уроке и с желанием выполнять домашнее задание. Родители девочки, заметив положительных изменений в её поведении, были очень рады.

Но только ли развитие интеллекта дополнительными индивидуальными занятиями улучшает поведение ребенка? Или именно изучение иностранного языка в сочетании с математикой – развитие общего и эмоционального интеллекта, и, следовательно, повышение самоконтроля даёт положительный результат?

Для исследования моей гипотезы мы с моим трудновоспитуемым и слабоуспевающим учеником второго класса летом индивидуально занимались только математикой. Не смотря на развитие интеллекта математическими заданиями и играми, поведение моего ученика не менялось в лучшую сторону. Он продолжал неуважительно относиться к старшим, обижал младших по возрасту детей, отказывал мне в просьбе помочь прибрать класс. Три месяца регулярных индивидуальных занятий по математике дали высокие результаты при решении проверочных тестов по математике. Но вычисления, не несущие в себе никакой эмоциональной информации, не изменили поведения ребенка в лучшую сторону. С началом учебного года мальчик перестал выполнять домашние задания. Ни беседы с моим учеником и его родителями, ни снижения успеваемости не могли заставить его выполнять домашние задания. И родители мальчика, из-за ухудшения поведения сына (по словам матери, мальчик совсем перестал слушаться, грубил родителям, обижал сестрёнку, стал неуправляемым), решили перевести сына в другую школу, где, по их словам, строгая учительница (может даже применить физическую силу по отношению к непослушным детям). Мне было жаль отпускать моего ученика, но эксперимент показал, что индивидуальные занятия только математикой не дают должного результата, что развития общего интеллекта недостаточно для формирования нравственной стороны ребенка.

По результатам моих дополнительных индивидуальных занятий с детьми можно сделать вывод: изучение иностранного языка в сочетании с занятиями математикой за небольшой срок быстро развивают интеллект и улучшают нравственную сторону ребенка, так как иностранный язык, помимо  общего интеллекта,  развивает и эмоциональный интеллект, а значит повышает моральный самоконтроль, оказывает духовное влияние на человека и вырабатывает толерантность и уважение по отношению к другим людям, другой культуре, другой религии потому, что язык проходит через душу человека.

Если этот метод коррекции поведенческих черт человека с помощью изучения иностранного языка в сочетании с математикой применить в работе с трудными детьми, заниматься с ними индивидуально (трудно воспитуемые дети требуют к себе больше внимания, чем обычные) и в группе (чтобы они могли сравнить свои знания со знаниями других детей, научиться у них тому, чего не смогли усвоить на индивидуальных занятиях), обучать их иностранному языку и вместе с тем воспитывать в детях морально-нравственные ценности через язык (изучая произведения поэтов и писателей), то это могло бы значительно сократить детскую преступность среди проблемных детей. Ведь именно трудновоспитуемые дети склонны к неправильному поведению, а в будущем нарушению социальных норм.

Следовательно, развитием общего и эмоционального интеллекта и повышением самоконтроля, уделением особого внимания трудно воспитуемым детям, духовным, патриотическим, правовым и эстетическим воспитанием, поддержанием стремлений детей к знаниям можно предотвратить детскую преступность и вырастить полноценного, гармонично развитого, полезного для общества человека.

Таким образом, если уменьшить влияние естественного отбора на человека, это не значит, что человечество станет слабым и больным, а ДНК будет нести информацию только о низком интеллекте и психических расстройствах. «На мой взгляд, человечество изобретёт способ бороться с отклонениями, мешающими развиваться человеку как виду. Хотя бы путём редактирования генома. Поэтому всё опасное уйдёт, и мы сможем дальше прогрессировать. Сперва в масштабах Земли, а далее и галактики, и Вселенной», – говорит американский учитель биологии Гленн Андерсон [10]. Положительное влияние ортодоксальных направлений в религии и увеличение количества образованных людей с моральным самоконтролем улучшают морально-нравственную сторону общества и уменьшают фактор естественного отбора природы в жизни человека для мирного сосуществования, следовательно, уменьшают количество преступлений.

 

Список литературы:
1. Девять общих черт людей с высоким интеллектом [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://lala.lanbook.com/devyat-obshchih-chert-lyudej-s-visokim-inttellektom (дата обращения: 12.05.2024).
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание [Электронный ресурс]. –  Режим доступа:  http://www.100bestbooks.ru/(дата обращения: 10.06.2024).
3. Если есть естественный отбор, то почему же низкий интеллект ещё существует / Популярная наука / Дзen [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.//dzen.ru/media/nauka/esli-est-estestvennyi-otbor-pochemu-je-nizkii-intellekt-esce-suscestvuet-5ea0da657c1cd903b7686acd (дата обращения: 02.06.2024).
4. Изучение языков способствует развитию мозга – вывод британских учёных-РИА Новости, 06.06.2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20041014/707407.html (дата обращения: 09.06.2024).
5. Интеллект и нравственность как факторы препятствующие преступному поведению [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://publishing-vak.ru
6. Коэффициент интеллекта.https://rus.m.wikipediya.org/wiki (дата обращения: 22.05.2024).
7. Самоконтроль: умение держать себя в руках [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/post/18804-samokontrol-umenie-derzhat-sebya-v-rukakh. (дата обращения: 25.05.2024).
8. Формы борьбы за существование // Биология, 9 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wwwyaklass.ru./p/ biologiya/9-klass/osnovy-evoliutcionnogo-ucheniia-246743/faktory-evoliutcii-249361/re-c5c15f61-eff7-4c91-8303-6ed6de2abeab (дата обращения: 29.05.2024).
9. Хронология эволюции человека [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https:rus.m.wikipediya.org/wiki (дата обращения: 07.06.2024).
10. 10 фактов о человеческом геноме: Статьи общества +1,23.06.2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plus-one.ru/society/2020/06/23/10-faktov-o-chelovecheskom-genome#:-: (дата обращения: 07.06.2024).