ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Лишение свободы является одним из самых суровых видов наказания, которое влечет за собой ряд ограничений, а также ставит под угрозу семейные отношения, в том числе с детьми. Осужденные, будучи родителями, сталкиваются с трудностями в осуществлении родительских прав и исполнении обязанностей, что негативно сказывается на благополучии их детей. Несомненно, родительские права и обязанности являются неотъемлемой частью семейного права и играют важную роль в воспитании и развитии ребенка. Ценность сохранения родительских связей в таких условиях является важной темой для исследования. В этой статье рассмотрим актуальные проблемы, возникающие при осуществлении родительских прав и исполнении обязанностей лицами, находящимися в местах лишения свободы.
В России в Семейном кодексе (далее – Семейный кодекс РФ) отражены важнейшие вопросы семейного права. Так, глава 12 этого кодекса устанавливает права и обязанности родителей. Статья 63 данной главы Семейного кодекса РФ подчеркивает, что родители несут ответственность за воспитание своих детей, заботу об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. А статья 64 кодекса уточняет, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их интересов во всех взаимоотношениях с третьими лицами.
Согласно статье 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на общение с ним, участие в его воспитании и решении вопросов получения образования [4]. Родители имеют право на свободу выбора методов воспитания, но при этом они должны руководствоваться интересами детей, а методы и способы воспитания не должны быть грубыми, жестокими, унижающими человеческое достоинство, эксплуатирующими или подобными [2, с. 18]. Так, в подпункте «е» пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 44 указывается исключение, где воспитание ребенка такими родителями невозможно (осуждение за умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи) [3].
Руководствуясь вышеприведенными нормами, можно сделать вывод о том, что семейное законодательство гарантирует родителям право и обязанность воспитывать и заботиться о своих детях, но при этом подчеркивает необходимость обеспечения благополучия и защиты интересов несовершеннолетних.
Осуществление родительских прав и исполнение обязанностей лицами, осужденными к лишению свободы, может происходить через различные формы взаимодействия с их детьми. Среди таких форм выделяют: свидания, возможность оказывать воспитательное влияние через переписку и телефонные разговоры, а также во время выездов осужденных за пределы исправительного учреждения [1, стр. 47].
Первой формой взаимодействия можно выделить свидания, так как на них между родителем и несовершеннолетним осуществляется непосредственное взаимодействие. Это важно для поддержания семейных связей и социализации ребенка. В России предусмотрен специальный порядок свиданий, регулируемый частью 1 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса (далее - Уголовно-исполнительный кодекс РФ), однако условия посещения могут быть ограничивающими, а частота свиданий недостаточной. Так, на территории исправительного учреждения краткосрочные свидания длятся четыре часа, а длительные трое суток [5].
Таким образом, в российском законодательстве свидания между родителями в местах лишения свободы и детьми могут быть ограничены временем, что затрудняет их воспитание и формирование эмоциональной связи для сохранения семейных отношений и успешной социализации.
Следующая форма - переписка и телефонные разговоры, которые регулируются статьями 91 и 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которым разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества и осуществлять телефонные разговоры, однако в этом случае уже действуют ограничения, а именно: разговор не свыше 15 минут, а при отсутствии технических возможностей в исправительном учреждении количество может быть ограничено до 12 раз в год.
Отсюда следует, что данные формы взаимодействия являются важными средствами коммуникации, которые позволяют поддерживать связь между осужденными и детьми. Однако присутствует ограничение по времени или количеству разговоров, а также не полностью компенсируется отсутствие личного общения.
К третьей форме можно отнести выезды за пределы исправительного учреждения, которые регулируются статьей 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Этот способ взаимодействия имеет более положительные моменты при осуществлении воспитания, так как продолжительность проведения времени вместе с детьми в разы дольше, чем на свиданиях непосредственно в учреждении. Однако на выезды вне исправительного учреждения существует ограничение, так данной возможностью могут воспользоваться осужденные, имеющие детей до 14 лет или несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
Следовательно, при выезде за пределы исправительного учреждения возможна наиболее долгая коммуникация между родителем и ребенком для более эффективного осуществления прав и исполнения обязанностей лицами, осужденными к лишению свободы. Однако данной возможностью могут воспользоваться осужденные, имеющие ребенка до 14 лет или несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
Обобщая вышесказанное, отметим, что осуществление родительских прав и исполнение обязанностей являются ключевыми элементами семейного права и играют значительную роль в воспитании и развитии ребенка. Когда родители находятся в местах лишения свободы, возникают трудности в осуществлении данных прав и обязанностей, что негативно влияет на благополучие ребенка. Однако в каждом случае необходимо учитывать интересы ребенка, определить возможность осужденного родителя, осуществлять воспитание без психологического вреда. Важно, чтобы взаимодействие было направлено на защиту прав и интересов детей. Проблема осуществления родительских прав и исполнения обязанностей лицами, осуждёнными к лишению свободы, требует комплексного подхода. Следует совершенствовать законодательство, создавать условия для более эффективного использования средств связи, обеспечивать психологическую поддержку и социальную помощь. Только так можно минимизировать негативное воздействие нахождения в местах лишения свободы на взаимоотношения между родителями и детьми.