ЛОГИКА ЭСТЕТИЧЕСКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕСТВА
Секция: Эстетика
XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ЛОГИКА ЭСТЕТИЧЕСКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕСТВА
THE LOGIC OF AESTHETIC AND ARTISTIC ORIENTATION IN YOUTH
Valery Karavkin
Candidate of Philosophical Sciences, docent, “Vitebsk State Academy of Veterinary Medicine”, Belarus, Vitebsk
Аннотация. Эстетика, как составная часть философии, помогает осознать, что существует логика эстетико-художественной ориентации. Так, в результате ее подспудного действия, «регулирования», предпочтения молодых людей поддаются систематизации, прогнозируемы. Осмысленный подход к юношеским предпочтениям, особенно в области искусства, должен стать руководящим в деле воспитания, образования, просвещения в целом.
Abstract. Aesthetics, as an integral part of philosophy, helps us understand that there is a logic to the aesthetic and artistic orientation of youth. Through its underlying influence, "regulation," the preferences of young people can be systematized and predicted. A thoughtful approach to understanding youth preferences, particularly in the realm of art, should become a guiding principle in education, upbringing, and enlightenment as a whole.
Ключевые слова: эстетическая ориентация, эстетический субъект, возвышенное, прекрасное, комическое, безобразное.
Keywords: aesthetic orientation, aesthetic subject, sublime, beautiful, comical, grotesque.
«Эстетическое как нечто выразительное, – по определению А.Ф. Лосева, которое можно признать классическим, – представляет собой диалектическое единство внутреннего и внешнего, выражаемого и выражающего, и притом такое единство, которое переживается как некоторая самостоятельная данность, как объект бескорыстного созерцания» [4, с. 570]. Скажем, восприятие восхода или заката солнца предполагает существование как восхода и заката, так и чувственно-эмоциональное отношение к ним. Особенностью такого отношения является то, что оно не связано с какими-либо потребностями человека, кроме потребности в созерцании как таковом, безотносительно к чему бы то ни было. Человек отстраняется в данном примере от возможной потребности в свете или тепле. Объект в данном отношении необходим именно таким, каким является, какой есть сам по себе. Объект, в нашем примере восход или закат, обладает качественно определенным значением, смыслом или содержание, что можно обозначить такими понятиями как «внутреннее» или «имманентное». Именно оно внешне выражается, обретает определенную форму. Если содержание говорит о том, что представляет собой данный объект, то в форме выражается то, как он дан человеку в созерцании, или, каким он предстает перед субъектом. Это «как» объекта – выразительное – выдвигается в эстетическом на передний план. «Как» или форма восхода отличается от «как» или формы заката, одно не может переноситься на другое. Другими словами, если прекрасен восход, это не означает, что прекрасным является закат, и наоборот. Эстетическое предполагает диалектическое единство внутреннего и внешнего, выражаемого и выражающего, содержания и формы, при том, что внешнее, выражающее, форма выдвигается на передний план, что и позволяет говорить о выразительности. Диалектическое в данном контексте означает подвижное, переменное, способное изменять свою внешность, форму, объем, фигуру или цветовую гамму, интенсивность движения или продолжительность покоя. Такое понимание эстетического отсылает нас к классической эстетике Гегеля.
Во-первых, – согласно мыслителю, наиболее адекватное воплощение эстетического мы находим в искусстве. Во-вторых, – в нем происходит чувственное воплощение Идеи, что порождают новую качественную определенность, которую Гегель называет Идеалом. В-третьих, – искусство не есть нечто застывшее в своей определенности, а является исторически подвижным, изменчивым. В-четвертых, – историческое развитие искусства проявляется в диалектическом взаимодействии элементов структуры идеала, их определенном отношении друг к другу, когда в один исторический период тот или иной элемент выдвигается на передний план, а другой отодвигается, остается в тени. Это взаимодействие в узловых точках своего исторического развития фиксируется мыслителем основными эстетическими категориями возвышенного, прекрасного, трагического, комического и безобразного.
Возвышенное, по Гегелю, – это такое соотношение компонентов идеала, в котором есть несоответствие единичного всеобщему, несоразмерность конечного, внешнего внутреннему, субстанциональному. Анализ возвышенного дается Гегелем при характеристике древнего искусства Востока.
Категорией «прекрасное» следует логически определять искусство. Оно есть, прежде всего, снятое «возвышенное». То, что делало эстетическим, по терминологии Гегеля «прекрасным вообще», возвышенное, в прекрасном сохраняется; преодолевается лишь исторически обусловленная неполнота и незрелость. Прекрасное потому идеально, что является совершенным выражением эстетического. Прекрасное составляло сущность классического античного искусства. «Тем самым, – говорит Гегель, – классическое искусство стало воплощением идеала, соответствующим понятию, завершение царства красоты. Ничего более прекрасного быть не может и не будет» [2, с. 231].
В недрах классической формы искусства, далее, зарождается трагическое и комическое. Дело в том, что прекрасное является не застывшим тождеством развитых противоположностей содержания и формы, а диалектическим, т. е. таким, взаимодействие сторон которого, раскрывает богатый мир разнообразных эстетико-художественных явлений. Причем, по Гегелю, и то, и другое возникает на почве античной Греции, но трагическое исторически и логически непосредственно и раньше порождается из недр прекрасного, а следовательно, и более близко к нему. Комическое же понимается мыслителем как переходное эстетическое состояние, которое через сатирическое ведет к безобразному. Оно зиждется на распаде, разложении той духовности, которая составляла предмет произведений искусства прошлого.
Безобразное характеризуется полным разладом между содержанием и формой. В содержании на передний план выступает субъект; в форме – случайное. Классическое искусство не знало безобразного. Оно «не переступает чистой почвы подлинного идеала» [2, с. 148]. Категориями «трагическое», «комическое» и «безобразное» характеризует Гегель современное ему романтическое искусство. Но если прекрасное не имеет даже в качестве оттеняющего момента безобразного, то последнее содержит в себе момент прекрасного и без него не существует, лишено смысла в искусстве. Красивый момент безобразного, как бы парадоксально это не звучало, содержится именно во внешнем, техническом исполнении. Безобразное у Гегеля оказывается необходимым моментом исторического развития идеала. Но «объективно необходимый момент» безобразного актуален не как таковой, не сам по себе, а в соотношении с красотой, в качестве того фона на котором красота становится видной, заметной. Не безобразное привносится в прекрасное, а прекрасное – в безобразное. Например, безобразные страдания и смерть мучеников, изображающиеся искусством, обнажают их мужественную красоту силы, стойкости и воодушевления [2, с. 258–259].
Таковой является гегелевская система исторически развивающихся форм искусства и соответствующих им эстетических категорий: от возвышенного, через прекрасное, трагическое и комическое – к безобразному. Возникнув, качественно-определенное эстетико-художественное состояние духовного мира людей, не исчезает, а продолжает существовать наряду с другими в снятом виде. Выявленные Гегелем закономерности позволяют глубже проникать в особенности многообразных форм эстетико-художественного.
В той части, где эстетические категории рассматриваются как фазы динамики эстетических объекта и субъекта, развивает гегелевскую теорию концепция Н. И. Крюковского. Под эстетическим он понимает такое отношение субъекта и объекта, когда объект через явление раскрывает свою сущность, а субъект рационально-чувственно осваивает его. В категориях эстетики в таком случае отражаются различные состояния элементов эстетического объекта и субъекта: «возвышенное (становление), прекрасное (бытие), деградация (комическое) и безобразное (небытие), причем в отношении как объекта, так и субъекта» (3., с. 268.). Сказанное наглядно представлено в виде таблицы 1.
Таблица 1.
Различные состояния элементов эстетического объекта и субъекта
Объект
Субъект |
возв. |
прекр. |
ком. |
безобр. |
возв. |
прекр. |
ком. |
безобр. |
возв. |
прекр. |
возв. |
прекр. |
ком. |
безобр. |
ком. |
безобр. |
возв. |
прекр. |
ком. |
безобр. |
ком. |
безобр. |
возв. |
прекр. |
(3., с. 269).
Отсутствие категории «трагическое» в вышеприведенной таблице объясняется тем, что о нем следует говорить только в отношении искусства, а не эстетического в целом; трагическое в жизни следует рассматривать как явление морально-психологическое, социально-историческое или то и другое одновременно.
Согласно Таблице, с точки зрения эстетической возвышенный (возв.) субъект воспринимает возвышенный объект как прекрасное (прекр.), т. к. он соответствует его эстетической ориентации; прекрасный воспринимает как комический (ком.); комический как безобразный (безобр.); и, соответственно, безобразный как возвышенный. Безобразный субъект будет воспринимать как комический возвышенный объект, как безобразный – прекрасный, как возвышенный – комический, как прекрасный – безобразный.
Существует большое многообразие эстетических предпочтений. Люди, живущие рядом, по-разному, порой, диаметрально противоположно воспринимают одни и те же выразительные внешние формы окружающего мира, артефакты, произведения искусства. Чуть ли ни бесконечное многообразие эстетических оценок может вызвать одно и то же явление или произведение. Следовательно, можно говорить и о возрастных особенностях эстетического отношения к действительности. Для того, чтобы представить их компаративный анализ эстетическую ориентацию поколения родителей признаем общественной нормой или идеальной, пользуясь терминологией Гегеля, для умозрительного культурно-исторического ареала. Эстетический ряд, который может быть выражен категориями возвышенного, прекрасного, комического и прочего, в таком случае, оказывается объективным тогда, когда он соответствует их ориентации.
Психофизиологические и обусловленные ими культурные особенности юношества заключаются, как известно, в склонности к игре и смеху. Молодые люди как бы «разыгрывают» многое из того, что происходит с их участием, другими словами, живут, как бы, весело играя, что позволяет сослаться на концепцию игры Й. Хёйзинга [5] и использовать понятие, введенное М.М. Бахтиным, – «карнавализация» [1]. Можно говорить о юношеской карнавализации действительности: игровой активности здорового смехового задора. Розыгрышам сопутствует смех, смеху – розыгрыши. Даже серьезное, порой, скажем, учебу, молодые люди склоны превращать в потешную игру. (Этим не исчерпываются особенности юношества; в целях анализа, мы отвлекаемся от многих из них).
Сказанное позволяет представить эстетическую ориентацию юношества категорией «комическое».
В таком случае, предполагая, как мы это сделали, эстетическое отношение к действительности поколения родителей в качестве объективного, можно сказать, императивного, нормативного или идеального, возвышенное молодые люди склонны воспринимать как безобразное. Прекрасное, как эстетико-художественный идеал, как гармоническое единство внутреннего и внешнего, содержания и формы, молодыми эстетическими субъектами, ориентированными на комическое, будет восприниматься как возвышенное, так как сами субъекты лишены гармонического состояния, и оно превышает эстетическую меру их представлений о прекрасном. Комическое в восприятии отцов, окажется прекрасным с точки зрения их детей. Оно созвучно их эстетическому состоянию. Гармоническую меру внешнего и внутреннего находит молодежь в комическом. Но безобразное воспринимается юношеством как комическое. Ее веселят дисгармоничные, с точки зрения эстетической, явления, которые отцам представляются некрасивыми.
Приведенная абстрактная схема эстетической ориентации молодежи является, бесспорно, условной и относительной, как, собственно, любая схема. Но она помогает высветить очень важные тенденции эстетического отношения к действительности молодежи и дает возможность сравнить эстетическую ориентацию разных поколений.
Таким образом, эстетика как составная часть философии помогает осознать: существует логика эстетико-художественной ориентации. Так, в результате ее подспудного действия, «регулирования», предпочтения молодых людей поддаются систематизации, прогнозируемы. Осмысленный подход к юношеским предпочтениям особенно в области искусства должен стать руководящим в деле воспитания, образования, просвещения в целом.
Позволим себе предположить, что молодость во все времена через комическое выполняет функцию очищения от заскорузлости и застойных явлений внешнего выражения поколений отцов и дедов.