Статья:

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКАЗЫВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИРОДА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Кулиев С.Т. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКАЗЫВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИРОДА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(94). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКАЗЫВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИРОДА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Кулиев Сиявуш Теймурович

 

Аннотация. В статье речь идет об использовании в уголовном судопроизводстве электронных документов. Рассматриваются проблемы правового регулирования механизма использования документов в электронном виде. Делается вывод о том, что правовое регулирование применения информационноцифровых технологий в уголовном процессе должно иметь системный характер, быть направленным на обеспечение как публичных, так и частных интересов, способствовать большей доступности к правосудию. Глобальная информатизация современного общества, повсеместное использование электронных средств коммуникации предопределили необходимость перехода судебно-следственных органов на качественно новый уровень. Одной из тенденций развития российского уголовного судопроизводства стало использование современных цифровых и информационных технологий в деятельности участников уголовного процесса, внедрение электронного документооборота.

Abstract. The article deals with the use of electronic documents in criminal proceedings. The problems of legal regulation of the mechanism of using documents in electronic form are considered. It is concluded that the legal regulation of the use of information digital technologies in criminal proceedings should be systematic, aimed at ensuring both public and private interests, and contribute to greater access to justice. The global informatization of modern society, the widespread use of electronic means of communication have predetermined the need for the transition of judicial and investigative bodies to a qualitatively new level. One of the trends in the development of Russian criminal proceedings has been the use of modern digital and information technologies in the activities of participants in criminal proceedings, the introduction of electronic document management.

 

Ключевые слова: электронный документ, электронная копия документа, доступ к правосудию, соотношение частных и публичных интересов, злоупотребление правомочиями, глобальная информатизация.

Keywords: electronic document, electronic copy of the document, access to justice.

 

В технической литературе под «электронными средствами связи» понимается техника передачи информации из одного места в другое в виде электрических сигналов, посылаемых по проводам, кабелю, оптоволоконным линиям или вообще без направляющих линий. Электронные средства включают в себя электронный обмен данными, электронную почту, телеграф, телекс, телефакс и другие электронные средства, предназначенные для подготовки, отправки, получения и хранения сообщений данных . В Федеральном законе от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» не содержится определение термина «электронные средства связи», но присутствуют определения двух взаимозависимых терминов «средства связи» и «электросвязь»: – средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями; – электросвязь – любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. [ №126-ФЗ07.07.2003 ] Проведенное исследование российских нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу об отсутствии единого законодательного определения терминов «электронные средства», «электронные средства связи» или «средства электронной связи». Электронные средства, используемые в доказывании на досудебных стадиях уголовного процесса, – это совокупность уголовно-процессуальных и аппаратно-программных инструментов направленных на собирание, проверку и оценку доказательств, выраженных в электронном виде, а также обеспечивающих производство следственных действий. В целях дальнейшего развития информационного законодательства, представляется возможным закрепить указанное определение в соответствующих нормативных правовых актах. Полагаем, что основными видами электронных средств, используемых в доказывании по уголовным делам, будут: электронная информация, электронные носители информации; дистанционные формы коммуникации и способы обращения (подача заявлений, жалоб, ходатайств) посредством электронной связи; сайты, облачные пространства сети «Интернет», программное обеспечение персональных компьютеров, которые предопределяют способы собирания, проверки и оценки доказательств в ходе расследования преступлений. Одним из элементов средств уголовно-процессуального доказывания являются следственные действия, направленные на получения электронной информации, а также формы производства следственных действий с использованием технических средств, специально определенных в УПК РФ. [15, с. 93].

Для установления обстоятельств совершенного преступления огромное значение имеют доказательства, а именно их информационная составляющая Электронные доказательства все чаще используются при расследовании уголовного дела. На сегодняшний день все большее количество следов преступления отображается в информационно-технологической инфраструктуре. Это связано с тем, что все большее количество преступных деяний совершается удаленным, бесконтактным способом с использованием компьютерных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. При этом, необходимо заметить, что электронное доказательство — это любая хранящаяся в электронном виде информация, которая может быть использована в качестве доказательства в уголовном судопроизводстве. К такому виду доказательств относятся любые документы, электронные письма или другие электронно- хранящиеся файлы, а также электронные свидетельства, включающие хранящиеся сетевыми или интернет-провайдерами записи. Цифровая информация на электронном источнике, безусловно, обладает массой преимуществ перед традиционными бумажными документами. Так, например, она характеризуется большей степенью наглядности, скоростью передачи и фиксации, технологией быстрого поиска, а также возможностью автоматического исследования большой совокупности данных. Кроме того, некоторыми авторами отмечается обусловленная такого рода информацией возможность установления почти всех подлежащие доказыванию по уголовному делу обстоятельств.

Электронная информация находит свое закрепление на материальном носителе, т. к. в ином случае она не признавалась бы в качестве доказательства. Однако необходимо учитывать, что их доказательственное значение, в отличие от вещественных доказательств, проявляется в содержащейся в них информации, а не в физических свойствах материального носителя сведений в электронной форме, его составе и внешнем виде.

Природа электронных доказательств неразрывно связана с природой виртуальных следов. Как виртуальный след не является ни материальным, ни идеальным, так и электронное доказательство не является письменным либо вещественным доказательством, а представляет собой полноценный самостоятельный вид, процессуальное закрепление которого необходимо для создания и разработки практических методик фиксации, изъятия, изучения, исследования, оценки и расследования их фальсификации. Однако процессуальное закрепление нового вида доказательств, требует не только одновременного наличия и действия двух условий: «1) механизма формирования информации в том или ином источнике (именно проверка механизма дает представление об адекватности информации, отраженной доказательством); 2)способа превращения этой информации с помощью процессуальных действий удостоверительного характера в доказательство»,как отмечает А. В. Кудрявцева, но и разработки принципиально новой концепции электронного общества. Мнения ученых относительно выделения электронных доказательств как самостоятельного вида принципиально разделились на два лагеря:

1) электронные доказательства охватываются традиционными видами доказательств и не нуждаются в самостоятельной процессуальной регламентации; 2) электронные доказательства – новый феномен, для которого необходимо не только законодательное закрепление, но и разработка и подготовка принципиально новой методологии.

Осознавая важность существенных признаков для установления ограничительного содержания и объема понятия доказательства как базового элемента процесса доказывания, можно полагать, что понятие доказательств должно быть закреплено в законе с учетом изменяющихся условий развития общества. Если цифровая трансформация изменила все базовые устои общества, то право должно соответствовать изменяющимся условиям.

Произошедшая цифровая трансформация общества, рост киберпреступлений, а поэтому увеличение доказательственного значения цифровых следов преступлений, повсеместное использование электронных доказательств в практике деятельности правоохранительных органов наталкиваются на проблему отсутствия понятия «электронных доказательств» в уголовно-процессуальном законе.

В информационном обществе гигантский объем электронной информации в современной инфраструктуре создает трудности при работе с информацией для любого человека, но в то же время открывает огромные возможности для органов расследования. В этой связи возникает закономерный вопрос, как добиваться максимального результата при минимуме затрат сил, средств и времени. В этом и заключается концептуальная идея эффективности в соотношении использованных ресурсов и полученных результатов.

Проведенное исследование российских нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу об отсутствии единого законодательного определения терминов «электронные средства», «электронные средства связи» или «средства электронной связи». Электронные средства, используемые в доказывании на досудебных стадиях уголовного процесса, – это совокупность уголовно-процессуальных и аппаратно-программных инструментов направленных на собирание, проверку и оценку доказательств, выраженных в электронном виде, а также обеспечивающих производство следственных действий. В целях дальнейшего развития информационного законодательства, представляется возможным закрепить указанное определение в соответствующих нормативных правовых актах. Полагаем, что основными видами электронных средств, используемых в доказывании по уголовным делам, будут: электронная информация, электронные носители информации; дистанционные формы коммуникации и способы обращения (подача заявлений, жалоб, ходатайств) посредством электронной связи; сайты, облачные пространства сети «Интернет», программное обеспечение персональных компьютеров, которые предопределяют способы собирания, проверки и оценки доказательств в ходе расследования преступлений. Одним из элементом средств уголовно-процессуального доказывания являются следственные действия, направленные на получение электронной информации, а также формы производства следственных действий с использованием технических средств, специально определенных в УПК РФ. [11, с. 12]. В качестве примера допустимо привести ст. 164.1 УПК РФ «Особенности изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий» и положения ст. 189.1 УПК РФ «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания путем использования системы видео-конференц-связи». [ч. 1 ст. 164.1 УПК РФ]

Электронная информация имеет уголовно-процессуальное законодательное закрепление, и ее по праву можно считать основным элементом электронных средств уголовно-процессуального доказывания. Данный феномен требует более тщательного изучения. В научной юридической литературе можно обнаружить различные точки зрения относительно понятия: «машинная информация». Продолжительное время понятие «машинная информация» характеризовалось учеными через категорию электронно-вычислительной машины. Еще в начале 90-х гг. И.З. Карась предложил под машинной информацией понимать информацию, циркулирующую в вычислительной среде, зафиксированную на физическом носителе в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающуюся по телекоммуникационным каналам. К последней он относил сформированную в вычислительной среде информацию, пересылаемую из одной ЭВМ в другую, из ЭВМ на устройство отображения или из ЭВМ на управляющий датчик оборудования. [КарасьИ.З.,1990;40]

Большинство существующих в настоящий момент электронных устройств являются цифровыми, однако аналоговые электронные устройства продолжают использоваться в повседневной жизни. Примером аналоговых электронных устройств могут служить различные телефоны, работа которых основана на аналоговых линиях связи , когда электромагнитный сигнал не проходит «оцифровку» при передаче по линиям связи между абонентами. Аналоговые линии телефонной связи обширно используются на территории России. В качестве дополнительных примеров аналоговой электроники можно привести: радиосвязь, в том числе и обычное радио, аналоговое телевидение

 Разграничивая аналоговую информацию от дискретной, необходимо проанализировать процесс передачи информации с точки зрения информатики. Информация, то есть смысл, который должен понять получатель с помощью сообщений (символов, образов, звуков), передается посредством сигнала. Понятие сигнала происходит от латинского signum – знак . Сигнал - это физический процесс или явление, несущее сообщение о каком-либо событии. По своей природе и типу передающей среды сигналы делятся на механические, тепловые, световые, электрические, электромагнитные, звуковые. Сигналы по своей структуре могут быть дискретными или аналоговыми (непрерывными). Аналоговый сигнал представляет собой величину, непрерывно изменяющуюся во времени, амплитуду, частоту, фазу. В качестве примера можно привести человеческую речь (механическую волну), изображение на фотографии (отраженная от поверхности электромагнитная волна). Дискретными являются те, которые состоят из отдельных различимых символов – букв или цифр. Существует особый тип дискретной информации, который не может быть непосредственно воспринят человеком и закреплен в протоколе. Речь идет об отдельной разновидности дискретного сигнала – цифровой, выраженным в кодировке двоичных чисел (0 и 1). Последовательностью нуля и единицы можно выразить текст, изображение, звук . Чтобы человек мог воспринимать значение цифровой информации, её необходимо преобразовать в понятную для человека аналоговую форму (аналоговый сигнал). Для этого цифровой код при помощи программноаппаратных средств (цифро-аналоговый преобразователь) преобразуется в аналоговый сигнал (механическая волна, исходящая от колонок, свет, исходящий от экрана компьютера и т. д.). Процесс может идти и в обратном направлении, когда аналоговая информация попадает в устройство, к примеру, видимый свет (электромагнитная волна) попадает в камеру видеонаблюдения, после чего преобразуется в виде кода («1» и «0»), а затем сохраняется на физическом уровне, например, на оптический диск. По мнению ученых: «Цифровая информация не существует в природе, это изобретение человеческого разума. Между тем большая часть первичной информации в окружающем мире представлена в форме аналоговых сигналов, да и сам человек, будучи творением природы, может непосредственно воспринимать только аналоговые сигналы». Однако, как указано выше, существуют электронные устройства, которые не преобразуют аналоговый сигнал в цифровой. При этом действие как аналоговых, так и цифровых электронных устройств основано на электромагнитных физических свойствах .

Таким образом, внедрение электронного документооборота как необходимого условия для процессуальной и материальной экономии как итоговое значение легализации понятия электронного доказательства, использование понятий электронных данных и электронных доказательств в правовых системах разных государств мира показывает, что бумажные (документарные) материалы уголовного дела стали за последние два десятилетия анахронизмом и атавизмом. Полагаем, что ключевое значение для внедрения электронного документооборота имеет именно использование понятий электронных данных и электронных доказательств в уголовно-процессуальном законодательстве.

 

Список литературы:
1. Зайцев О. А. Особенности использования электронной информации в качестве доказательств по уголовному делу. сравнительно-правовой анализ законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 4. С. 42–57.
2. Качалова О. В., Цветков Ю. А. Электронное уголовное дело — инструмент модернизации уголовного судопроизводства // Российское правосудие. 2015. № 2. С. 95–101. 
3. Основы теории электронных доказательств / Балашов А. Н., Балашова И. Н., Бахтеев Д. В. и др.; под редакцией доктора юридических наук С. В. Зуева. Москва: Юрлитинформ, 2019. 398 с.
4. Пастухов П. С., Лосавио М. Использование информационных технологий для обеспечения безопасности личности, общества и государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 2. С. 231–236. 
5. Судебные и нормативные акты [Интернет ресурс] // https://sudact.ru/regular/doc/WyavwZ7DR958/ (дата обращения 21.04.2021).
6. Карась И.З. Экономический и правовой режим информационных ресурсов // Право и информатика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990 С. 40.
7. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юрид. лит., 1991. С. 67. 
8. А.В. Кудрявцева. Теория доказывания в юридическом процессе. Учебное пособие.