МИРОВОЙ ОПЫТ СОЦИВЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ:УРОКИ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА
Секция: Экономическая социология и демография

XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
МИРОВОЙ ОПЫТ СОЦИВЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ:УРОКИ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА
WORLD EXPERIENCE IN SOCIAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES: LESSONS FOR UZBEKISTAN
Aziza Azimova
Student, Kimyo international university in Tashkent, Uzbekistan, Tashkent
Аннотация. В статье приводится анализ мирового опыта социальной поддержки детей с инвалидностью в таких странах, как США, Германия, Польша и Франция. Рассматриваются различные подходы, включая финансовую помощь, инклюзивное образование и реабилитационные программы. Особое внимание уделяется успешным стратегиям, которые могут быть адаптированы для Узбекистана с целью улучшения качества жизни и интеграции детей с инвалидностью в общество. Рассматриваются возможности модернизации существующих в Узбекистане программ, реабилитационных центров и образовательных учреждений, а также предлагается заимствование опыта зарубежных стран по улучшению доступности городской инфраструктуры.
Abstract. The article analyzes the world experience in social support for children with disabilities in countries such as the USA, Germany, Poland, and France. Various approaches are considered, including financial assistance, inclusive education, and rehabilitation programs. Special attention is paid to successful strategies that can be adapted for Uzbekistan to improve the quality of life and integration of children with disabilities into society. Opportunities for the modernization of existing programs, rehabilitation centers, and educational institutions in Uzbekistan are discussed, along with proposals to adopt foreign practices to improve the accessibility of urban infrastructure.
Ключевые слова: социальная поддержка, дети с инвалидностью, инклюзивное образование, реабилитация, финансовая помощь, международный опыт, Узбекистан, доступность инфраструктуры.
Keywords: social support, children with disabilities, inclusive education, rehabilitation, financial assistance, international experience, Uzbekistan, infrastructure accessibility.
Введение. Одной из ключевых задач современного общества является оказание поддержки семьям с детьми-инвалидами. В разных странах разработано множество моделей помощи, включающих государственные программы, благотворительности, новые технологии обучения и инновационные технологии реабилитации. Все эти меры созданы для облегчения интеграции детей в общество и создание условий для полноценной жизни. В Узбекистане активно предпринимаются шаги для улучшения ситуации в данной сфере, однако, остаются некоторые проблемы, связанные с доступностью услуг, финансированием и общественным восприятием инвалидности. Изучение мирового опыта может помочь выявить успешные стратегии, которые могут быть адаптированы в нашей стране.
Цель данной работы – проанализировать системы социальной поддержки детей с инвалидностью в разных странах, выявить их ключевые особенности.
Материалы и методы. В ходе исследования были использованы официальные документы и отчеты по программам социальной поддержки и научные статьи, посвященные образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Проводился качественный анализ систем социальной поддержки детей с инвалидностью в выбранных странах.
Результаты и обсуждения
США
Выплаты по программе Supplemental Security Income для детей с ограниченными возможностями. Дети в возрасте до 18 лет имеют право на это пособие, если у них есть заболевание или ряд заболеваний, которые соответствуют определению инвалидности, установленному службой социального обеспечения. Их доходы и материальные возможности должны соответствовать предъявляемым требованиям. Сумма платежа по SSI разнится, поскольку в некоторых штатах выплачивается местная надбавка к платежу по SSI [3]. Помимо финансовой помощи, важную роль играет система инклюзивного обучения. Индивидуальная образовательная программа (Individualized Education Program, IEP): специально разработанный план обучения для детей с особыми образовательными потребностями в рамках государственной системы образования. Предоставляет услуги, такие как логопедия, физиотерапия, адаптированные учебные материалы и ассистенты [1].
Большинство программ и услуг для детей с инвалидностью в США предоставляются бесплатно или на льготных условиях. Однако условия участия и доступность могут различаться в зависимости от штата и конкретной программы. Узбекистан может глубже изучить специальную систему обучения в Соединённых штатах, чтобы улучшить качество образования.
Германия
В Германии семьи с детьми-инвалидами получают детское пособие в размере 250 евро в месяц на каждого ребенка. Обычно родители получают детское пособие до тех пор, пока ребенку не исполнится 18 лет. Для детей с инвалидностью такого ограничения нет; они могут продолжать получать пособие, если не могут самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Таким образом, в Германии больше уделяют внимание обучению детей, чтобы они могли жить полноценной жизнью.
Для детей с ограниченными возможностями доступны различные предложения по образованию, поддержке и развитию в раннем детстве до поступления в школу. Большинство детей, которые получают интеграционную поддержку, связанную с учреждением в соответствии с Книгой восемь Социального кодекса (Achtes Buch Sozialgesetzbuch – Kinder- und Jugendhilfe ) Дети и молодые люди получают поддержку в форме мер индивидуальной помощи, чтобы они могли достичь максимально возможного уровня интеграции в школе и на работе, участвовать в жизни общества и вести независимую жизнь, насколько это возможно. Поддержка особых образовательных потребностей в инклюзивном образовании поощряет детей и молодых людей с инвалидностью и без нее к совместной работе. Для детей, достигших возраста обязательного обучения, однако для таких, которые, возможно предположить, не смогут успешно принимать участие в начальной школе, в некоторых землях Германии созданы Schulkindergärten, Vorklassen или Grundschulförderklassen. Schulkindergärten стремятся создать и оптимизировать условия для формы обучения, подготовки и воспитания, которая соответствует потребностям детей, развивая насколько это возможно на индивидуальной основе способность детей приобретать восприятие и выражать себя с помощью упражнений и обращения с материалами, предназначенными для пробуждения и развития внимания со стороны детей [2].
В результате приведенных примеров видно, что Германия старается обеспечить детей профессией для будущей жизни и открыть их таланты. Наша страна может привлечь детей инвалидов с дефектом опорно-двигательной системы к нашим ремеслам, чтобы сохранить нашу культуру.
Польша
В Польше таким семьям оказывается поддержка с помощью специальных государственных программ и выплаты пособий. Для родителей и опекунов детей с ограниченными возможностями дополнительная финансовая помощь может принимать различные формы. Им предоставляются как единовременные дотации, так и помощь, выплачиваемые ежемесячно. Родители и опекуны детей с инвалидностью могут рассчитывать на несколько видов пособий:
Świadczenie pielęgnacyjne (Уходовое пособие) – выплачивается родителям, которые вынуждены оставить работу для ухода за ребенком с инвалидностью. Сумма составляет 809 долларов США в месяц. Для получения пособия необходимо наличие официального заключения об инвалидности (orzeczenie o niepełnosprawności) [6].
Доплата на образование и реабилитацию ребенка-инвалида (Dodatek z tytułu kształcenia i rehabilitacji dziecka niepełnosprawnego) – составляет 90 zł (около 23$) в месяц для детей до 5 лет и 110 zł (около 28$) для детей от 5 до 24 лет [6].
Государственный фонд реабилитации инвалидов (Państwowy Fundusz Rehabilitacji Osób Niepełnosprawnych – PFRON) – финансирует покупку вспомогательных устройств, медицинское оборудование и услуги, облегчающие жизнь детям с инвалидностью [6].
В своих реабилитационных программах Польша уделяет значительное внимание приспособлению к нормальной жизни детей-инвалидов, предлагая специализированные программы, финансируемые через PFRON: Реабилитационные курсы (Turnus rehabilitacyjny) – организуются для групп из не менее 20 детей с аналогичными диагнозами. Продолжительность – не менее 14 дней, финансирование государства покрывает до 30 % от средней заработной платы.
Польская система социальной поддержки сочетает финансовые выплаты, программы реабилитации и техническую помощь. Основное внимание уделяется обучению и адаптации детей к самостоятельной жизни. Польский опыт может быть полезен Узбекистану, особенно в сфере финансирования реабилитационных мероприятий и создания специализированных образовательных программ.
Франция
Во Франции действует всестороння поддержка детей с инвалидностью, включая финансовую помощь, образовательные программы и меры по интеграции в общество.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, могут рассчитывать на различные виды пособий. По данным на 2007 год, около 85 000 семей получали такие выплаты. В данное время размер выплат в среднем составляет 950 евро в месяц, кроме этого, возможно получение дополнительных пособий.
Франция активно способствует развитию образования и интеграции в общество. Французское законодательство гарантирует детям с инвалидностью право на инклюзивное образование. Многие университеты разрабатывают индивидуальные планы обучения и предоставляют специализированную поддержку для студентов с особыми потребностями. Однако уровень этой поддержки может варьироваться в зависимости от учебного заведения [4].
Более того дороги Франции предоставили инвалидам удобства для передвижения на колясках. Французское законодательство требует, чтобы все новые здания, как жилые, так и общественные, были доступны для людей с инвалидностью. Общественный транспорт в большинстве городов оборудован для удобства пассажиров с ограниченной подвижностью, включая низкопольные автобусы и трамваи с выдвижными мостиками [5].
Таким образом, Франция стремится обеспечить всестороннюю поддержку детям с инвалидностью, создавая условия для их полноценного участия в жизни общества. Узбекистан может позаимствовать французский опыт по созданию доступной городской среды, что позволит улучшить условия передвижения для людей с инвалидностью.
Вывод. Узбекистан находится на начальном этапе формирования системы для поддержания детей с инвалидностью. Существуют такие меры, как ежемесячные выплаты, специализированные образовательные учреждения и реабилитационные центры, которые требуют модернизации. Опыт зарубежных стран, в частности Германии, Франции и Польши демонстрирует, что интеграция финансовой поддержки, инклюзивного образования способствуют не только повышению качества жизни детей, но и их полноценному участию в общественной жизни. Применение лучших мировых тактик позволит увеличить размеры и выплаты семьям, развивать систему инклюзивного образования, модернизировать реабилитационные учреждения и облегчить доступность городской инфраструктуры.
