Актуальные проблемы института опеки и попечительства в РФ
Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы
XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Актуальные проблемы института опеки и попечительства в РФ
ACTUAL PROBLEMS OF THE INSTITUTE OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
Svetlana Smirnova
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, don state technical University, Russia, Rostov-on-don
Elena Alekseeva
Student, don state technical University, Russia, Rostov-on-don
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы органов опеки и попечительства, проанализированы статистические отчеты, на основе которых сделаны выводы о проблемах, с которыми сталкиваются государственные гражданские служащие, рассмотрены поправки в законодательстве.
Abstract. The article deals with actual problems of guardianship and guardianship authorities, analyzes statistical reports, on the basis of which conclusions are drawn about the problems faced by state civil servants, considers amendments to the legislation.
Ключевые слова: государственный гражданский служащий; органы опеки и попечительства; дети; оставшиеся без попечения родителей.
Keywords: state civil servant; guardianship authorities; children left without parental care.
В настоящее время институт опеки и попечительства претерпевает различные изменения на законодательном уровне. Причиной реформ становятся проблемы, с которыми сталкиваются как исполнительные органы государственной власти, так и семьи, опекуны, попечители, усыновители, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Проблемы, с которыми сталкивается институт опеки и попечительства можно разделить на два блока:
- Организационные проблемы, включающие дефицит квалифицированных кадров в данной сфере, недостаточное финансирование и/или его неверное распределение, неэффективное управление персоналом и т.д.
- Неисполнение государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей по тем или иным причинам.
В мае 2018 г. Министерство образования и науки было расформировано, в результате чего были образованы два ведомства – Министерство просвещения РФ (в состав которого вошел отдел опеки и попечительства) и Министерство науки и высшего образования РФ [1]. Такое реформирование органов исполнительной власти предполагает более тщательную их работу в пределах своих ведомств, следовательно, деятельность, реализуемая в отношении кадровой и финансовой политики должна дать положительные результаты, касающиеся первого блока вышеуказанных проблем.
Второй указанный блок проблем связан с неисполнением государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей по различным причинам, в т.ч. из-за низкой квалификации.
Государственный гражданский служащий отдела опеки и попечительства должен быть ознакомлен со следующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации: Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Письмом Минобрнауки РФ от 25.06.2007 N АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». Согласно ст. 7 вышеуказанного Письма в качестве показателей эффективности работы органов опеки и попечительства могут, в частности, рассматриваться:
- сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, и их доли в общей численности детей, проживающих в субъекте Российской Федерации;
- сокращение численности впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;
- уменьшение количества интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение численности детей, возвращенных в родную семью;
- уменьшение количества случаев жестокого обращения с детьми и другие соответствующие показатели [2].
Для определения эффективности работы органов опеки и попечительства рассмотрим статистику некоторых из вышеуказанных показателей (представлены данные за 2015 и 2018 гг. (последнее изменение данных переписи было произведено в 2014 г. в связи с вхождением республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав РФ)).
Согласно статистическим данным в 2018 г. под опеку удалось устроить 53% от общего числа выявленных и учтенных детей (25801 из 49106 чел.), оставшихся без попечения родителей, в 2015 г. данный показатель составлял 55% (32946 из 60111 чел.). В приемные семьи на воспитание в 2015 г. было передано 5% (3017 чел.) от числа выявленных и учтенных детей, в 2018 г. – 6% (2893 чел.). Важным показателем эффективности работы органов опеки и попечительства можно считать число детей, возращенных родителям, в 2015 г. в родные семьи вернулось 5% (3273 чел.) от общего числа выявленных и учтенных детей, а в 2018 г. – 4% (2082 чел.).
Следует отметить, что за период 2015-2018 гг. на 18906 чел. сократилась численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наблюдается сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в 2015 г. их количество было равно 409 897, в 2018г. – 388763.
Анализируя отчеты отдела опеки и попечительства Министерства просвещения РФ, необходимо обратить внимание на раздел 5 данных отчетов «Защита прав детей в возрасте до 18 лет и лиц из числа детей,
оставшихся без попечения родителей», который отражает деятельность ведомства по вопросам оценки условий жизни детей, их психологического и физического здоровья, ограничения и лишения родителей родительских прав. В 2018г. по сравнению с 2015г. сократилась численность детей-сирот, так в 2015 г их число составляло 65,5% от общей численности детей, родители которых лишены родительских прав, в 2018 г – 61,8%.
Ложноположительным можно считать результат показателя численности приемных родителей, с которыми досрочно расторгнуты договоры по инициативе органа опеки и попечительства по причине возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей). Так, в 2015 г. досрочно было расторгнуто 344 договора, в 2018 г. – 316. При этом выросла численность детей, здоровью которых был причинен вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей, в 2015г. данный показатель составлял 7%, в 2018- 8% [3,4].
Таким образом, к актуальным проблемам института опеки и попечительства можно отнести сложности с устройством детей под опеку; сокращение численности детей, возвращенных в семью; увеличение численности детей, здоровью которых был причинен вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей.
Усугубить вышеуказанные проблемы могут принятые в 2019 г. реформы в законодательстве. Так, усложнится устройство детей под опеку, поскольку согласно нововведениям в семье не может быть больше 3 несовершеннолетних как кровных, так и усыновленных (исключение составляют кровные братья и сестры, разделение которых недопустимо), следовательно, численность детей, находящихся в интернатных учреждениях увеличится.
Также на воспитание семья может принять только одного ребенка в год, пройдя при этом дополнительное психологическое тестирование. Данные меры позволят органам опеки и попечительства тщательнее отбирать семьи, в которые будут переданы дети.
Еще одной поправкой в действующее законодательство стало требование отсутствия у кандидата в опекуны таких инфекционных заболеваний как ВИЧ и гепатита С.
Поправки в действующее законодательство, принятые государством направлены на решение не количественных (увеличение численности детей, переданных под опеку), а качественных проблем (сохранение психологического, физического здоровья детей, стабилизация общества). Однако вышеуказанные поправки можно дополнить для комплексности решения рассмотренных проблем.